В Ленинском районном суде продолжаются слушания по делу депутата Антона Антипова: ему вменяют две статьи — покушение на мошенничество, совершенное с причинением значительного ущерба гражданину, и покушение на мошенничество, совершенное в крупном размере. Вчера суд вызывал четырех свидетелей — сотрудников Управления дорожного хозяйства, а также бывшего главу городского управления по благоустройству и озеленению Александра Ермакова. Сегодня опросили специалиста УФНС, спикера гордумы Илью Ножечкина и журналистку Ирину Александрову (Улновости).

Перед началом заседания жена Антипова Виктория поделилась планами, что она будет делать после того, как ее супруг выйдет. В шутку сказала, что отдаст ребенка Антону, а сама уедет в Тибет. Сам депутат рассказал, что когда вчера смотрел видео с ребенком, чуть не расплакался — сильно скучает.

По словам Антипова, в СИЗО сменили репертуар: до недавнего времени играли песни про войну и отправку на фронт, про Донбасс, пел Газманов, а сейчас, в том числе, играет заглавная тема из «Крестного отца». Депутат бодрится: как выдаётся свободная минутка, занимается спортом. Сейчас он делает 500 отжиманий в день, 10 подходов по 15 раз на брусьях, 70 подтягиваний. Но никак не может сбросить живот. «Пока только два кубика», — делится Антон.

Суд начал слушания с показаний ведущего специалист УФНС России по Ульяновской области Марии Ефремовой. Она рассказала о мероприятии, организованном УФСБ (Антипова взяли с поличным), в котором она приняла участие:

— В начале сентября 2022 года, около 9 утра я была на рабочем месте. В кабинет зашел мужчина, который представился сотрудником УФСБ. Он попросил меня и мою коллегу поучаствовать в роли понятых. Также присутствовал Художидков. Мне разъяснили, что будет происходить передача денег, нужно сверить номера банкнот с копиями и перечисленными в протоколе номерами. Все проверили, все оказалось верно, замечаний не было. Деньги —150 тысяч рублей пятитысячными купюрами — сотрудник УФСБ вручил Художидкову.

После этого пригласили председателя Городской думы Илью Ножечкина, который пояснил, какие полномочия имел Антипов, как депутат: присутствовал на заседаниях, участвовал в работе комитетов, объединений. Антипов курировал комитет по экономической политике, был членом 13 комиссий. Но не входил в комиссию по внесению изменений в схему НТО.

По словам Ножечкина, Антипов не мог повлиять на вынесение постановления о демонтаже НТО: такие решения депутаты не рассматривают. Также, по мнению спикера, он не мог как-то влиять на схему размещения летних кафе — этим занимается городская администрация, исполнительный орган.

— Вопрос о размещении летних кафе может рассматриваться на комитете в Гордуме, но самостоятельно такой акт мы принять не вправе — можем лишь дать рекомендации мэрии, которые необязательны к исполнению, — уточнил Ножечкин.

Антон Антипов задал наводящий вопрос о комиссии, которая действует при администрации Ульяновска и рассматривает заявления о включении кафе в схему НТО. В нее могут, по желанию, входить депутаты Гордумы.

— Входил ли я в такую комиссию? — спросил Антипов.
— Насколько я владею информацией, нет, — пояснил спикер.

Адвокаты спросили Ножечкина, мог ли подсудимый оказывать содействие предпринимателям. Спикер отказался давать оценочные суждения:

— Я не могу навскидку это сказать — оценку должен давать суд. Депутаты Гордумы работают с гражданами по обращениям в рамках своих полномочий. У нас было семь обращений (если учитывать представления следственных органов) о фактах нарушения депутатской этики (Антипова — прим. ред.). По большинству обращений был дан ответ, что нарушений не усматривается. Но по ряду обращений имеющийся информации было недостаточно для того, чтобы установить факт наличия или отсутствия нарушения признаков депутатской этики. Проверки проводились по заявлению Топоркова, Матвеевой, Мисюра, Февралева, от прокуратуры.

Ножечкин пояснил, что в отношении других депутатов Гордумы такого количества обращений о нарушении этики не поступало (обычно максимум — 1-2 случая).

Ножечкин озвучил резолютивную часть результата рассмотрения мандатной комиссией обращения прокуратуры о возможном нарушении депутатской этики Антоном Антиповым. В нем говорится о рекомендации воздерживаться от действий, которые могут быть расценены как компроментирующие.

— Гордума в части сбора материала для рассмотрения несколько ограничена, чтобы делать однозначные выводы, — уточнил спикер.

Антипов внес ремарку, что на заседании мандатной комиссии, о котором шла речь выше, оценивалась законность и незаконность участия в демонтаже кафе «Купола».

— Никаких нарушений выявлено не было, а позднее было приложено решение Арбитражного суда Ульяновской области о том, что все действия администрации были признаны законными.

