Администрация города Ульяновска проводит тотальную инвентаризацию детских игровых и спортивных площадок на придомовых территориях и общественных пространствах.

О намерении муниципальных властей навести порядок в данной сфере уже заявлялось ранее, с момента вступления в силу в 2020 году требований о соответствии всех детских площадок Техническому регламенту ЕАЭС-042/2017 и госстандартам. Кроме того, эту тему особенно подогревали сообщения об участившихся случаях травмирования детей. В 2021 году депутаты Гордумы даже предлагали создать отдельное предприятие, которое займется ремонтом МАФ (малых архитектурных форм) за счет бюджета. Но в 2022 году ограничились лишь одной бригадой на базе МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению».

Решить проблему нахрапом, закрыть все пробелы при помощи бюджетных средств не получится. Слишком большой и сложный вопрос. Без предварительного обследования и расчета затрат принятие окончательного решения было бы неэффективно. Кроме того, нельзя просто взять и забрать все площадки, у некоторых есть законные владельцы, это чья-то собственность. Поэтому задачей текущей инвентаризации станет не только выявить и снести аварийные горки и качели, но и определить ответственных за их содержание.

– Необходимо будет определить балансодержателя. Площадки на придомовой территории МКД должны быть признаны общедомовым имуществом и переданы на обслуживание УК, – пояснил начальник Управления по благоустройству Александр ЕРМАКОВ.

На самом деле, если площадка находится на придомовой территории МКД, управляющая организация уже несет за нее ответственность, даже если МАФ не записаны в общедомовое имущество или земельный участок не сформирован. На это указывает судебная практика – Определение Верховного суда РФ от 25 августа 2020 г. №303-ЭС20-11685. Тут все просто, а вот найти балансодержателя для МАФ, которыми пользуются жильцы сразу нескольких домов, – сложнее. Тут ситуация спорная, и, как правило, нет желающих платить за содержание и ремонт общих качелей. Каким образом будет решаться вопрос – до конца не ясно, но, скорее всего, по традиции объекты попытаются «повесить» на крупные УК.

– Инвентаризация площадок на дворовых и междворовых территориях будет проводиться силами районных администраций. В парках, скверах, возле объектов социального назначения проверку проведет МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению». По итогам инвентаризации будет принято решение о демонтаже площадок, которые находятся в аварийном состоянии, ремонт которых нерентабелен, то есть сопоставим по стоимости с установкой новых МАФ, и тех, что представляют реальную угрозу жизни и здоровью наших детей. Будем стараться максимальное количество площадок привести в состояние, соответствующее ГОСТам, – отметил Александр ЕРМАКОВ.

Сейчас кардинально изменился подход к оборудованию детских площадок. Дело в том, что начал действовать Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017). Он был принят еще в 2017 году. Затем был установлен переходный период до 1 июня 2020 года, который был продлен до 1 декабря 2021 года. В этот период еще допускалось производство и выпуск в обращение продукции, не подлежавшей обязательной оценке соответствия требованиям. Сейчас это уже запрещено. А все установленные до вступления техрегламента МАФ подлежат сносу по истечении срока их службы, указанного в паспорте к изделию, а это в среднем 7-8 лет.

НА ЧТО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ (ТР ЕАЭС 042/2017)?

На горки, качели, качалки, карусели, канатные дороги, ударопоглощающие покрытия, а также детские городки (игровые комплексы), песочницы, игровые домики, лабиринты, размещенные на открытых территориях или закрытых помещениях. Он не распространяется на оборудование и покрытия для детских игровых площадок, произведенные и введенные в эксплуатацию раньше, чем вступил в силу технический регламент; игрушки; спортивное оборудование и изделия, предназначенные для тренировок и занятий физкультурой, спортом и туризмом; аттракционы, на которые распространяется действие ТР ЕАЭС 038/2016 «О безопасности аттракционов».

КАКОЙ ДОКУМЕНТ ПОДТВЕРЖДАЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ?

Сертификат соответствия. Проверить его можно на сайте Росаккредитации.

Оборудование и (или) покрытия детских игровых площадок, выпускаемые в обращение с 1 декабря 2021 года, подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям ТР ЕАЭС 042/2017. Это горки, качели, качалки, карусели, канатные дороги, детские городки (игровые комплексы), ударопоглощающие резиновые и синтетические покрытия – необходим сертификат. Декларированию соответствия также подлежит следующее оборудование: песочницы, игровые домики, лабиринты, а также ударопоглощающие покрытия: песчаные, гравийные, дерновые и из дробленой древесины. После выпуска в обращение оборудования и (или) покрытия в течение их назначенного срока службы осуществляется оценка технического состояния (техническое освидетельствование).

