В 1951 г. в Ульяновске был построен новый речной вокзал: выше (севернее) моста, там, где издавна находились пассажирские и грузовые пристани. Специалисты тогда говорили о неудачном выборе места из-за особенностей рельефа и оползневых процессов. Генплан Ульяновска 1946 года в связи с предстоящим строительством Куйбышевского гидроузла особо выделял необходимость создания в Ульяновске благоустроенного порта-убежища. Ленинградские архитекторы, предложив несколько вариантов размещения нового речного порта, от окончательного решения благоразумно воздержались, отложив его до проведения детальных расчётов и изысканий. В итоге было выбрано место ниже моста, тогда находившееся далеко от берега, и в 1952 г. началось строительство речного порта.

Предстоящее заполнение водохранилища поставило перед городом и другие неотложные задачи: реконструкцию волжского моста; масштабные берегоукрепительные работы и, как обязательное условие, благоустройство прибрежной территории.

Евгений Иванович Голенко (1916-1976) – главный архитектор области в 1946-1965 гг. – писал в своей книге «УЛЬЯНОВСК», изданной в 1956 году:

«[…] Предусмотрено строительство в Ульяновске 1-й очереди нового речного грузового и пассажирского порта. […] В комплекс речного порта войдёт и здание нового речного вокзала, который будет живописно выделяться своим белым силуэтом на зелёном фоне волжского косогора.

На берегу будущего моря, между площадкой порта и мостом через Волгу предусмотрено создать благоустроенную и озеленённую нижнюю набережную с организацией в этом районе пляжа. Создание пляжа является неотложной задачей, так как все естественные пляжи на Волге, которыми так богат сейчас город, затопляются при заполнении Куйбышевского водохранилища.

Речной порт, нижняя набережная и железнодорожная станция Ульяновск-2 будут соединены с центром города широкой лестницей, прокладываемой по косогору в районе спуска Володарского [Рабочий, быв. Введенский спуск, ныне утраченный, шёл от начала ул. Гончарова к станции Ульяновск-2], и автомагистралью, которая пройдёт от волжского моста по косогору до спуска Минаева с выходом на улицу Кирова […]».

* * *

«Ульяновская правда» сообщала 22 июня 1956 года:

БЕРЕГ ВОЛГИ ОДЕВАЕТСЯ В БЕТОН

В Подгорье идут работы по укреплению берега Волги. Берег покрывается железобетонными плитами. Всего здесь намечено уложить 12 тысяч кубометров.

Работы по укреплению берега ведёт коллектив Ульяновского участка треста «Облжилкоммунстрой», он должен закончить их в этом году. Будущей весной вода в Волге поднимется еще на несколько метров и почти полностью покроет облицованный плитами берег […]

* * *

28 января 1958 г. принято решение Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся № 65/3 «Об утверждении проектного задания благоустройства прибрежной полосы г. Ульяновска (нижней набережной «порт-мост»)»:

1. Утвердить представленное областным отделом коммунального хозяйства, разработанное «Ленгипрокоммунстроем» Министерства коммунального хозяйства РСФСР, проектное задание благоустройства прибрежной полосы города Ульяновска (нижней набережной «порт-мост») со сметно-финансовым расчётом на сумму 10.349,0 тыс. рублей […]

Ограду по набережной принять вариант с чугунной решёткой, а главную прогулочную аллею предусмотреть шириной 10 метров.

2. Просить Министерство коммунального хозяйства РСФСР поручить «Ленгипрокоммунстрою» в 1-м полугодии 1958 года проект пляжа и лодочной станции.
[ГАУО, ф. Р-3158, оп. 1, д. 7, л. 26]

* * *

Практически одновременно с планами устройства Волжской набережной появились и планы создания примыкающей к ней обширной, благоустроенной прибрежной парковой зоны. 4 февраля 1958 г. в «Ульяновской правде» была напечатана статья Е.И. Голенко:

ПРИМОРСКИЙ ПАРК В УЛЬЯНОВСКЕ

Технический совет при областном отделе по делам строительства и архитектуры рассмотрел и одобрил проект озеленения и благоустройства нижней набережной Волги в Ульяновске. Проект разработан коллективом Ленинградского института «Ленгипрокоммунстрой» под руководством архитектора Е.И. Кулакова.