После перерыва суд вызвал директора ООО «Информационное агенство Симбирск», главреда портала «Улновости» Ирину Казакову (Александрову). Она рассказала, что знает Антипова и неоднократно общалась с ним. Однажды депутат обратился к ней в интересах Художидкова:

— Антон позвонил и сказал, они хотят разместить рекламу на сайте по поводу моей публикации, чтобы закрыть негатив. Я спросила: «Кто? «, он ответил: «Дорожники». Я сразу поняла, о ком может быть речь — «Альфатрансстрой». В статье речь шла о многомиллионных долгах по налогам это компании перед бюджетом. Материал готовился на основании решения ФАС и арбитражного дела. Антон, сказал что заплатит за рекламу «Альфатрансстрой», но речь идёт о Художидкове. «Закрыть негатив» означало не публиковать негативные материалы, а рассказать, как Художидков на объекте «Альфатрансстроя» показывает, как у них все красиво.

Александрова заявила Антипову, что не представляет, как после критического материала можно опубликовать абсолютно противоположную информацию, когда недоделанных объектов по городу предостаточно, а отдельные чиновники пролоббироаали ещё несколько объектов, несмотря на срыв сроков. Антипов звонил ещё раз, но журналистка также отказала ему в публикации положительных статей и сотрудничестве. Александрова уточнила, что размещение статьи или рекламного баннера идет официально, подтверждается через договор, оплата осуществляется по безналу, наличные не предусмотрены. Напрямую с Художидковым заключить такой договор было нельзя, только через городскую администрацию.

— Тогда я удивилась, что Антон просил опубликовать меня статью за другого человека. Но спустя месяц после задержания Антона меня вызвали в прокуратуру, и я узнала, что критическую статью про «Альфатрансстрой» он носил в прокуратуру. Даже не подозреваю, сколько еще статей он мог носить в надзорное ведомство, — пояснила Александрова.

В той самой критической статье речь шла о том, что администрация города лоббирует два контракта для «Альфатрансстроя», в то время как УФАС зарубила компании несколько госзакупок. Одновременно налоговая вышла в Арбитражный суд с требованием взыскать с «Альфатрансстроя» налоги в размере 130 млн рублей. Журналистка поставила вопрос, почему городские власти продолжают лоббировать компанию с сомнительной репутацией. В статье упоминался и Художидков, и Гаев — компания ремонтировала несколько улиц в Ульяновске.

Антипов передал судье ходатайство с просьбой допросить прокурора Тихонова: подсудимый утверждает, что никаких статей в ведомство он не носил:

— Мне было бы интересно знать, кто дал такие показания. Вас могли ввести в заблуждение насчет моих действий. Я настаиваю на том, чтобы вы его допросили.

Александрова пояснила, что об этом Тихонов заявил ей сам. Депутат отметил, что любая статья, которая выходит на Улновостях и других порталах, тут же попадает в зону внимания надзорных органов и не нуждается в том, чтобы ее куда-то носили.

Последним выслушали начальника отдела предпринимательства городского Управления муниципальной собственностью Алексея Алексеева. Он рассказал о разнице между схемами размещения летних кафе и НТО:

— Схема размещения летних кафе регулируется федеральным законом о защите потребителей, а в отношении НТО действует закон о торговле. Порядок включения в схему и исключения из нее летних кафе утвержден постановлением администрации Ульяновска №813. Схема утверждается сроком на пять лет. Включение новых субъектов возможно по заявлению хозяйствующих объектов.

По словам Алексеева, летнее кафе «Купола» было включено в схему до 30 сентября 2020 года. После этого срока договора утратили силу, и в новую схему объект включен не был. Причина — поручение губернатора навести порядок с летними кафе. Плюс к этому, на этот участок было выдано разрешение другому юрлицу.

— Антипов в конкурсную комиссию, которая рассматривала заявки о размещении кафе не входил, повлиять на отмену поручения губернатора и выдачу разрешений минстроя, как депутат Гордумы, наверное, не мог, — отметил свидетель.

Антипов отметил, что так как после 30 сентября 2020 года кафе исключили из схемы, два года оно работало незаконно.

— Могло ли быть так: ко мне обращается предприниматель, я выношу вопрос на заседание комитета, где принимают какое-то итоговое решение — оставить кафе или ускорить демонтаж, и направляют в исполнительные органы власти? — спросил депутат.
— Гипотетически это возможно, но рассмотрение вопроса будет зависеть от министерства, — ответил Алексеев.

Повлиять на схему размещения кафе, по мнению свидетеля, единолично депутат Гордумы не мог — для этого нужно было пройти ряд процедур.

— В схему могут быть внесены изменения по заявлению любого заинтересованного лица — это может быть предприниматель, структурное подразделение администрации города, и депутаты. Все заявления рассматривает конкурсная комиссия. Каждый ее член имеет один голос, решение принимается большинством голосов, — резюмировал Алексеев.

Материалы комментируем в нашем телеграм-канале