Жильцы дома №35 по ул. Карла Маркса разочарованы итогами капитального ремонта. Потратили более 5,3 млн рублей на модернизацию системы теплоснабжения, но ожидаемого повышения комфорта и снижения коммунальных платежей не получили.

Эта пятиэтажная «хрущевка» 1963 года постройки живет в тени величавой «сталинки» (по ул. Гагарина, д. 1), построенной на год раньше. Такое ощущение, что и делается там все раньше.

– Там все эти работы уже сделали, а нам оставалось лишь смотреть да завидовать. Мы делали, но позже, поэтому и сметы, расценки на точно такие же ремонтные работы и материалы у нас были гораздо выше. Первым делом начали с крыши. Это самое главное в доме, без чего все остальное нельзя даже и начинать. А тут соседи наши установили погодник. Посмотрели мы, как у них все это отлично работает, и тоже захотелось. Провели общее собрание, набрали нужное количество голосов. Все было замечательно, жильцы поддерживали обновление инженерных систем, ну и экономить на оплате тепла, как соседи, конечно, нам тоже хотелось. Только вот не вышло! Пришла зима, и начались жалобы от некоторых жильцов нашего дома на холод в квартирах. В итоге погодник выкрутили на 27оСтепла, в отличие от соседнего дома, где оборудование настроено на нормативные 22оС. Понятно, что при таком раскладе ни о какой экономии на платежах нечего и говорить. Получается, мы потратили столько сил на подготовку и проведение общего собрания, столько денег вбухали, а результата никакого! – разочарованно восклицает Александр КАРПУШИН, председатель совета дома №35 по ул. Карла Маркса.

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ – НЕ ТЕКУЩИЙ
Когда стали разбираться, выяснилось, что жалобы на холодные батареи поступают лишь из одного подъезда, где собственники почти все дружно отказались от замены стояков по программе капремонта. Свою лепту внесли и нежилые помещения. Коммерсантам вообще до лампочки на состояние инженерных сетей МКД, так как они там не живут. Там же лишь их работники, и главное, чтобы внешне было красиво, а уж что внутри…

– Перед началом работ мы проводили сходы граждан, где объясняли людям необходимость проведения данных работ. Объясняли, что без полнои замены стояков не будет необходимого эффекта. Но когда приступили к работам, столкнулись с тем, что собственники отказываются пускать к себе наших специалистов. В подвальной части и на чердаке были заменены розливы, подающий стояк, смонтирована система погодного регулирования. Но вот из 64 квартир в 17 отказались от проведения капремонта. Также отказались и половина нежилых помещений, магазинов, которые располагаются на первом этаже данного МКД, – пояснил главный инженер подрядной организации ООО «Профмонтаж» Алексей ЕВСЕЕВ.

Отказывались по той причине, что ранее уже сделали ремонт помещения и самостоятельно заменили стояки. Не хочется же портить! Однако текущий ремонт и капитальный – не одно и то же! В первом случае производится замена лишь видимой части трубы, а во втором – по всей длине, включая перекрытия. Получилось же так, что в квартирах вроде новые трубы, но толку от них никакого. Ведь соединяются они друг с другом через старые и засорившиеся обрезки гнилушек.

При обследовании, когда комиссия пришла разбираться с жалобами, в одном из магазинов на первом этаже МКД срезали один такой новый стояк, который был заменен самим собственником, и обнаружили в перекрытии гнилушку, которая полностью перекрыла движение воды. Чтобы хоть как-то восстановить теплоснабжение, в пробке проволокой буквально проковыряли дырочку.

– Проблема заключается именно в тех стояках, которые отказались менять по капремонту, так как они забились из-за коррозии и разрушения. Таким образом, нарушена циркуляция. Насколько я знаю, в одном из подъездов нашелся человек, который специально ходил по квартирам и говорил, что менять ничего не нужно. В итоге сейчас возникли эти проблемы. Собственники думают: раз они поменяли стояки у себя в квартире, значит, у них все прекрасно и хорошо. Но они забывают о том, что в перекрытиях остались участки старых труб, которые мешают прохождению воды, – прокомментировал Алексей ЕВСЕЕВ.

ПОСТУЧАЛИ В ДВЕРЬ И ПОШЛИ ДАЛЬШЕ
Один из основных рисков ремонта системы теплоснабжения состоит именно в том, что собственники в последний момент откажутся пускать к себе в квартиру. Предугадать этот момент заранее практически нереально. Даже если сначала проголосовали «за», потом люди могут передумать. Между тем подрядная организация не обязана понуждать жителей к проведению работ, тем паче не имеет право заходить самовольно. Грубо говоря, постучались в дверь и, если не открыли, пошли дальше. Понятно, что предпринимаются всяческие попытки связаться – по телефону, через соседей и прочее, но по факту так: подрядчик меняет стояки лишь там, куда его пустили.