Проектом предусмотрено создание в Ульяновске благоустроенной набережной у берега Куйбышевского моря от нового речного порта до дамбы, подходящей к мосту. Это будет хороший приморский парк с пляжем, водной станцией и парковыми сооружениями. Общая площадь территории – более 25 гектаров.

Пляж на 15.000 чел. будет расположен ближе к дамбе железнодорожного моста […] От пляжа по направлению к речному порту создаётся зелёная парковая зона.

Вдоль берега, который будет окружён монументальной оградой, будет устроена широкая асфальтированная прогулочная полоса. Вверх к железной дороге протянутся зелёные террасы с аллеями, дорожками и архитектурными украшениями. Главный вход в приморский парк будет расположен возле станции Ульяновск-2.

К нему приведёт широкая парадная лестница, доходящая до набережной и заканчивающаяся площадкой с фонтаном. В парке проектируются танцевальная площадка, ресторан, открытые кафе, несколько площадок для отдыха, киоски и другие сооружения […]

* * *

Создание Волжской набережной началось в 1960 году. Евгений Иванович Голенко писал в книге «УЛЬЯНОВСК СТРОИТСЯ» (1961):

[…] Намечено организовать нижнюю благоустроенную и озеленённую набережную Волги, построить несколько пешеходных спусков-лестниц. Центральным из них будет широкий парадный спуск от площади Ленина к нижней набережной […]

В 1960 г. управление «Гидродормост» начало сооружение нижней набережной на участке между речным портом и дамбой моста через Волгу. Длина этого участка около 2 километров, а ширина до 100 метров. Набережная сооружается по проекту, разработанному институтом Ленгипрогор. Она будет иметь широкую прогулочную дорожку, ограждённую от Волги красивым гранитным парапетом с чугунными литыми вставками, широкий бульвар, пляж со спортивными площадками и открытым бассейном, водную станцию ДОСААФ, ряд парковых сооружений – павильонов, киосков и др.

В течение трёх лет нижняя набережная Волги будет полностью сооружена и станет одним из любимых мест отдыха […]

* * *

В первой половине 1960-х гг. создание Волжской набережной с красивой оградой и пляжа было завершено. Благоустройство территории пассажирского речного порта завершилось ещё раньше. Вдоль берега здесь протянулась чугунная ограда. Вокруг ухоженных газонов и клумб ограды установили иного типа, пониже. Но работа по благоустройству прибрежной полосы и волжского склона продолжались. Авторы проекта видели набережную как часть обширной парковой зоны. И в 1967 году началось создание Приморского парка.

«Отцом» нового парка – автором проекта и руководителем работ – стал Тимофей Потапович Шафранский, создавший многие парки, сады и скверы Ульяновска. Областная газета писала в 1968 году:

«[…] С зелёным строительством родины Ленина тесно связано имя неутомимого шефа зелёных насаждений в Ульяновске, старшего научного сотрудника Академии коммунального хозяйства РСФСР Т.П. Шафранского. Это по его проектам и под его руководством созданы прекрасные зелёные уголки на Новом Венце, парк имени семьи Ульяновых, сад у кинотеатра «Рассвет» и многое другое […]»

Одни из творений «архитектора зелёного строительства» Т.П. Шафранского ныне уже не существуют, другие запущены и находятся в плачевном состоянии… Но вернёмся к дням закладки Приморского парка. «Ульяновская правда» сообщала от этом 29 октября 1967 г.

* * *

РОЖДЕНИЕ НОВОГО ПАРКА

Только через речной порт в нынешнем году прошло 600.000 пассажиров, не считая 200.000 туристов, отдыхающих на экскурсионных теплоходах. Итого 800.000 человек прошли через «морские ворота» города. Ворота эти с каждым годом преображаются. Радуют пассажиров красивое современное здание речного вокзала, одетая в бетон, и набережная. И всё-таки и ульяновцев, и гостей города смущало то обстоятельство, что склон от речного вокзала до городских магистралей оставался, по сути, пустырём […]

Сегодня прилегающая к вокзалу территория и набережная стали большой строительной площадкой. Строительство здесь особое, «зелёное» – закладывается Приморский парк. На планировке территории, посадке деревьев, кустарников и цветов ежедневно занято более ста человек. В помощь рабочим треста зелёного хозяйства выходят рабочие и служащие, студенты.

