9 декабря с краеведческой командой побывали ещё в одном историческом здании – бывшей Симбирской / Ульяновской городской электростанции, ныне МУП «УльГЭС» на ул. Минаева. Здание построено в 1911-1912 гг. по проекту Феофана Евтихиевича Вольсова.

Внешний вид здания и его интерьеры сильно изменились. В первоначальном виде сохранился лишь главный фасад. Изменения были неизбежны. Электростанция строилась в расчёте на потребности того времени. С годами росли мощности, устанавливалось новое оборудование, что влекло за собой расширение здания. Появились пристрои, заслонившие боковые фасады. В 1933 г., при расширении машинного зала, исчез прежний южный фасад с большим круглым окном. Из исторических интерьеров остались лишь перила лестницы в стиле модерн. В бывшем машинном зале теперь спортзал. Но даже в таком виде зал и всё здание поражают своей мощью, красотой и целесообразностью.

Очень интересен музей истории УльГЭС. В нём собраны уникальные предметы, документы, фотографии, рассказывающих о предприятии и его сотрудниках за всё время существования: от строительства здания до современности.

Большое спасибо руководству УльГЭС за предоставленную возможность ознакомиться с историческим зданием. Особая благодарность Ирине Владимировне Саркисьянц – увлечённому человеку, хранителю музея и всей истории предприятия. Экскурсия, её рассказ и личное общение стали настоящим праздником.

Во время экскурсии сделал много фотографий. Здесь представлены лишь некоторые. Все снимки войдут в отдельный альбом. Ссылка на него будет во 2-й части, несколько позже.

В исторической части этих заметок решил не изобретать велосипед и использовать готовые тексты. Благо, недостатка в них нет. Ниже приведена статья Антона Юрьевича Шабалкина 2012 года. В ней на основе архивных документов рассказывается о строительстве и архитектуре здания электростанции. В статью включён фрагмент описания здания Борисом Васильевичем Аржанцевым из книги «Архитектурная летопись Симбирска (1994).

А дальше приведён небольшой фрагмент моей статьи 2019 года. Статья вообще-то о реконструкции городского водопровода в 1910-х гг. и о строительстве новой водопроводной станции на Свияге. Но водопровод и электростанция были тесно связаны. Оба здания возведены по проектам Ф.Е. Вольсова. Строились они в одно время, как части единого комплекса. Вопросами строительства и оборудования двух объектов занималась одна городская комиссия – Водопроводная. Более того, первоначально электростанция вообще не рассматривалась как самостоятельный общегородской объект. Реконструкцией водопровода занималась московская фирма братьев Бромлей. В их проекте электростанция представляла собой небольшую часть комплекса водопроводной станции. Использовать её планировалось лишь для нужд водоснабжения: качать воду из Свияги и после очистки направлять в город. Исходя из этих целей рассчитывались мощности. Такой узкий подход не решал проблему энергоснабжения города. Лишь благодаря принципиальной позиции и настойчивости городского инженера Владимира Ивановича Воронцова-Вельяминова удалось переломить ситуацию в пользу строительства электростанции в центре Симбирска и использования её для всех городских нужд: освещения, водоснабжения и пр.

Обе статьи вошли в сборник «Феофан Вольсов», изданный в 2021 г. в серии «Мастера архитектуры Симбирска».

* * *

А.Ю. Шабалин
ЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ. АРХИТЕКТОР Ф.Е. ВОЛЬСОВ
[с сокращениями]

Архитектурное воплощение здания электростанции принадлежит выдающемуся симбирскому зодчему Феофану Евтихиевичу Вольсову (1879-1945). […] В 1904 году Ф.Е. Вольсов окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. Там он учился вместе с городским архитектором Симбирска в 1906-1910 гг. Фёдором Осиповичем Ливчаком. Последний, вероятнее всего, и порекомендовал своего соученика-коллегу на пост городского архитектора вместо себя. […]

[Ф.Е. Вольсов тогда был городским инженером в Царицыно (ныне Волгоград), где, в числе прочего, занимался вопросами электро- и водоснабжения. А для Симбирска в тот период это было крайне важно. Городская дума, рассмотрев 18 марта 1910 г. вопрос о замещении должности городского архитектора, постановила пригласить на этот пост Ф.Е. Вольсова].

Соглашение было обоюдовыгодным: город получал специалиста, имевшего дело с водопроводом и электростанцией, а вновь прибывшему архитектору сразу доставались выгодные заказы на сооружение зданий для данных объектов.

