Недавно мы писали о возможной судьбе канатной дороги на бульваре Новый Венец, которую так и не запустили в эксплуатацию. На прямой линии губернатор Алексей Русских сообщил, что переговоры  с главным бенефициаром «Ленинских горок»  Олегом Гаевским пока ни к чему не приводят – инвестор запросил за объект неподъемную для региональной казны сумму. Спустя несколько дней канатную дорогу выставили на продажу через “Авито” за 472 млн рублей. Сейчас выяснилось, что Гаевский и вовсе готовится демонтировать канатную дорогу и вывезти объект из региона.

Горнолыжный комплекс «Ленинские горки» в настоящий момент выставлен на продажу на «Авито». За 472,5 млн рублей предлагаются объекты на площади более 78 тысяч м2: главный корпус, инженерные сети, подвесная канатная дорога с нижней и верхней станциями, система оснежения, право аренды нескольких земельных участков. Под канаткой срок действия договора аренды — до конца 2061 года.

Ключевой акционер комплекса (владеет 53,9% акций) Олег Гаевский прокомментировал, что ульяновские власти не обращались к нему с предложением выкупить «Ленинские горки»: «Ничего не обсуждали вообще». Он озвучил, что планирует делать дальше:

— Будущего канатной дороги в Ульяновске нет. Она будет демонтирована в скором времени и запущена в другом регионе, — заявил Гаевский.

Куда именно планируется перенести канатную дорогу, собственник не уточнил.

Первую канатную дорогу в Ульяновске открыли в сентябре 1987 года. Ее длина была 562 метра, самая большая высота над поверхностью земли – 15-17 метров. Она была гондольной — с закрытыми кабинками. Свой эксплуатационный срок она выслужила спустя 15 лет, в 90-е.

В 2007 году канатку начали обновлять. Она стала канатно-кресельной. На склоне установили новые фундаменты, на 40 метров уходящие в грунт. От гондольной дороги остались лишь бетонные основания и верхняя станция: все остальное, включая тросы и крепления, заменили. Длина новой канатной дороги составляла 580 метров по прямой, скорость движения — от 1,6 до 2,5 метра в секунду. Паспортный срок эксплуатации — от 20 лет и выше (через 10 лет в «Ленинских горках» ее планировали модернизировать). На канатную дорогу не должны были пускать детей ростом до 1,20 метра. Кресла защищал специальный поручень, опускать и поднимать который должны были сами посетители. Он смог бы держать человека в кресле, если во время движения он, например, потеряет сознание.

В 2015 году запуском канатки занимался директор ООО «Веранда» (компании-эксплуатанта дороги) Михаил Лузин. Он приехал в Ульяновск из Губахи, за пять месяцев, по словам коллег, «проделал колоссальный объем работы, преодолел огромное количество барьеров». Запуск канатной дороги был запланирован на 12 июня 2015 года. Накануне Михаил проверял приборы на верхней станции и неудачно упал с высоты 5,8 метра. Он получил разрыв легкого, и, несмотря на усилия врачей, скончался в больнице.

На тот момент дорога находилась на стадии принятия Ростехнадзором. После трагедии эксплуатация канатки была невозможной, пока шли проверки. В 2016 году было объявлено о том, что она будет запущена. Но это так и не произошло.

В 2018 году о канатке снова заговорили, но уже как о части глобального проекта. Агентство по туризму Ульяновской области подписало с ООО «Национальные Канатные Дороги» соглашение, предусматривающее строительство двух канатных дорог. Одна должна была соединить центр города с будущей набережной, другая — две части города, разделенные Волгой. Общая стоимость реализации обоих проектов колебалась от 2,5 до 3,2 млрд рублей. Проектирование должно было начаться в 2019 году.

Спустя неделю после этой новости Олег Гаевский, возглавлявший тогда ООО «Проектная компания ПАРК» и являвшийся главным инвестором так и не реализованного проекта тематического парка «Музей СССР» рассказал, что «кресельная дорога должна была работать в новом проекте, она готова к пуску»:

– Я разработал концепцию размещения тематического парка на территории всего склона, включая Владимирский сад, Ленинские горки, парк Дружбы народов. Но без тематического парка «Музей СССР» дорога запущена не будет, нет смысла. Всё имущество Ленинских горок находится под моим контролем как основного кредитора.

Тогда же Гаевский признался, что работать с местной властью ему трудно:

– Мешает инвесторам местная власть, которой мало пиара, она хочет иметь с проектов больше, чем инвестор заработает. И сразу, ещё до запуска. Бывает, что договоры аренды разрывают (у меня такое тоже произошло), могут отозвать подпись на трёхстороннем с федералами соглашении. У инвестора нет никаких гарантий от непредсказуемости местных властей… Не исключаю, что демонтирую подъёмники и увезу, мне предлагают варианты.

В 2021 году, во время переговоров с новым губернатором Алексеем Русских, собственник заявил, что «о речи о запуске горнолыжной трассы пока не идет, так как изменились требования к подъёмникам и нынешние им не соответствуют. А вот о восстановлении канатной дороги речь шла».

— По словам Гаевского,  он запустит ее только в комплексе, а не как отдельный вид развлечения. Но все эти работы можно делать после того, как пройдут укрепительные мероприятия, по ним вопрос решен.  То есть сейчас по плану разработка концепции, юридическое закрепление статуса проекта, мероприятия по укреплению и стройка. Основной инвестор – Гаевский, есть и партнеры, которые готовы зайти на проект. Реализация пройдет за счет собственных и кредитных средств. Бюджетные деньги пойдут только на укрепление, – рассказывал руководитель регионального агентства по туризму Денис Ильин.

Спустя год Ильин пояснил, что канатная дорога — один из инвестиционных лотов, под который ульяновские власти намеревались найти инвесторов. По ценам 2020 года, на канатную дорогу с новыми опорами, подогреваемыми кабинками нужно было найти не менее 400 миллионов рублей. На тот момент старую дорогу восстановить было можно, но в бизнес-модели собственника «нет желания и возможности это делать».

В последний раз речь о канатной дороге зашла во время прямой линии с Алексеем Русских, который рассказал, что с собственником канатной дороги ведутся переговоры о выкупе объекта, но пока диалог не складывается:

– Пока адекватную цену он не называет. У него какие-то заоблачные ожидания, которые мы себе позволить не можем. Но работу эту ведем. Думаю, она даст положительный результат. И после проведения противооползневых работ мы обязательно восстановим работу этой линии.