Члены Общественной палаты предложили бороться с безобразием, которое творится на контейнерных площадках в Ульяновске, с помощью 25-го кадра, штрафов с камер видеонаблюдения и тысяч жалоб, отправленных в Роспотребнадзор. На заседании ОП выяснилось, что для оперативной уборки мусора у муниципалитетов не хватает ни рук, ни денег, а сортировка ТБО может быть фикцией. Никто не знает, какой объем вторсырья идет на переработку, при том, что использовать переработанный пластик выходит дороже, чем продукцию из первичного сырья. «Чиновники расписались в своем бессилии», — резюмировал председатель комиссии ОП по вопросам экологии и охране окружающей среды, эколог Лев Левитас.

Вопросы, которые Левитас адресовал двум чиновникам, представляющих областные и городские власти, касались переработки и утилизации отходов, целесообразности и экономической эффективности установки желтых контейнеров для сбора пластика, бумаги, стекла и металла, а также порядка (точнее, его отсутствия) на контейнерных площадках, которые являются «лицом отрасли».

Первым ответ держал замминистра ЖКХ и строительства Иван Карсаков. Он рассказал, что в регионе сегодня установлено 10,5 тысячи контейнерных площадок, из которых обустроено 5200.

— Обязанность по созданию и содержанию площадок лежит на органах местного самоуправления. К сожалению, средств в их бюджетах недостаточно, область софинансирует работу. В 2022 году был выделен миллион рублей (было обустроено 42 площадки), в этом году — такая же сумма. Это, конечно, капля в море, — заметил Карсаков.

По словам замминистра, многие контейнерные площадки не соответствовали нормам — плита вроде бы лежит, но высокая (30-40 сантиметров), пожилым залезть на нее невозможно, а регоператору сложно вывозить контейнеры — ломаются колеса, обслуживать все это тяжело. Для того, чтобы такого не было, был разработан стандарт контейнерных площадок: он уже утвержден и направлен в муниципалитеты и регоператорам. Но какого-то явного результата от этого нет — местные власти не закладывают на это большие средства.

— Еще одна проблема — то, что вокруг контейнерных площадок бывает большое количество навалов, плюс они завалены крупногабаритным мусором, например, спиленными деревьями, шинами и другими отходами, не относящимися к ТБО. Их регоператор вывозить не обязан, это должны делать специализированные организаторы по заявкам людей. Сейчас мы вносим изменения в территориальную схему обращения с отходами. Всем рекомендовано на контейнерных площадках предусматривать места для размещения крупногабаритных отходов. Это будет заложено в тариф регоператора, и он будет их вывозить, — рассказал Карсаков.

Несанкцированных свалок в Ульяновской области, по данным министерства ЖКХ, осталось 130. В нынешнем году планируется ликвидировать 50. Областные чиновники готовят запрос муниципалитетам, чтобы они нашли деньги, «и история со свалками бы закончилась».

Левитас снова поднял тему про сортировку отходов. Карсаков уточнил, что регоператоры достигли показателя в 68%. В диалоге чиновника и эколога выяснились интересные нюансы.

— Как они проходят сортировку – разбирают? — спросил Левитас.
— Разбирают, — улыбнувшись ответил Карсаков.
— Давайте по честному! Никто ничего не сортирует. Прокатить отходы по конвейеру — это не сортировка, — не унимался эколог.
— Процент выбора ничем не регламентирован и никем не установлен, угадать его невозможно. У кого-то 5, у кого-то 10%, — пояснил замминисра.
— Ни у кого 10 нет!, — парировал Левитас.

Единственный регоператор, который действительно занимается утилизацией — Горкомхоз, который, в числе прочего, через компостирование производит технический грунт. Он идет на пересыпку песчаных карьеров. В прошлом году регоператор получил таким образом 114 тысяч тонн грунта. Участники заседания пришли к выводу, что без поддержки государства наладить переработку вторсырья (а, значит и предшествующую ему сортировку) невозможно. Левитас показал бутылку из-под «Волжанки»:

— Пластик из бутылки-вторсырья гораздо дороже, чем китайский полипропилен, который закупается на первичное сырье. Здесь решение государства должно быть — 30% в составе продукции — вторсырье, и будет желание его собирать, и меньше в землю уйдет.

Далее дискуссия повернула в сторону желтых контейнеров. Иван Карсаков напомнил, что в федеральную комплексную систему обращения с отходами, требующую раздельного накопления, регион вошел в 2021 году. Тогда для Ульяновска и Димитровграда закупили 812 контейнеров, в прошлом году их стало на 641 больше — они появились в 12 муниципалитетах. «Доля низкая, но будем стремиться устанавливать еще», — пояснил замминистра.

Возник вопрос в их экономической целесообразности. Представитель одного из регоператоров пояснила, что польза от желтых контейнеров есть, но не такая, как хотелось бы: эффективность стремится к низшему пределу:

— Они стоят не на каждой площадке, не все жители готовы сортировать отходы. Зачастую в желтые контейнеры попадают смешанные фракции и возникает мешанина. Из-за того, что крышки не закрывают, бумага намокает от дождя и снега, вторсырье теряет свою ценность. Плюс к этому, есть дополнительные транспортные расходы на вывоз этих контейнеров — это затраты регоператора, на включенные в тариф. Нам не выгодно так работать. Если расходы на их транспортировку все же войдут в тариф, в совокупности с экологической значимостью это, возможно, даст эффект.

