С увеличением платы за вывоз ТКО и введением реформы чистоты нам обещали, что не останется несанкционированных свалок, их найдут и уберут региональные операторы. Но по факту они не справляются даже с тем мусором, который люди сами им приносят на контейнерные площадки.


На заседании комиссии общественники пообещали и провели в начале мая рейд по контейнерным площадкам Ленинского района, выявив массу нарушений, хотя в отчете на бумаге все было прекрасно

До 2019 года контейнерные площадки в Ульяновске обслуживали у организации, они же занимались и вывозом мусора. Затем данную услугу у них отняли и передали на региональный уровень под государственный контроль. Строка в платежках перекочевала из жилищных в коммунальные услуги. При этом сумма значительно выросла из-за перекрестного субсидирования, ведь теперь в цену закладывалось обслуживание не только города, но и районов области.

КОМПЕНСИРОВАЛИ ЗА СЧЁТ МКД
По сути, городские жители компенсируют расходы сельским, так как вывоз мусора из отдаленных населенных пунктов с малым числом потребителей стоит в разы дороже. Однако через тариф сложили все расходы, вывели среднюю, в итоге платим одинаково. Конечно, горожан такой расклад не радует, рост цен вообще никому не нравится. Смириться с невыгодными условиями нас хотя бы заставила перспектива, что с улиц исчезнут свалки. Ведь по идее авторов реформы, как это преподносилось народу, отобранные государством регоператоры возьмут на себя заботу о мусоре, так что мы забудем о всех проблемах! Будут его не только вывозить, но и перерабатывать, будут искать ответственных за несанкционированные свалки, убирать их и наказывать рублем виновных. Прошло четыре года…

– После введения «мусорной» реформы мы стали платить регоператорам, а обязанностей почему-то прибавилось у муниципалитета, хотя дополнительных источников финансирования в местном бюджете не появилось. В городе более двух тысяч контейнерных площадок, из них 891 относится к МКД. Проблема в том, что некоторые из них оборудованы неправильно, а некоторые и вовсе не оборудованы. По нашим оценкам, порядка 500 площадок на сегодняшний день нужно обустроить или перенести. Потребность на эти цели составляет более 150 млн рублей. В прошлом году в городе благоустроили 40 площадок, в этом году планируется благоустроить столько же. На эти цели выделено 12 млн рублей, – прокомментировал начальник Управления по благоустройству администрации горда Александр ЕРМАКОВ.


Причиной навалов возле площадок может стать несоблюдение или неправильно составленный график вывоза ТКО. Когда контейнеры переполнены, люди начинают рядом с ними сваливать мусор, однако подбирать его согласны уже не все регоператоры. И тогда это приходится делать муниципалитету с привлечением спецтехники, а это дополнительные финансовые затраты, которые не компенсируются

Вопрос о результатах работы в сфере обращения с ТКО и ликвидации несанкционированных свалок рассматривался 28 апреля на комиссии Общественной палаты Ульяновской области. Обществен
ники представили результаты своих рейдов по несанкционированным свалкам, число которых, увы, не уменьшается, показали фото неблагоустроенных контейнерных площадок и замусоренной территории вокруг них. Председатель комиссии Лев ЛЕВИТАС отметил, что данная тема находится на особом контроле из года в год.

КОМУ-ТО ДЕНЬГИ, А ДРУГИМ ОТВЕЧАТЬ
Сейчас в Ульяновской области, только по официальным данным, насчитывается 130 несанкционированных свалок. В нынешнем году планируется ликвидировать 50 из них, сделать это (найти где-то средства) должны будут местные администрации. Интересная реформа получается: деньги за услугу теперь собирают регоператоры, а спрос с муниципалитетов – как же так?

– Обязанность по созданию и содержанию площадок лежит на органах местного самоуправления. К сожалению, средств в их бюджетах недостаточно. Область софинансирует. Так, в 2022 году муниципальным образованиям в районах был выделен миллион рублей, обустроено 42 площадки, в этом году – такая же сумма. Это, конечно, капля в море, – признался заместитель министра ЖКХ и строительства Ульяновской области Иван КАРСАКОВ.

