В понедельник промкомитет Заксобрания вызвал “на ковер” нестабильное в плане приживаемости на рабочем месте руководство ПАТП-1 и Минтранса. Предприятие, на которое сделали ставку в транспортной реформе Ульяновска (выгнать с рынка частников и поставить маршруты на регулируемый тариф), показывает расходы, в три раза превышающие доходы. Минфин называет ПАТП-1 бездонной бочкой, которая из года в год требует всё больше субсидий. Министр транспорта Сергей Воронцов признает, что задуманная три года назад транспортная реформа провалилась, совместно с ПАТП-1 разработана новая. Однако каких-либо серьезных решений для финансового оздоровления предприятия и мер для улучшения транспортного обслуживания населения депутаты так и не услышали.

Бездонная бочка

На сегодняшний день ПАТП-1 обслуживает 15 маршрутов, на которые выпускает 71 автобус, в числе которых и закупленные в прошлом году 50 новых “СИМАЗов”. На предприятии работает 301 человек: 114 водителей (30 из них сейчас на больничном), кондукторы, слесари, мойщики. Ежедневная выручка ПАТП сейчас составляет от 500 тысяч рублей (в августе – 350 тысяч рублей).

Минтранс совместно с мэрией и контрольных служб провели аудит ПАТП-1 за 9 месяцев 2023 года. Независимые эксперты посчитали, что доходы предприятия за этот период составили 126 миллионов рублей, расходы – 363 миллиона рублей. Из городской и областной казны ПАТП-1 перечислили 137 миллионов рублей субсидий. Таким образом, расходы покрываются на 73%. Для безубыточной работы в 2024 году предприятию нужно 132 миллиона рублей.

С чем связаны такие расходы? Исследование, заказанное Торгово-промышленной палатой, показало, что тариф не покрывает выпадающие доходы. Себестоимость поездки составляет 79 рублей. Плюс выросли сопутствующие расходы: за три года автобус подорожал на 100% , нужны зарплаты на водителей (два человека на один автобус), ГСМ, обслуживание, лизинговые платежи в 55 млн рублей и тд.

Провал транспортной реформы и отказ от покупки новых автобусов

Глава Минтранса Сергей Воронцов признал, что написанная 3 года назад транспортная реформа частично не сработала. Из пяти запланированных маршрутов на государственные рельсы удалось перевести лишь два. Основная причина – неправильно организованная претензионная работа с частными перевозчиками.

– Мы обязаны разрабатывать документы планирования –  это приказ Минтранса. В них есть средне-, кратко- и долгосрочная перспективы развития пассажирского транспорта. В части перевода маршрутов на регулируемый тариф: МКУ “Организатор пассажирских перевозок” скоординировали свои планы с ПАТП-1, предприятие должно было получить энное количество маршрутов с наиболее минимизированными затратами. Критичный маршрут №28 перевели в ПАТП-1. Планируем поставить на него дополнительно 20 автобусов за счет выпуска дополнительного подвижного состава. Сейчас ожидаем поставки и ждем наборы водителей, с ними сейчас проблема по всей стране. Маршрут №20 в мкрн “Новая жизнь” тоже востребован, там изначально было 8 автобусов, сейчас ПАТП ставит 12,– говорит Воронцов.

Почему не удалось выгнать с рынка маршрутчиков? По словам замдиректора ПАТП-1 Геннадия Ушакова (принят на работу в августе этого года; гендиректор предприятия Иван Павлов еще не принят на работу и четыре месяца работает с приставкой и.о., остальной руководящий состав уволился) говорит, что прежде чем кого-то убрать, нужно купить дополнительные автобусы. Однако от закупки нового транспорта отказался губернатор – даже на условиях льготных ставок в бюджете региона нет на это свободных средств.

– На федеральном уровне одобрили заявку региона, но из-за тяжелой финансовой ситуации руководство региона приняло решение не участвовать в данной программе, – сообщил Воронцов.

Министр финансов Наталья Брюханова пояснила, что речь шла о введенном в 2023 году новом специальном казначейском кредите под 3%. В целевое направление средств по нему добавилась модернизация общественного транспорта:

– Этот кредит был бы долговой нагрузкой на субъект. Когда рассматривали вопрос финансовой модели приобретения транспорта, речь стояла о том, что через 1-2 года модель будет самоокупаемой. Во-вторых, областная власть не может влиять на ПАТП-1, при этом объем субсидирования из казны региона ежегодно растет.  Без программы финансового оздоровления можем в эту бочку деньги направлять бесконечно. В прошлом году отдали 160 мл рублей при доле города в 8 млн рублей. Все выпадающие расходы в ущерб региону мы отдаем туда. Нет понимания, сколько можно туда вливать деньги ? Пока не будет управленческих решений – обсуждать финансовую историю бессмысленно.

 

“Оздоровление” на 22 млн рублей

Сейчас ПАТП-1 разработало программу мероприятий, чтобы сократись расходы на 21,9 млн рублей (напомним, что общие расходы составляют 363 млн рублей). Что в нее входит:

  • Сокращение маршрута № 59. В этом году власти Ульяновска реанимировали закрытый в 2021 году автобусный маршрут № 59 «пр-т Гая – ул.Подлесная». В городскую администрацию поступало много обращений от коллективов предприятий с просьбой восстановить движение этого автобуса. Однако к концу года в ПАТП-1 пришли к выводу, что маршрут является убыточным, с  1 января 2024 года его планируется сократить.По информации директора департамента транспорта Минтранса Ульяновской области Юрия Чибисова, прямые убытки от работы маршрута №59 составляют 5,5 млн рублей. Заместить этот маршрут планируется автобусами маршрута №20, который продлят до фабрики “Волжанка”.– Туда будет заходить каждый третий автобус маршрута №20. Таким образом расходы сократятся на 4,2 млн  рублей, – добавил Чибисов.
  • Корректировка маршрута №28 путем добавления пяти дополнительных остановок. По расчётам ПАТП-1 пассажиропоток увеличится с 230 до 270 человек на один автобус, за 2024 год прибыль составит около 6 миллионов рублей. Срок реализации – с 1 января 2024 года.
  • Для ликвидации холостых пробегов открыт заволжский филиал ПАТП-1 на базе  троллейбусного парка МУП “УЭТ”.  Приняты меры по увеличению доходов от непрофильной деятельности: на базе предприятия есть станция техобслуживания, на которой ремонтируют автотранспорт городских и областных предприятий.
  • Экономия общехозяйственных расходов (отопление, электроэнергия). Планируемая экономия за 2024 год составит порядка 600 тысяч рублей.
  • Мировое соглашение с УФНС по иску о банкротстве из-за долга в 19,4 млн рублей. ПАТП-1 выплатил всю сумму, налоговая написала отзыв требования из суда.

Однако депутатов этот перечень не устроил. Председатель комитета Дмитрий Грачев предложил закончить дискуссию и готовиться к “более серьезному обсуждению”.