Карсаков заявил, что мыслить нужно стратегически: государство идет к тому, чтобы использовать как можно больше вторичных ресурсов. И если у самих людей есть сомнения в эффективности раздельного сбора, порядка никогда не будет.

Депутат заксобрания Андрей Седов высказал мнение, что бардак на контейнерных площадках создают сами люди:

— Я сам не раз видел, как просто кидают мешок с мусором в сторону площадки, и идут дальше. Пока не сложится менталитет, и в голове не будет срабатывать, что чисто не там, где убирают а там, где не мусорят. Давайте по аналогии с нарушениями ПДД будем наказывать тех, кто не соблюдает порядок. Приучили же водителей — теперь пропускают людей на пешеходных переходах. И все это — за счет фиксации и «писем счастья». Когда наказывают рублем — это очень доходчиво. Надо вокруг контейнерных площадок повесить камеры и фиксировать, — кто делает не то, что нужно. Через год будет совсем другая картина.

Лев Левитас заявил, что у машины есть госномер, у водителя — удостоверение. «А тут бабушка пришла, мимо кинула — как ей предъявить?».

— У каждой бабушки есть свое индивидуальное лицо. Люди привыкнут и перестанут хулиганить, — уверил его Седов.

Левитас вспомнил, что полгода назад говорил с главой ОП Ириной Колотковой, что нужно сделать ролик с 25 кадром, который «откладывал бы в голове хорошую мысль», и крутить по всем каналам. Но на съемки никак не могут найти 40-50 тысяч рублей. Седов пообещал, что лично найдет эти деньги.

В Ульяновске ситуация с контейнерами площадками чуть получше, но все равно аховая. Как рассказал начальник городского управления по благоустройству Александр Ермаков, в прошлом году муниципалы благоустроили 40 площадок из более, чем 900; 500 из них нужно обустроить или перенести. В этом году на решение вопроса выделили 12 млн рублей из требуемых 150 млн.

— Содержание контейнерных площадок надо разделить на два вопроса. Подметание, дезинфекция и денинсекция — это обязанность администрации города. Мы сделали расчеты, и определили, что цена будет одинаковой — если мы отдадим эти работы на аутсорсинг, либо сделаем сами. На пополнение автопарка и найм работников для этих целей нужно 10-11 млн рублей в год. Пока в бюджете мы их предусмотреть не смогли. А вот навалы, листва и ветки — это не забота города. Привлечь регоператора невозможно, если они лежат не на контейнерной площадке. А люди, между тем, за работы по вывозу мусора заплатили, — заявил Ермаков.

Он уточнил, что есть положительные примеры — «Экостандарт», «Горкомхоз» крупногабаритный мусор вывозят, нанимают дополнительную техник в пиковые моменты. Но в Железнодорожном районе, зоне действия регоператора «Контракт Плюс», администрация делает это сама — ежедневно здесь работают два ломовоза и два 20-кубовых самосвала.

— С 2019 года, когда произошла мусорная реформа, мы платим регоператорам, а у администрации города дополнительных источников доходов не прибавилось, только миллион обязанностей, — не сдавался Ермаков.

После доклада чиновников эмоций у Льва Левитаса стало больше:

— Так вы будете наводить порядок или нам позорить вас дальше — отправлять губернатору служебные записки и отчеты? Что делать? Надо тему закрывать!

Иван Карсаков предложил Общественной палате выйти с инициативой выделить деньги из облбюджета муниципалитетам на решение «мусорной» проблемы: «Понимание, сколько нужно средств, у них есть». Депутат Андрей Седов сразу же этот вариант отмел: «Мы не против выделить, но откуда их взять? От медицины, дорог, водопровода?».

— Давайте тогда честно скажем: жили мы в дерьме, и будем жить, потому что ни депутаты, ни власть ничего не могут сделать, — не сдерживал эмоций Левитас.
— Все это из-за того, что бюджет дефицитный. Когда научимся зарабатывать деньги, и он будет профицитным, найдем на все средства. Но что делать сегодня? — спросил Седов.
— Жить в дерьме, — тут же ответил Левитас.
— Не согласен и вам не советую. Надо работать с населением, делать ролики, объяснять схему взаимоотношений. Если люди будут знать все процессы, кто за что отвечают, может и задумаются, — пояснил позицию депутат.

Также эколог предложил написать массовые обращение в Роспотребнадзор, который инициирует проверки только после заявлений граждан:

— Каждый член моей комиссии напишет по 500 обращений, член рабочей группы — по 200. Пусть работают, ищут нарушителей, штрафуют. Давайте работать на результат, а не на болтовню. Из личного опыта знаю, что задача чиновника — не выполнить работу, а доказать начальству, что выполнить ее невозможно.

Участники заседания договорились после 9 мая выехать в рейд и проверить контейнерные площадки в Ленинском районе. В проверке может поучаствовать любой желающий — Левитас пообещал, если что, заказать автобус.