По его данным, в целом на территории Ульяновской области сегодня действуют 10,5 тысячи контейнерных площадок, из которых обустроены меньше половины. Но даже те площадки, что обустроены, многие сделаны таким образом (на высоте 40 см), что пожилым гражданам тяжело с мусорным ведром туда запрыгивать, да и региональным операторам трудно забирать оттуда контейнеры. Чтобы решить эту проблему, в министерстве разработали стандарт контейнерной площадки и рекомендуют всем его придерживаться.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И РЕАГИРОВАНИЕ
Реформаторы так любопытно составили законодательство, что в соответствии с ним вывоз мусора осуществляется только с того места, которое указано на территориальной схеме. Если на бумаге место для крупногабаритного мусора не отмечено, регоператор имеет право игнорировать стащенные туда жильцами МКД отходы. Хотя люди уверены (их в этом убедили при повышении платы), что они уже заплатили за вывоз всего своего мусора, и возмущаются, когда этого не происходит. В итоге вместо ожидаемого в результате реформы уменьшения свалок мы получаем их еще больше. Возле контейнерных площадок копятся навалы, разгребать которые приходится опять же муниципалитетам за свой счет.

– К сожалению, не со всеми регоператорами мы можем прийти к общему мнению о том, что если жители платят им за эту услугу, то надо вывозить отходы, независимо от того, оборудованы контейнерные площадки карманами для крупногабаритного мусора или нет. В очередной раз мы написали обращение в Министерство ЖКХ, подали заявление в прокуратуру о том, чтобы принудить регоператоров к выполнению своих обязанностей по вывозу отходов, в том числе крупногабаритных, в том числе веток и уличного смета, которые жильцы собирают со своего двора. А пока нам приходится делать это силами и за счет муниципальных предприятий, привлекать специальную технику, ломовозы, самосвалы, погрузчики. Но нельзя сказать, что все повально регоператоры отказываются и не идут на контакт. Данная проблема все же носит локальный характер, есть и хорошие примеры, когда операторы реагируют на сигналы, имеют у себя на вооружении специальные машины и даже привлекают дополнительную технику в пиковые периоды, например, когда субботники проходят в городе, чтобы вывезти весь мусор и не оставлять навалов. И к ним у нас нет вопросов, и жалоб от жителей на них нет! – ответил Александр ЕРМАКОВ.

Иными словами, если не относиться к делу формально и не цепляться за буквы в документах, можно организовать вывоз мусора и навалов возле контейнерных площадок в том числе! Значит, дело тут вовсе не в хитро написанном законе, а в отношении конкретного регоператора к своим обязанностям?

– Мы плотно работаем с управляющими компаниями по точкам сбора крупногабаритных отходов и отходов от субботников в МКД: они не должны находиться по всей придомовой территории, а складируются в определенном месте, удобном для подъезда техники. Есть четко выстроенные графики вывоза, работает парк грузовых «Газелей». Если появляется дополнительный объем ТКО, управляющая компания должна своевременно уведомить регионального оператора, иначе будут образовываться навалы возле контейнерных площадок. В этом году, например, весной количество отходов выросло в разы. Чтобы вывезти такой объем, мы арендовали дополнительную технику. Обращения от жителей МКД о возникающих проблемных точках принимаются колл-центром и отрабатываются нами в ежедневном режиме. Поступивший к нам своевременный сигнал помогает оперативно снять напряженность, быстро устранив возникший навал, – поделилась опытом директор регоператора ООО «УК Экостандарт» Ольга МАРЬЕВА.


Стандарт контейнерной площадки, разработанный областным министерством, носит рекомендательный характер

Впрочем, то, о чем она рассказала, это лишь пример того, когда у регоператора есть понимание собственной ответственности за чистоту вверенной ему зоны обслуживания. Совсем иное, когда этого нет: тут уж сообщай или нет о навалах отходов, вывозить их оператор все равно не станет, принципиально. Такая позиция обосновывается тем, что в данной части финансирование услуги не заложено в тариф. Действительно, надо заметить, что претензии по большей части касаются зоны именно того регоператора, у которого самые низкие расценки в городе.

Напомним, что коммунальные тарифы выросли раньше обычного: не с 1 июня 2023 года, а с 1 декабря 2022 года, причем, не у всех одинаково. У каждого регоператора свои цены. Таким образом, за одну и ту же услугу по утилизации ТКО жители Ульяновска платят по-разному. Есть и еще одно порожденное реформой неравенство: не везде есть контейнерные площадки. Так, в МКД с мусоропроводом жильцы дополнительно оплачивают и покупку, и ремонт контейнеров, и уборку мест их погрузки, и отдельно вывоз крупногабаритного мусора. Хотя остальные получают то же самое в рамках тарифа. Попытаемся разобраться и написать об этом в следующем номере.

фото автора