Публикация о поборах на городских кладбищах вызвала волну обсуждений. Ранее ульяновцы пожаловались, что за то, чтобы захоронить родственников, им пришлось заплатить приличные суммы. В МБУ «Городская специализированная похоронная служба» утверждают, что места на кладбищах бесплатные: платить нужно лишь за рытье могилы, либо за демонтаж надгробных сооружений. А если кто-то и требует деньги, то это незаконно. Мы пообщались с сотрудниками кладбищ и ритуальной компании.

Ранее в официальном ответе на публикации о поборах на кладбищах руководство МБУ сообщило, что проблема в том, что люди обращаются не к ним или в администрацию кладбища, а пытаются решить вопрос с коммерческими структурами: «В МБУ «ГСПС» не зарегистрировано ни одного обращения граждан по факту продажи земли на кладбищах или истребование денег за какие-либо услуги».

В  Ульяновске также работает МУП «Ритуальные услуги». Сейчас оно находится в процессе реорганизации. Согласно постановлению, подписанному в конце февраля 2023 года тогдашним врио главы Ульяновска Сергеем Мишиным, МУП приватизируют, оно станет ООО, 100% долей которого останется в собственности города.

В июле работа «Ритуальных услуг» была подвергнута жесткой критике на заседании ЗСО. Лидер фракции ЛДПР Дмитрий Грачев заявил, что бюджет Ульяновска за год получил от МУПа всего 34 тысячи рублей дивидендов. Спикер областного парламента Валерий Малышев тогда назвал ритуальщиков «мафией сродни наркобизнесу»:

— Кого мы обманываем с этими “Ритуальными услугами”? Ни одного человека на эти деньги не схоронишь! Там же вымогательство страшное! Сильнее этой мафии я не вижу, разве с наркотиками. И кому не говори – полиции, прокуратуре – бесполезно! Когда у человека беда случается, он последние деньги отдаст, а потом власть проклинает! Там же хождение по мукам, и никому дела нет!

На Архангельском кладбище нам показали журнал отчетности с заявками на копку могил. В нем говорится, что «МУП «Ритуальные услуги» делало заявку на проведение похорон от своей организации, а документы были оформлены как «захоронение родственниками своими силами». Если это действительно так, похороны могли быть проведены «в серую», без уплаты налогов и достоверной отчетности перед муниципалитетом города. А это уже повод для проверки со стороны надзирающих и ответственных органов.

Техник участка Архангельского кладбища Павел Балашов рассказывает, что не знает о том, чтобы кто-то продавал здесь места для захоронений:

— У нас осталась аллея для участников СВО и почетных граждан (здесь захоранивают по решению администрации). Возможно подхоронение к родственникам — для этого нужно иметь соответствующий пакет документов. Для новых захоронений кладбище закрыто. Возможно, кто-то представляется сотрудниками нашей организации и может наживаться на горе людей — берет с них деньги за родственное подхоронение. Но мы таким не занимаемся.

Индивидуальный предприниматель Антон Пуганов, предоставляющий ритуальные услуги, также говорит, что места на кладбищах должны предоставляться бесплатно.

— Плата идет за рытье новой могилы, либо демонтаж надгробных сооружений при повторном захоронении. Сумму определяет смотритель — она зависит от сложности работ. Насколько я знаю, цифры не глобальные — например, демонтировать и снова поставить ограду стоит до 1000 рублей. Для этого обязательно нужны документы, подтверждающие родство. А новые могилы даются по порядку, в свободных местах.

На вопрос, можно ли кому-то заплатить деньги, чтобы выбрать определенное место на кладбище, Пугано ответил, что «я таким не занимаюсь».

— Когда к нам обращаются родственники, и речь об открытом северном (ишеевском) кладбище, у меня один вопрос: какая могила — новая или повторная могила. После этого определяем сумму затрат. Рытье могилы стоит 5700 рублей, у нас все официально, выдаем квитанцию. Бывало, что у семьи уже в одной могиле похоронено три человека, и они хотят сделать захоронение поближе к ним. Тогда они обращаются в МБУ, и если такая возможность есть, им дают разрешение. На моей памяти, такое было пару-тройку раз.

По словам техника участка северного кладбища Руслана Хакимова, организацией похорон может заниматься множество агентов и фирм. И далеко не все из них честны:

— Мне рассказывали, что есть агенты, нечистые на руку. Они пришли, срубили денег, и след их простыл. Такое часто бывает в мелких фирмах, где приличная текучка кадров. Места на кладбище выделяют бесплатно. Если кто-то хочет похоронить человека в особом месте, нужно писать обращение на имя главы города. Решение принимается с учетом значимости, заслуг усопшего. У нас сейчас даже аллея почета перенесена к стеле (второму въезду — прим. ред.). У центрального входа мест резерва больше нет.

Хакимов утверждает, что затраты при родственных захоронениях — только на рытье могилы и демонтаж надгробных сооружений. Бывает, что родственники установили дорогостоящий, тысячи на 500, мемориал, и демонтировать его сложно, приходится делать более сложный подкоп. Или сверху лежит армированная бетонная плита, которую можно пробить только отбойным молотком. Либо могила была заброшена, и на ней выросло дерево, которое нужно снести.

— Часто в этом случае родственники сами нанимают организации, которые занимаются демонтажом и захоронением. Если же у людей возникает сомнение, они считают, что с них незаконно требуют какие-то суммы за захоронение, рекомендую обратиться в администрацию северного кладбища, либо в МБУ «Городская специализированная похоронная служба» на Гончарова, 38. Мы обязательно поможем разобраться в ситуации, — резюмирует техник.