На каждой площадке должен быть установлен информационный стенд с рекомендациями изготовителя по правилам эксплуатации оборудования (с указанием перечня МАФ, правил эксплуатации и возрастной группы). Кроме того, должны быть указаны телефоны вызова экстренных служб и обслуживающей организации, ответственной за содержание объекта.

ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ?

Детские площадки должны соответствовать не только техрегламенту, но и относящимся к данной сфере ГОСТам, которых на данный момент действует аж 14 штук! Согласно им для каждого оборудования есть свои нормы, например:

• качели не должны быть на жестком подвесе (только на цепи или канате);
•пружина качалок для малышей должна отклоняться не больше, чем на 30 градусов;
• тоннели, домики и другие закрытые элементы должны иметь не меньше двух выходов с разных сторон;
• материалы, из которых сделаны детские городки, не должны быть токсичными, оставлять ожоги и легко воспламеняться;
• для защиты детей от падения на конструкциях должны быть перила и ограждения;
• высота свободного падения не должна превышать трех метров.

ЕСТЬ ЛИ НАКАЗАНИЕ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ?

В зависимости от балансодержателя управляющая организация или органы местного самоуправления обязаны проводить плановые и внеплановые проверки безопасности содержания и использования площадок. Именно УК следит за состоянием, ремонтирует и решает, когда надо менять горки и качели. Если площадка стоит на муниципальной земле, то ответственность за нее несет районная администрация.
Если во время проверки на площадке обнаружат нарушения, их потребуют устранить. Также за травмы детей и их сопровождающих, а также смерть на детской площадке, к ответственности могут привлечь всех виновных, в том числе главу местной администрации.

За нарушение установленных техрегламентом требований при установке и эксплуатации игровых конструкций предусмотрена ответственность по статье 14.43 КоАП. Это штраф для граждан от 1 до 2 тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч и для организаций – 100-300 тысяч рублей. Если неисправность оборудования на площадке привела к несчастному случаю или создала такую угрозу, максимальный штраф для граждан составит 5 тысяч, для чиновников – 40 тысяч, для организаций – до 1 миллиона рублей.

ПОЧЕМУ ЭТО БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА?

Прежде всего, с чем мы столкнемся из-за введения новых правил, так это нехватка знаний и квалифицированных специалистов у заказчиков. Имеется в виду, что не только собственники МКД не особо разбираются в этих 14 ГОСТах и никогда не читали Техрегламент ЕАЭС, но и сотрудники УК далеко не все в теме. То же самое касается районных администраций, на которых будут равняться в первую очередь, там подразумевается, но законодательно не закреплено наличие сотрудника с соответствующей квалификацией.
На практике приемка установленных площадок, как правило, проходит без участия специалистов. Люди оценивают работу с точки зрения «нравится – не нравится», а насколько это безопасно, соответствует ли требованиям – не известно. Это позволяет подрядчикам халтурить, экономить на необходимых вещах. А когда потом с них жильцы спрашивают: «Почему же вы не сделали как полагается?», отвечают, мол, вы сами виноваты, в смету не заложили!

Также новые правила станут огромной проблемой при планировке и размещении детских площадок. Большинство дворов спроектированы таким образом, что инженерные коммуникации проходят прямо по их территории. Между тем есть требования о расстоянии до теплотрассы и сетей электроснабжения, а кабели, бывает, пролегают под землей по всей площади от подстанции. Также рядом с детскими площадками не должно быть мусорных контейнеров и автостоянок, а это в Ульяновске вообще повсеместно.

Еще одна ключевая проблема – нехватка в бюджете средств на содержание и обновление площадок. Это касается как муниципалитета, так и собственников МКД. На общем собрании в доме вопрос о финансировании на установку и ремонт МАФ не всегда и не всеми принимается охотно. Чаще всего жильцы, особенно те, у кого нет детей или внуков, голосуют против. У площадок на муниципальной земле такая же проблема – многие из них заброшены и давно не ремонтировались. Кроме того, до окончания инвентаризации мы даже не можем точно сказать, сколько, но догадываемся, что практически все 100% площадок подлежат замене как аварийные либо как отслужившие свой срок службы и не соответствующие современным требованиям.