Между тем из-за того, что часть стояков не была приведена в нормативное состояние, возникает разбалансировка, то есть одним хватает тепла, а до других оно через забитые трубы просто не может пробиться. В итоге из-за каприза отдельных собственников страдают все, ведь на капремонт идут взносы со всего дома, тратятся огромные суммы, вложение которых в результате не оправдывается, так как не приносит желаемого эффекта. Получается, погодник – как бесполезная дорогая игрушка, и только?!

В данном случае установленное на доме №35 по ул. Карла Маркса оборудование управляет потреблением тепла сразу на всех подъездах. Сделать погорячее в отдельно взятом стояке нельзя технически. Прибавить или убавить отопление можно лишь всему дому разом. И поэтому из-за одного подъезда, где отказались от капремонта стояков и потом жаловались на холод, пришлось прибавить отопление всем. Остальным трем подъездам просто пришлось терпеть жару. Впрочем, это не самая большая трудность. Основная проблема в том, что из-за увеличения потребления ресурса выросли и суммы в платежках за отопление.

– Если даже очень примерно посчитать или сравнить с соседним домом, где погодник установлен на нормативную температуру в квартирах, получается, что мы переплачиваем около тысячи рублей ежемесячно. Соответственно, это никому не нравится, даже тем, кто жаловался на холодные батареи, – сказал Александр КАРПУШИН.

ЧЕМ ГРОЗИТ ОТКАЗ ОТ ДОПУСКА К СТОЯКАМ?
Порядок определения невозможности проведения капитального ремонта в связи с воспрепятствованием со стороны собственников или УК утвержден постановлением Правительства Ульяновской области №693-П от 27 декабря 2017 года. Документом оговаривается, что факты воспрепятствования должны фиксироваться региональным оператором капремонта. В приложении даже имеется форма соответствующего акта, который, помимо уполномоченного представителя Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области, должны подписать подрядчик и управляющая организация. В случае же отказа от подписи со стороны собственников, которые не пускают к себе ремонтников, это фиксируется в том же акте.

Согласно установленному Порядку, не позднее трех рабочих дней со дня составления акта регоператор направляет его в комиссию при администрации города, сформированную в целях установления необходимости проведения капитального ремонта в МКД. Данная комиссия в течение 10 календарных дней принимает мотивированное решение о переносе сроков капремонта на более поздний период. При этом комиссия запрашивает в управляющей организации информацию о техническом состоянии дома, иную необходимую информацию у госорганов и граждан, а также проводит визуальный осмотр МКД. Принятое решение направляется в Фонд модернизации ЖКК и Министерство ЖКХ для внесения изменений в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации.

Для чего нужно переносить срок работ? Это требуется, чтобы дать время управляющей организации подать в суд на отказников и получить решение о принудительном допуске к общему имуществу дома (стоякам) для проведения капремонта. Но на практике этот механизм не применяется. Фактически мы имеем документ, разработанный регоператором, который им же самим и не применяется. Дело в том, что перенос сроков капремонта на более поздний период означает его удорожание, так как стоимость работ и материалов ежегодно увеличивается, причем гораздо быстрее, чем инфляция и размер минимального взноса.

На практике капремонт завершают по факту, то есть в том объеме, в котором удалось сделать работы. А стояки в отказавшихся квартирах предлагают менять уже за счет текущего ремонта. Насколько это правильно? Наверное, не совсем. Однако все зависит от того, кто возьмется в судебном порядке это доказать. Чаще всего УК и совет МКД предпочитают не связываться, рассуждая так: что текущий, что капитальный ремонт – за все платят собственники. Так стоит ли овчинка выделки?..

ЗАСТАВЯТ ЧЕРЕЗ СУД, ПОТЕРЯВ ВРЕМЯ
Как нам сообщили в УК «СВ», сейчас планируется работа по выдаче предписаний всем собственникам в доме №35 по ул. Карла Маркса, отказавшим в допуске подрядчика для замены стояков. В случае неудовлетворения предписания следующий шаг – суд. Даже независимо от желания отдельных собственников управляющая организация обязана заниматься обслуживанием общего имущества МКД (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). Более того, у самого собственника тоже есть обязанности – предоставить допуск к общему имуществу, к которому относятся стояки.

Право УК требовать допуска в квартиру или нежилое помещение (магазин) закреплено в п. «б» п. 32 постановления Правительства РФ №354. Обязанность собственника допускать представителей УК прописана в п. «е» п. 34 того же ПП РФ №354.
Более того, надо учитывать, что на тот период, пока УК через суд добивается доступа к общему имуществу дома, вся ответственность полностью лежит на отказавших в допуске собственниках. Им придется из своего кармана оплатить ущерб или иной вред, возникший вследствие данных действий. К такому вреду, кстати, можно отнести не только порыв стояка и пролив соседей, но и переплату за отопление из-за отказа в проведении капремонта. Пострадавшие могут подать в суд и компенсировать эти расходы за счет соседей, которые не пустили к себе ремонтников менять стояки.

Фото автора