К 1 марта московская группа компаний «ЕКС» должна была закончить работу над проектно-сметной документацией по укреплению берега Волги от улицы Тухачевского до нового моста. Но в сроки контракт не уложился. Проект до сих пор не прошел госэкспертизу. Несмотря на задержку, чиновники к его реализации готовятся: через суд разбираются с собственниками земли, попадающей в зону берегоукрепления.

Обещали денег, но требуют прекращения права

Ульяновцы, садовые участки и гаражи которых будут изъяты под проект укрепления склона Волги, получат за них деньги, сообщал в феврале замглавы города Сергей Мишин. Но по факту уже год чиновники ведут работу по оформлению этих участков без выплаты каких-либо компенсаций. Пока, правда, суд чаще встает на сторону горожан.

Так, 31 марта суд Ленинского района Ульяновска рассмотрел сразу 11 исков министерства имущественных отношений и архитектуры региона к  администрации Ульяновска о прекращении права наследуемого владения на садовые земельные участки, расположенные на склоне Волги в северной части города. Всего же с весны 2022 года подобных исков было подано несколько десятков.

Большинство из них разрешаются не в пользу истца. Как указывает в решениях судья Грачева, если первый собственник участка умер, но живущие наследники вступили в его наследство, они получают право собственности и на эти участки. Даже если никоим образом конкретно их в составе наследства не оформляли.

«В п.10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021, при разрешении споров о принадлежности наследственного имущества суду следует иметь в виду, что наследник, принявший наследство, считается собственником причитающегося ему наследственного имущества со дня открытия наследства, независимо от способа принятия наследства. Получение свидетельства о праве на наследство или на часть этого наследства является правом, а не обязанностью наследника», – говорится в документах суда.

При этом по части исков решения все же приняты в пользу минимущества. Это, например, происходит, если в суде подтверждается, что самим наследникам участки не нужны.

«Белова от прав владения земельным участком не отказывалась в установленном порядке, поскольку и право собственности на него за ней в установленном порядке не регистрировалось в Управлении росреестра Ульяновской области, в судебном заседании указала, что интереса к земельному  участку не имеет, не посещала его более 20 лет, не возражает против прекращения права пожизненного наследуемого владения», – объясняется в одном из решений.

«Нужно учитывать, что это зона риска»

Такие иски подаются сразу по нескольким СНТ, расположенным вдоль спуска к Волге по улице Тухачевского и севернее в сторону Президентского моста. В том числе это СНТ «Волжский садовод», «Швейник», «Коммунальник», «Восток», «Володарец», «Маяк», «Строитель».

Большинство из этих садовых товариществ уже сняты с налогового учета и не действуют, отмечает глава регионального отделения Союза садоводов Николай Кашаев. Хотя, например, «Волжский садовод», расположенный ниже улицы Тухачевского, продолжает вести работу, несмотря на отсутствие официальной регистрации.

Но, уточняет Кашаев, наследники имеют право оформить участки и после ликвидации СНТ. Для этого нужно сделать межевание и пройти все процедуры. Впрочем, в возможности получить компенсацию за землю на склоне он не уверен. По словам главного садовода региона, юридически это непростой вопрос:

– Это оползневая зона, участки освобождены от земельного налога. Если люди там что-то строят, они должны учитывать, что это зона риска, как, например, подтопляемые земли. И собственник участка, и юридическое лицо если что-то потребуют, это сложно доказать.

Узнать, как минимущества планирует дальше действовать по участкам, где суд принял решение в пользу собственников, не удалось — ведомство пока не ответило на запрос редакции.

Согласно публиковавшимся планам, работы на склоне могут задеть и несколько ГСК. Например, часть ГСК «777», расположенного на улице Радищева после Учебного центра войск. Но, по словам председателя этого ГСК Максима Чебоксарова, ему пока каких-то уведомлений от органов власти по этой теме не поступало.

Слишком большой объем работ

Конкретного проекта того, как именно планируется делать берегоукрепление и где по верху склона пройдет планируемая прямая дорога из центра к УлГТУ, пока так и нет. Срок контракта на проектно-сметную документацию со столичной группой компаний «ЕКС» истекал 1 марта, но работы продолжают идти, сообщил Улпрессе глава Агентства городских инициатив Алексей Гаев.

Причина задержки, по его словам, стал большой объем работ. 1 мая проект планируется наконец завести на госэкспертизу, хотя начало этой работы анонсировалось еще зимой.