Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”.

Автор этих потрясающих фотографий дал согласие на их публикацию, но просил не называть его имени. Потрясают снимки не красотами или художественными достоинствами, а тем жутким, чудовищным (трудно подобрать подходящее приличное слово) состоянием, до которого доведено историческое здание в самом центре города. От себя я добавил только первое фото – вид дома снаружи, с улицы Ленина – чтобы всем было яснее, о каком здании идёт речь.

Это, конечно, хорошо знакомый ульяновцам дом N 138 по улице Ленина, по соседству с Домом Гончарова – бывший склад-магазин К.И. Юргенса, потом типография А.П. Балакирщикова; в советское время – Ульяновская типография N 1. В нашей группе тоже не раз были материалы о нём: и в публикациях о людях, связанных с историей этого дома; и в связи с его печальным нынешним состоянием.

“Склад-магазин для земледельческих орудий, крытый железом…” К.И. Юргенса на Московской улице был построен в 1894-1895 гг. по проекту архитектора Виктора Людвиговича Ивановского. В облике и декоративном оформлении здания использованы элементы средневековой замковой архитектуры.

К тому времени сам Карл Иванович Юргенс уже отошёл от дел по причине преклонного возраста. Фактическим главой семейного предприятия стал его старший сын Аксель.

В 1898 г. К.И. Юргенс умер. Три его сына-наследника некоторое время продолжали семейное дело. Но в 1910 г. братья Юргенс ликвидировали фамильную фирму и начали раздел имущества.

В декабре 1911 г. вся недвижимость Юргенсов на Большой Саратовской и Московской улицах была продана за 150.000 руб. купцу А.П. Балакирщикову.

Дом Гончарова, перестроенный братьями Юргенс в 1896-1900 гг., новый хозяин сдавал в аренду. При этом первый этаж, где прежде размещался книжный и музыкальный магазин К.И. Юргенса, был поделён на 4 магазина с тремя новыми входами со стороны Большой Саратовской улицы, позже опять заложенными.

А в здании склада-магазина на Московской улице Андрей Павлович 12 (25 по н. с.) декабря 1912 г. открыл типографию. Оснащённая новейшим оборудованием, она скоро стала лучшей типографией города. Именно здесь, около здания типографии Балакирщикова, появился первый в Симбирске электрический фонарь. “Весь город сбежался, чтобы посмотреть на небывалое зрелище”, вспоминал А.В. Ястребов.

В 1918 г. типография А.П. Балакирщикова была национализирована и стала называться типографией N 1 комбината писчебумажной и полиграфической промышленности. Здесь печатались газеты “Экономический путь”, “Пролетарский путь”, с 1943 г. – “Ульяновская правда”; брошюры, афиши, бланки и т. д. После создания в 1958 г. Ульяновского книжного издательства материальная база и мощность типографии значительно увеличились.

В 1988 г. типография переехала в новое здание на ул. Пушкарёва; а с 1992 г. она стала называться областной типографией “Печатный двор”. Но и здание на ул. Ленина не пустовало. После ремонта (1993 г.) в нём размещался филиал типографии – цех оперативной печати. В 1990 г. историческое здание признано объектом культурного наследия регионального значения.

Дом N 138 по ул. Ленина, бывший склад-магазин земледельческих орудий К.И. Юргенса и типография А.П. Балакирщикова. 21 апреля 2023 г.

Вид на дом N 138 по ул. Ленина со стороны двора.

Во дворе дома.

Внутри дома.

Но в 2000-х гг. дом 138 по улице Ленина – бывший склад-магазин К.И. Юргенса и типография А.П. Балакирщикова – оказался в частной собственности и фактически был заброшен. Владелец вынашивал разные планы его перестройки (ОКН!), потом долго и безрезультатно пытался продать…

По фактам невыполнения собственником здания охранных обязательств ему не раз направлялись предписания Управлением по охране ОКН; выносились судебные решения, налагались штрафы – безрезультатно. Вся “забота” ограничилась тем, что в 2012 г. фасад разрушающегося памятника истории был стыдливо закрыт “тряпкой” с изображением этого же здания в его куда лучшие времена.

В 2017 г. суд вынес решение об изъятии здания у собственника и выставлении его на торги. Однако, судебное решение 4 года не выполнялось. Лишь в начале 2021 г. был объявлен аукцион. Но, как и следовало ожидать, желающих приобрести руины исторического здания, отягощённые охранными обязательствами, не нашлось. Да хоть бесплатно его отдавай – стоимость ремонта и реставрации настолько запущенного ОКН даже трудно себе представить. Дом так и стоит заброшенным, всё больше разрушаясь. Теперь и владельца у него, видимо, нет, и предписание выписать некому…

Властям области и города разрушающееся на глазах историческое здание тоже явно не нужно и не интересно. Но разве у города нет проблем, связанных с отсутствием просторного здания? Вот Краеведческий и Художественный музеи многие десятилетия буквально сидят на головах друг у друга. Многочисленные проекты и планы их расселения так и остались благими намерениями. А тут – большое пустующее здание в самом центре, рядом с Домом Гончарова. Да и других вариантов использовать его можно назвать немало.

Конечно, восстановление здания “влетит в копеечку”, а на подобные вопросы чиновники уже привычно отвечают: “Нет денег”. Но вот уже начата реализаци крайне сомнительной (очень мягко говоря!) концепции развития и благоустройства центральной части Ульяновска, на которую выделены огромные деньги. Да, это федеральные средства, и выделены они под реализацию, видимо, уже одобренной “в верхах” концепции. Но ведь и концепция может быть разной.

Общественность, специалисты, краеведы выступают с резкой критикой разработанной московским архитектурным бюро “Мегабудка” концепции, уродующей центр города; просят отменить её. Но их голоса власти не слышат. Видимо, чиновникам важнее освоить выделенные миллионы, чем слушать мнение людей.

Но ведь это концепци развития не какой-то, а ИСТОРИЧЕСКОЙ части города. Почему бы не положить в её основу вопросы сохранения исторической среды, которой в Ульяновске остаётся всё меньше? И разве восстановление исторического дома на перекрёстке двух центральных улиц – это не благоустройство и развитие исторического центра?

Ведь и туристы приезжают в Ульяновск не для того, чтобы прогуляться по выложенным плиткой тротуарам и полюбоваться на “чудеса” современной архитектуры. Этого добра у них и дома хватает. Люди хотят ощутить атмосферу старинного города, от которого с каждым годом остаётся всё меньше и меньше. Ульяновск стремительно теряет своё неповторимое лицо, всё больше становится безликим и скучным, как стандартный штампованный ширпотреб. Один музей-заповедник дела не поправит, да и в нём проблем с сохранением зданий хоть отбавляй.

Так почему бы в качестве первого шага в этом направлении не восстановить исторический дом N 138 на улице Ленина – бывший склад-магазин земледельческих орудий К.И. Юргенса и типография А.П. Балакирщикова; ОКН регионального значения? Затраченные деньги не пропадут напрасно – здание потом может быть использовано с большой пользой для города.

Господа руководители и чиновники! Пожалуйста, не уродуйте НАШ город! Сделайте хоть что-то действительно полезное для сохранения его исторического центра, и люди будут вам благодарны.

Сергей Падерин.

Внутри дома N 138 по улице Ленина.

Вид из окна здания на двор Дома Гончарова.