Качество воды в Куйбышевском водохранилище оставляет желать лучшего: ученые, взявшие недавно пробы, обнаружили превышение ПДК по железу, марганцу и цинку, а в донных отложениях нашли никель и титан. Это экобедствие: волжская рыба накапливает токсичные вещества, «традиционное» цветение чревато отравлением метаном, тяжелые металлы могут попасть в питьевую воду. Для проведения качественного мониторинга воды нужно 12 млн в год, но пока власти не ответили, готовы ли тратить на это бюджетные средства.

На днях спикер Госдумы Вячеслав Володин поднял в своем Телеграм-канале проблему загрязнения Волги. Поводом стало нефтяное пятно, обнаруженное в акватории Волго-Донского канала в Волгограде.

— Когда речь идёт о такой реке, как Волга, к любым техногенным инцидентам необходимо относиться с особым вниманием. В состав её бассейна входят 38 регионов нашей страны, где проживают более 70 млн человек. Государственная Дума взяла на контроль вопрос оздоровления Волги и внедрения очистных сооружений на коммунальных предприятиях крупных городов, расположенных на её берегах. Сегодня 85 % загрязнений — это стоки жилищно-коммунального хозяйства, — заявил Володин.

Спикер Госдумы призвал оставлять комментарии по экологической ситуации на Волге в разных регионах. В числе более чем трех тысяч откликов нашлись крики души из Ульяновска:

Волга в Ульяновске стала очень грязной , купаться там не хочется.

Ульяновск, большое большое болото, вода почти всегда зелёная

Ульяновск. Рыба дохлая по всему берегу. Вода сине- зелено – с радужными переливами.

В Ульяновске всё лето густая зеленая каша вместо воды

Волга в Ульяновске в ужасном состоянии уже много лет ! Спасите нашу матушку Волгу !

Даже, не верится, что до Волги матушки очередь дошла. Господи, ты нас услышал. Простой пример, в 70-е годы она начинала цвести в середине августа, а последние годы, уже в конце июня она вся зелёная, войти невозможно. Течение реки замедлилось, уровень воды снизился. Спасайте наше сокровище без промедления. Ульяновск.

Огромная просьба проверить в Ульяновске….. просто ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА. и проверить все Куйбышевское вдхр, разберитесь с ужасным цветением воды….

В начале июня Росприроднадзор рассказал о превышении предельно допустимой концентрации марганца в Волге в более чем в 40 раз «в месте осуществления деятельности нефтеперерабатывающих предприятий». Конкретные локации не назывались. Река прилично загрязнена и в районе Ульяновска, правда, по словам ученых, источник попадания в воду различных микроэлементов расположен выше по течению: в нашем регионе таких нет.

В химико-аналитической лаборатории при научно-исследовательском технологическом институте УлГУ есть свой катер, а потому пробы можно брать в разных местах Куйбышевского водохранилища. Последнее исследование прошло в середине июля, на русле в районе Пальцинского острова.

Доцент кафедры биологии, экологии и природопользования УлГУ Светлана Ермолаева рассказывает: несмотря на то, что здесь есть приличное течение и вода обновляется, ПДК оказались превышены по нескольким микроэлементам:

— Мы обнаружили повышенную концентрацию железа (примерно в 2-2,5 раза больше рыбохозяйственных ПДК) на глубинах в метр и 2,5 метра. Обнаружили в больших концентрациях марганец — по нему ПДК оказался первышен более, чем в семь раз. Еще хуже ситуация по цинку: на глубине в метр норма была превышена в 10 раз, а на 2,5 метра — в 30 раз. Цинк не такой активный, как железо и марганец, но это настораживает. В целом, превышения ПДК по марганцу и меди мы фиксируем на протяжении многих лет.

В донных отложениях ученые нашли приличные концентрации тяжелых металлов: марганца, цинка, хрома, меди, никеля и даже редкого титана. Для них жесткие предельные концентрации не разработаны. Но ульяновские исследователи сравнили результаты с пробами из результатами Иваньковского водохранилища (оно находится чуть выше Москвы). Результаты не порадовали. Выше по течению максимальное содержание никеля было 23 мг/л, а у нас — 100. Содержание титана составило около 500 мкг! Этот микроэлемент содержится в красках, поэтому теоретически можно предположить, откуда он мог попасть в воду.

