Новые легковые автомобили подорожают летом – осенью 2023 года в среднем на 5–10% из-за продолжающегося с июня укрепления курсов основных валют, используемых для закупок компонентов и готовых автомобилей. Об этом рассказали опрошенные «Ведомостями» автодилеры, производители и эксперты. В первую очередь это может сказаться не на рекомендованной производителем розничной цене (РРЦ), а на сокращении скидок и отмене акций, которые набрали обороты в первом полугодии.

За июнь, как следует из данных Мосбиржи, рубль ослаб к доллару на 10,5% (или на 8,54 руб.), к евро – на 13% (на 11,3 руб.), к юаню – на 8,4% (на 95 коп.). 6 июля доллар превысил отметку 93 руб., евро – 102 руб. (впервые с 28 марта 2022 г.), юань торговался около отметки в 13 руб.

По словам гендиректора «Автодома» Андрея Ольховского, сейчас почти все китайские компании занимаются расчетами для обновления цен на машины. «Я думаю, что рост курса доллара/евро/юаня будет заложен в цены в течение двух месяцев. Китайские компании более жестко подходят к этому вопросу, чем европейские. По моим ощущениям, рост цен будет находиться в диапазоне 8–12%», – говорит топ-менеджер. Первая реакция рынка будет негативной, но практика последних двух лет показала, что за 1–2 месяца происходит адаптация к новым ценам и новой реальности, добавил он.

Динамика роста цен по официальным поставкам сохранялась в первом полугодии на уровне 2–3% в месяц, вспоминает заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей «Авилона» Ренат Тюктеев. Он ожидает, что до конца года стоимость новых машин вырастет еще сильнее. При условии, что основной «вкладчик в цену» – юань – останется стабильным, рост не будет резким и составит около 2% в месяц, отмечает собеседник. Но если движение рубля вниз не остановится, то, по прогнозам Тюктеева, цены будут пересмотрены вверх на 3–5% уже в июле. Пока же, по его словам, импортеры занимают выжидательную позицию.

Курсовые колебания повлекут за собой повышение цен, но обычно производители не делают это резко, отмечает директор «Рольф Дмитровка и Якиманка» Александр Истомин. Если текущие значения зафиксируются, то повышения цен не избежать, но предсказать, насколько это повредит продажам, сложно, констатирует он. «За последние три года мы наблюдаем спрос, который превышает предложение, и до сих пор повышение цен не влияло на продажи», – поясняет собеседник.

Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев полагает, что рост цен на автомобили будет «ближе к 10%», поскольку снижение рубля к основным иностранным валютам еще не закончилось. Реализован этот рост будет в первую очередь за счет отказа от различных маркетинговых акций производителей, соглашается эксперт.

Материалы комментируем в нашем телеграм-канале