Самым «горячим» вопросом на последнем заседании соцкомитета ЗСО стало обсуждение поправок в региональный закон, регламентирующий проведение митингов, шествий и пикетов. Законопроект был чисто техническим — его нужно привести в соответствие с федеральным законодательством. Но КПРФ поддерживать поправки отказалась, а представители других фракций напомнили коммунистам, как в 2018 году они брали штурмом мэрию Ульяновска. В итоге голосование все равно сорвалось из-за отсутствия Василия Гвоздева.

Заседание комитета началось с предложения единоросса Василия Гвоздева обсудить ситуацию с отравлением в регионе алкогольным напитком, произведенным под Самарой. Он предложил собрать на одной площадке представителей Роспотребнадзора и других ведомств, чтобы понять, что сегодня с «разливайками», и почему произошла трагедия:

— Ситуация может повториться в любом другом месте Ульяновской области, «разливаек» у нас пруд пруди, жители продолжат жаловаться. Поэтому мы обозначили контроль за ситуацией.

 

Глава комитета Сергей Шерстнев посоветовал Гвозвеву «не бежать впереди паровоза» — по его мнению, сначала нужно получить предварительное заключение от специалистов соответствующих организаций и учреждений, «чтобы не было как с Суворовским училищем»:

— Еще в пятом созыве наши коллеги рассматривали предложение о недопустимости размещения таких забегаловок. Предложение правильное, но оно — дело не этого заседания. Депутаты должны пользоваться проверенной и достоверной информацией.

Депутаты договорились в ближайшее время обратиться в аграрный комитет, чтобы собрать группу для обсуждения острого вопроса.

Бурную дискуссию вызвали технические правки в региональный закон, регламентирующий проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетов, которые нужно внести для того, чтобы привести документ в соответствие федеральному закону (последние правки в него приняли 5 декабря 2022 года). Федералы расширили список запрещенных мест. К ним относятся здания и территории речных, морских, железнодорожных и автомобильных вокзалов и станций, аэропортов, морских, речных портов, пристаней; здания и территории образовательных и медицинских организаций, социальной защиты населения, детские и спортивные площадки; здания органов публичной власти, а также территории, непосредственно прилегающие к таким зданиям и объектам жизнеобеспечения.

Первым слово взял Юрий Супоня, который задал вопрос — как определить границы прилегающих территорий, чтобы люди могли понять, что они нарушают закон?

— Скоро начнется предвыборная кампания. Для встреч с людьми во многих дворах более приличного места, чем рядом с детской площадкой, не найти. Нам что, встречаться на проезжей части? Детей мы не обижаем, с краешку стоим. Особенно мало места для этого в новых микрорайонах, — заявил депутат Вадим Белов.

Сергей Шерстнев пояснил, что в законе речь идет о собраниях, митингах, шествиях, пикетированиях, «а вы проводите встречу с избирателями».

— По правилам благоустройства муниципалитет должен разработать санитарный паспорт, который определит периметр детской площадки. Так должно быть по закону. Но вопрос границ появится, многие будут встречаться на приграничных территориях, — отметил глава комитета.

Далее с речью выступил коммунист Виталий Кузин. Он заявил, что фракция КПРФ, как в Гордуме, так и в Ульяновской области, против любых ужесточений и усложнений закона «О митингах…»:

— Любой элемент, который применят участники мероприятия, может интерпретироваться, как проведение не встречи, а публичного мероприятия. Пришли мы во двор рядом с детской площадкой — это встреча. Но принесли люди альбомные листы с лозунгами против точечной застройки — правоохранители могут сказать, что это проведение пикета или митинга. Мы таким образом добавляем возможности для ограничения в проведении публичных мероприятий. Я помню, когда была возможность проводить митинги и пикеты рядом со зданиями органов власти, это никогда не приводило к серьезным происшествиям.

Кузин отметил, что сейчас можно проводить мероприятия в «гайд-парках», «но и там бывают ограничения — например, плитку меняют».

— Да, включение в список объектов жизнеобеспечения, это одно. Но тот «винегрет», куда свалили всё, начиная от образовательных учреждений… Никто не собирается идти пикетировать школы. Но помните случай, когда мы участвовали в собрании граждан, протестующих против увольнения одного из директоров школы? Мы были на территории образовательного учреждения. На основании этого закона можно пойти, за ласты всех взять и привлечь к ответственности. Поэтому данные инициативы мы поддерживать не будем, — высказался коммунист.

 

Глава фракции ЛДПР Дмитрий Грачев, напротив, заявил, что поддержит законопроект, и акцентировал внимание на исполнении законов.

— Можно привести массу примеров, когда во время избирательной кампании приводили определённого кандидата на родительское собрание, говорили, что это будет «серьезный товарищ». Я уже три созыва депутат, и меня ни разу не приглашали к родителям. Более того, однажды даже не дали слово, чтобы я прочитал приветственное слово от губернатора. Дело в равнозначном отношении.

Грачев напомнил Кузину события 2018 года, когда коммунисты из других городов «приехали и захватили мэрию»:

— Мне, как жителю Ульяновска, это не очень понравилось. Один товарищ даже сравнил это со штурмом Зимнего в 1917 году. Здравый смысл должен быть в проведении публичных мероприятий. Даже специально отведенные места не нужно доводить до абсурда, когда подается заявка, а там в это время проводят субботник. Нужно давать возможность высказываться всем желающим в рамках законодательства, тогда никто не будет говорить о сужении прав.

В ответ Виталий Кузин высказал реплику, что те самые события 2018 года были спровоцированы администрацией Ульяновска, и вина лежит полностью на чиновниках, которые сначала пригласили людей, а потом начали от них прятаться.

Сергей Шерстнев выставил законопроект на голосование — для того, чтобы рассмотреть его на заседании областного парламента в двух чтениях. Но решение члены комитета не приняли — в зале не оказалось Василия Гвоздева.

— Начните сами с себя. Послушал изменение в закон и пошел митинговать? Мы не выразили своего мнения. Где он (Гвоздев — прим. ред.)? Я прошу отметить, не поставил в известность председателя комитета, в нарушение действующего регламента. Мы все равны! — эмоционально прокомментировал ситуацию Шерстнев.

Далее депутаты рассмотрели ряд социальных законопроектов — в большинстве своем, технические. Также члены комитета поддержали инициативу минсоцразвития ввести новые меры поддержки для семей погибших добровольцев, участников СВО. Министр Анна Тверскова рассказала, что в законопроекте предусмотрена ежемесячная выплата в размере 5000 рублей:

— Ожидается, что эту меру поддержки будут получать от 30 до 40 граждан, дополнительно потребуется выделить из бюджета 2,3 млн рублей. Право на выплату вступит в силу с 1 января 2023 года.