Рокочет бульдозер, разравнивающий площадку. В другом месте идёт разбивка участка – хлопочут с рулетками и колышками специалисты-садоводы. Там готовят ямы, а здесь уже высаживают красивые вечнозелёные деревья.

[…] Сто деревьев туи поступило из Царицынского дендрария; серебристые ели – из Битцевского комбината декоративного садоводства. Воронежский совхоз прислал 23 тысячи пионов; Московское управление лесопаркового хозяйства – более тысячи саженцев серебристого и красного клёна. 500 кустов розы «глория-дей» – подарок Воронежа. Штамбовидная сирень, черёмуха «виргиния», пирамидальные тополя поступили из Саратова; 3,5 тысячи корней различных цветов – из Куйбышева […]

И хотя посадочный материал доставлен с соблюдением всех правил, медлить нельзя. Потому так споро идёт тут работа, потому здесь всё время автор проекта парка и руководитель работ, кандидат сельскохозяйственных наук Тимофей Потапович Шафранский, большой знаток и мастер зелёного строительства, энтузиаст озеленения Ульяновска.

Каким же будет новый Приморский парк? Он раскинется на площади 120 гектаров. Первая его очередь занимает 28 гектаров – та площадь, на которой сейчас ведутся работы. Представьте, что вы на теплоходе, который подходит к речному порту со стороны моста. Теплоход миновал пляж, и сразу взору открылся главный партер парка – красивое сочетание зелени и цветов, парковых павильонов, площадок, лестничных спусков. Здесь же фонтан с высотой струи 10-12 метров. Эта часть парка занимает территорию, примыкающую к набережной […]

В будущем насаждения займут весь косогор в сторону улиц Кирова и Железной дивизии. Новый парк будет представлять собой подлинную коллекцию редких насаждений: свыше 50 видов деревьев, 120 видов кустарников, около 150 видов и сортов цветов […]

У родного города Ильича скоро будет ещё один красивый уголок, который станет излюбленным местом отдыха горожан и их гостей.

* * *

И уже в начале 1970-х годов та часть парка, о создании которой идёт речь в этой статье, стала явью. В 2020 г. в группе был большой материал именно о Приморском парке. В нём приводилось гораздо больше публикаций и других данных о его создании, дальнейшем развитии и печальной кончине. Здесь же хотелось больше внимания уделять набережной. Но, говоря о набережной, невозможно не сказать и о примыкающим к ней Приморском парке. Созданные по единому плану, эти две территории были неразрывно связаны.

Многие ульяновцы старшего поколения помнят, каким чудесным местом был Приморский парк. Широкая лестница, ведущая от главного входа к берегу Волги, и несколько других, более узких. Ухоженные тенистые аллеи, окружённые экзотическими для Поволжья вечнозелёными деревьями. Архитектурные элементы, пышные цветники, располагающие к отдыху скамьи и укромные уголки для романтических прогулок… Многие специально шли через парк по пути на пляж или просто проводили в нём свободное время. А теперь на территорию бывшего парка, превратившегося в труднопроходимые джунгли, страшно заходить даже днём.

Года три назад громогласно объявлялось о планах возрождения Приморского парка. Он, кстати, является особо охраняемой природной территорией (ООПТ). Но, как и практически все благие намерения последних лет, эти планы так и остались пустыми словами.

Приморский парк не был неким изолированным уголком. Он являлся частью «Зелёного пояса» Ульяновска, создание которого широко развернулось в конце 60-х – начале 70-х гг. А в меньших масштабах – являлся частью планов озеленение и благоустройства волжского косогора. К северу от Приморского парка, на склоне под Новым Венцом, вскоре началось создание парка Дружбы народов. В перспективе парковая зона должна была протянуться и на юг: выше речного порта, а затем и дальше.

Прибрежная полоса возле речного порта, Волжская набережная и Приморский парк представляли собой единый комплекс. Но при этом они являлись самостоятельными территориями с разным назначением, режимом пользования и подчинённостью. И создавались они в разные годы по отдельным проектам. А потому и оформлены были по-разному. Например, узор чугунной ограды вдоль береговой линии речного порта был выполнен в виде окружностей (фото 5-6), как на Новом Венце. А невысокие ограды, окаймлявшие на той же территории цветники и клумбы, были типа «Волна» (фото 7) – как ограда вдоль кромки волжского склона на Новом Венце. Овалы ограды набережной (фото 1) больше напоминали узор ограды на бульваре улицы Гончарова, но имели отличия. Вероятно, такие же или похожие ограда была и в Приморском парке.