— Сами тяжелые металлы в донных отложениях не увеличивают токсичность воды, но попадают в биологический оборот. Их поглощают моллюски, растения, живущие в Волге, которые являются кормовой базой для рыб. Есть такое понятие магнификация — накопление в тканях токсичных веществ. Мы едим рыбу, микроэлементы могут попадать в питьевую воду. Плюс к этому, Волга имеет рекреационное значение, мы в ней купаемся. Так что все это воздействует и на нас, — говорит Ермолаева.

Все правобережье Ульяновска пьет из Волги: вода проходит через очистку, однако если она сильно загрязнена, затраты на водоканале увеличиваются. Плюс к этому, нет гарантии, что микроэлементы не останутся в воде в той или иной форме (она разная — молекулярная, ионная, катионная и так далее). По данным Минприроды РФ, ежегодно в реки Волжского бассейна попадает более 6 кубических километров сточных вод. 90% их них недостаточно, либо совсем не очищенные. В реки поступает 2,5 млн тонн загрязняющих веществ. Беда для экологии — диффузные стоки, идущие с берегов и никем не контролируемые. И, что самое печальное, их невозможно предотвратить: это вода с полей с удобрениями, грязь с дорог, стоки от мытья машин и многое другое.

Еще одна сезонная волжская напасть — цветение воды. В прошлом году, по словам Светланы Ермолаевой, зелени было больше из-за более жаркого лета, в этом году река зацвела позже.

Цианобактерии увеличивают токсичность воды: во время размножения они поглощают большое количество кислорода, а после гибели выделяют метан. Это вредно не только для рыбы (в прошлом году в регионе фиксировали массовые заморы), но и для людей:

— Я слышала мнение, что в зеленой воде купаться можно — мол, да, неприятно, но ничего страшного. На самом деле метан токсичен для всех живых организмов. И если на взрослого он, возможно, и не подействует, то у ребенка может случиться отравление.

Кстати, по данным ученых УлГУ, вода в Свияге за последние годы не ухудшилась. В Волге она обновляется чаще (минимум четыре раза в год). В Свияге водообмен гораздо меньше, течение медленное, идет застой. Но тотального загрязнения нет. Исследование проб, взятых две недели назад в районе Минаевского моста, показало незначительное (в 1,5-2 раза) превышение ПДК по железу и хрому. Десять лет назад Свияга была гораздо «богаче» на тяжелые металлы (в ней обнаруживали список из 10-15 микроэлементов), а ПДК были превышены в пять и более раз.

Можно ли говорить, что сегодня на Волге происходит экологическая катастрофа?

— Она произошла, когда образовался каскад водохранилищ и была затоплена большая территория изменилась экосистема. Раньше водоемы выполняли ключевую роль в обеспечении центральных регионов электроэнергией. Сегодня они дают лишь 5% от общего объема. Обсуждается вопрос, что с этим делать, высказываются предложения спустить водохранилища. Но это из области фантастики: если это и сделают, то это будет глобальная экокатастрофа. Обнажится токсичный ил, который убьет все живое и будет пахнуть сильнее, чем очистные сооружения, — говорит Ермолаева.

Ученые УлГУ вышли к губернатору Алексею Русских с предложением внедрить разработанную ими систему мониторинга воды с широким спектром показателей, включающую 14 точек для забора проб: от северной границы региона, в районе Ундор и Старой Майны, до Сенгилеевского района на юге. Росгидромет сегодня имеет три точки забора. Цена вопроса, при условии проведения исследований раз в сезон (четыре раза в год) — 12 млн рублей. Это дало бы возможность отслеживать загрязнение Волги в динамике, определять его источники.

Пока губернатор ответа не дал. По официальным данным, качество питьевой воды в Ульяновске — в пределах нормы.