“Против жителей не пойдем”. Кто хочет построить в Майнском районе новый полигон и на какие деньги

 

 

Для комплекса по захоронению и переработки отходов, который планировали построить в Майнском районе, рассматривают новые участки. Напомним, проект, предполагающий открытие масштабного полигона, завода по сортировке мусора и производству грунта, встретил бурное сопротивление со стороны жителей Майны. Люди не захотели, чтобы рядом с ними строили “новую свалку”. Инвесторы объясняют, что комплекс будет современным и хотят вложить в проект 2,5 млрд рублей (львиную долю средств планируется взять в кредит у федералов под небольшой процент). Они обещают, что мнение местных жителей будет обязательно учтено. Узнали подробности резонансного проекта и возможные перспективы.

Кто инициатор проекта?

Компания-инвестор — ульяновское ООО «Гарант», близкое к регоператору по обращению с ТБО «Горкомхоз». «Гарант» был зарегистрирован в 2011 году, его единственный руководитель, участник и бенефициар — Валентина Зонова (мама депутата Гордумы Константина Зонова). Сам Зонов, а также экс-депутат городского парламента Дмитрий Насонов являются акционерами и бенефициарами ООО «Горкомхоз». Эта компания сейчас работает в десяти муниципальных образований и собирает 37% отходов, которые образуются в Ульяновской области.

Оба предприятия прибыльные. В 2022 году выручка ООО «Гарант» составила 36,8 млн рублей, чистая прибыль — 19,9 млн (плюс 20,6% к 2021 году). Выручка ООО «Горкомхоз» за прошлый год — 713,4 млн рублей, чистая прибыль — 9,6 млн (плюс 124,8%).

Сколько стоит проект?

Строительство трех объектов, по словам Дмитрия Насонова, обойдется в 2,5 млрд рублей. Планируется построить:

  • мусоро-сортировочный комплекс, площадью 109 тысяч кв.м; мощность 140 тысяч тонн в год;
  • полигон промышленных и коммунальных отходов IV-V классов опасности, площадь 436 тысячи кв.м, мощность 300 тысяч тонн в год;
  • объект обезвреживания/утилизации ТКО (производство грунта), площадь 80 тысяч кв.м, мощность 120 тысяч тонн в год.

Насонов говорит, что благодаря переработке (20% отходов пойдут на вторичную переработку, 60% — пищевые отходы — на изготовление грунта для пересыпки полигона) захоранивать преполагается не так много ТКО, как это делалось раньше.

Инвесторы хотят взять льготный займ у Публичной правовой компании « Российский экологический оператор», созданной Правительством РФ для развития системы обращения с отходами.

— Мы хотим стать 64-м по счету субъектом РФ, где будет построен современный комплекс по переработке отходов. 95% от суммы — федеральные средства под 5% годовых, остальное — вложение инвестора. Пока условия такие, не исключено, что в будущем году они изменятся в сторону ухудшения, — пояснил Насонов.

Почему возникла необходимость строить новый полигон?

Два действующих сегодня в правобережье полигона (в Баратаевке, где захоранивает отходы «Центр экологических технологий», и у села Большие Ключищи компании «Контракт Плюс») попадают в охраняемые зоны аэродромов. Размещать здесь подобные объекты запрещено. На уровне областной власти принято решение разработать новую схему обращения с ТКО и найти подходящее место для полигона.

Если проект «Горкомхоза» будет реализован, объекты в Баратаевке и Больших Ключищах закроют.

Почему выбрали площадку именно в Майнском районе?

По словам Дмитрия Насонова, во время поисков подходящей для проекта земли инвесторы обнаружили небольшой (8 га) участок у Майны. Еще в 2014 году он был сформирован под строительство полигона ТБО и имел подходящее назначение — категорию земель промышленности.

— 8 гектар для нашего проекта слишком мало, поэтому мы начали изучать участки вокруг. Это земли сельхозназначения, которые никогда не возделывались, так как считались малоценными, так что потенциально их можно перевести в земли промышленности. Частично участок облесен, но этот лес не входит в земли гослесфонда. Мы не увидели на этой территории родников, поэтому земля (61,5 га) была приобретена в собственность юридическим лицом — ООО «Гарант», — пояснил бизнесмен.

Инвесторы заключили договор с московской проектной компанией «Экомтехпроект», которая сейчас занимается инженерно-изыскательскими работами на изначально выбранном участке. Эксперты должны точно выяснить, есть ли здесь родники, какова глубина залегания пластов, есть ли краснокнижные растения и животные, не проходят ли по территории миграционные пути животных, нет ли исторического слоя. Будут проведены геологические, геодезическое, инженерно-экологические, гидрологические, археологические и прочие экспертизы.

Что дальше?

Если изыскания подтвердят, что участок подходит под строительство полигона и прочих объектов, будут написаны тома проекта, в том числе, ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), ОВОС подлежит общественному обсуждению: его опубликуют на сайте муниципального образования, жители смогут ознакомиться с оценкой и дать свои замечания и предложения. Далее пройдет госэкспертиза, и только после этого будет выдано разрешение на строительство.

Если изыскания покажут, что участок непригоден, инвесторы перейдут на другую, подходящую, площадку.

Рассматриваются ли другие участки?

Насонов говорит, что инвесторы активно работают с региональным минимущества, которое подбирает варианты. Уже определен альтернативный участок, в том же Майнском районе. Плюс прорабатывается предложение, высказанное жителями рабочего поселка на сходе — посмотреть на территорию бывшего асфальтового завода (правда, по словам бизнесмена, там всего 2 га):

— Мы рассмотрим все варианты. Если даже первоначально выбранный участок подойдет, но жители будут категорически против, мы не пойдем против них. Однозначно будем искать альтертаниву, перенесем туда проектные решения. Людей понять можно: они говорят, что новый полигон нужен, но «Только не у нас».

Также Насонов прокомментировал информацию о том, что через Майну будет ходить до 600 мусоровозов в сутки. По его словам, машин за это время будет проходить максимум 12.

— Мы уплотняем отходы, уменьшая их объемы до семи раз. По Майне мусоровозы проезжали бы метров 300, а после они должны были повернуть на дорогу в сторону Большого Жеребятниково. Ни магистрали, ни пешеходные и школьные маршруты они бы не пересекали. Также мы рассматриваем вариант пустить машины по просеке в лесном фонде, но этот вопрос нужно обсуждать с минприроды.

Мы будем следить за развитием событий.