И в завершение этого обзора вновь обратимся к описанию Евгения Ивановича Голенко. Отрывок из написанного им пособия для учителей «УЛЬЯНОВСК», изданного в 1971 г. Здесь речь идёт уже не о планах, а о реальности.

* * *

[…] Представьте, что приезжаете в качестве туриста на родину Ленина летом по Волге. […] Перед вами раскрывается прежде всего панорама порта – его грузовой район, где работает около десятка мощных портальных кранов, и пассажирский район с шестью причалами и прекрасным вокзалом. […]

Выходя из вокзала, справа видите широкий бульвар нижней Волжской набережной, переходящий далее в городской пляж с открытыми бассейнами, павильонами и игровыми площадками. Набережная окаймляется со стороны Волги ажурной чугунной оградой и тянется почти на два километра, от речного порта до моста через Волгу. За набережной поднимается озеленённый Волжский склон с лестницами и съездами, а далее над ним – силуэт центрального района города. […]

* * *

Сейчас эти строки вызывают у одних ностальгическую грусть, а у других – искреннее удивление. Начиная с 1990-х на прибрежной полосе было уничтожено всё. Волжской набережной больше нет, как таковой. От порта, по сути, осталось одно название, а прогулка вдоль берега по прилегающей к нему территории вряд ли доставит удовольствие. Дикие заросли на месте бывшего Приморского парка влекут разве что экстремалов – любителей экзотики заброшенных мест. Только от пляжа кое-что осталось.

«Непримиримые борцы» с чугунными оградами потрудились здесь на славу. Оград не осталось вообще: ни на территории речного порта, ни на бывшей набережной, ни в бывшем Приморском парке.

Доводилось видеть изумление на лицах молодых людей, услышавших о существовании в городе Волжской набережной: «Набережная? В Ульяновске? Не может быть!». Может. Всё было. И красивая набережная, протянувшаяся от речного порта до пляжа. И идущий от неё вверх по склону прекрасный парк. И ритмично работающий речной порт, перевозивший ежегодно сотни тысяч пассажиров – местных жителей и гостей города. А вот почему и куда всё это исчезло? Кто-то ответит на это, а лучше бы – за это?
Сейчас говорят о планах создания Волжской набережной. Хорошо бы. Да будет ли она, а если и будет, то какая? А главное: почему возникает необходимость вновь создавать то, что когда-то уже было создано? И создано хорошо, на многие десятилетия.

Люди, ответственные за эти бессмысленные разрушения, живут припеваючи: занимают высокие посты или наслаждаются «заслуженным отдыхом». Никакая ответственность за причинённый городу ущерб в нашем «правовом государстве» им не грозит. А сменившие их руководители продолжают методично уничтожать остатки наследия Симбирска и советского Ульяновска. Наследия, оставленного нам – жителям города, а не временщикам – вандалам во власти. Придёт ли время отвечать?


Набережная реки Волги.
Фотоальбом «Ульяновск». Ульяновск, 1998.


Проект спуска к нижней набережной реки Волги. 1950-е гг.
Е.И. Голенко. «Ульяновск строится». Ульяновск, 1961.


Вид на Ульяновск с Волги. Набережная и совсем новый Приморский парк. 1971 год.
В.С. Казимирчик, parovoz.com


На месте бывшей набережной.
Июль 2020 года.


Александр Иванович Титовский.
Ульяновск. У речного порта. 1957.
Архив краеведческого отдела Дворца книги, папка 34 (перс.)


В Ульяновском речном порту.
pastvu.com


Последний уцелевший кусочек чугунной ограды (низкой, типа «волна») на территории речного порта.
Июль 2020 года.


План Приморского парка.
«Парки города Ульяновска», путеводитель. Ульяновск, 2010.
Парк ещё вроде как есть, а набережной уже нет. Скоро и парка совсем не станет.


В бывшем Приморском парке.
Июль 2020 года.

Публикация группы Старый Ульяновск. Brandergofer