Во второй половине июня 1911 г. территория на Александровской площади была обнесена деревянным забором с двумя воротами. В середине августа 1911 г. управа договорилась с И.М. Кубасовым о покупке с доставкой на место строительства 100 тонн красного кирпича. Тогда же торги на поставку строевого леса выиграли В.Е. Андреев и В.А. Логачёв. А 24 августа – на кузнечные работы Е.Н. Кузнецов и Ростиславов. […]

На планах расположения электростанции хорошо видна огромная ограждённая территория. Ближе к северо-восточному углу участка отмечены две каменные постройки: электрическая станция и трансформаторная будка, а также деревянный склад материалов, временный сарай, помост и котлован с нефтесливным баком на 10.000 пудов, кузница и градирня.

21 декабря 1911 г. Водопроводная комиссия, рассмотрев письмо завода Столль и К° и чертежи установки двигателей электростанции, постановила: «Во избежание вибрации под фундаменты для двигателей сделать одну общую цементно-бетонную подушку на 4 машины, а самый фундамент для трёх машин, причём пол настлать во всём здании». […]

Здание возводилось не просто как «каменная коробка» для электростанции, а как достойное украшение города. Проект Ф.Е. Вольсова удачно сочетал утилитарное предназначение здания с эстетическим обликом. 8 мая 1912 г. на заседании Исполнительной комиссии по устройству электрического освещения «городской архитектор объяснил, что в городскую управу поступило заявление скульптора Бенш о сдаче ему лепных работ, намеченных по проекту в некоторых местах фасада здания станции. Обсудив заявление Бенш и находя назначенную им цену на эти работы приемлемой, Комиссия постановила: все лепные работы по фасаду здания станции согласно смете Бенш сдать ему за 475 руб. с его материалом».

[…] Архитектор-краевед Б.В. Аржанцев дал такую развёрнутую оценку:
«Здание является незаурядным памятником промышленной архитектуры города начала XX в. Автор проекта Феофан Евтихиевич Вольсов оригинально решил архитектурно-художественную композицию, рассчитанную на восприятие с разных сторон Александровской площади, впоследствии почти полностью застроенной.

Архитектурно-художественный образ главного фасада, обращённого на улицу Минаева, раскрывается в своеобразном решении центрального входа. Основным мотивом его являются выступающие из плоскости стены два пилона-обелиска, между которыми находится венецианское окно, характерное для многих зданий старого Симбирска… Расположение обелисков перед фасадом было характерно для храмового зодчества Древнего Египта, обращение к которому раскрывает широту творческого поиска архитектора.

Не менее интересно решены и другие фасады здания. Боковая двухэтажная часть служит переходным звеном к одноэтажному машинному залу и имеет определённое смысловое значение. Крупный арочный проём с трёхчастным делением ассоциируется с изображением восхода солнца, что соответствует идее сооружения. Стилевая направленность боковых фасадов характерна для модерна с его безордерной композицией, отсутствием карниза, криволинейными очертаниями верхней части стены.

Одноэтажный объём машинного зала оформлен аркадами и пилястрами в простенках, являющимися традиционными формами неоклассицизма в архитектуре начала XX в.

Разнообразие исторических стилей, гармонично сочетающихся в одном здании, выражало идеал всеобщего художественного синтеза в целях служения красоте, что соответствовало поискам прекрасного в эстетике рубежа веков».

Здание электростанции стало не только знаковым в плане снабжения Симбирска электроэнергией, но и украшением города. Любопытно, что в 1920-е гг. её позиционировали как один из экскурсионных объектов: «Электрическая станция и городской водопровод на берегу Свияги с пользой для экскурсанта заполнят его досуг».

Судьба архитектора-инженера Ф.Е. Вольсова уникальна тем, что он оставался на службе города, несмотря на смену социально-политических формаций, вплоть до 1930 года. Уже в советское время он боролся с оползнями, руководил работами по сооружению коллектора над речкой Симбиркой, проектировал городскую канализацию и т. д. А улицы города до сих пор украшают здания, выстроенные по проектам Ф.Е. Вольсова.

Некоторые из них претерпели изменения облика. Это относится и к зданию электростанции. Так и не появился рядом планировавшийся изначально дом для заведующего. А функциональность требовала расширения её помещений. «В 1933 западная часть фасада была дополнена трёхэтажным объёмом. Со стороны эффектно решённого южного фасада в виде огромного круглого окна, прорезанного ризалитом, сделана скрывая его пристройка» [Б.В. Аржанцев].

При расширении в 1960-е гг. улицы Минаева здание, когда-то имевшее небольшой отступ внутрь Александровской площади, оказалось на красной линии городской магистрали. В советское время на крыше главного фасада, как помнят многие горожане, красовалась большая звезда, переливавшаяся по вечерам огнями множества лампочек. В 2011 г. у восточной стены появился большой макет Эйфелевой башни. В новогодние дни он был также красочно иллюминирован.

* * *

И вновь вернёмся к «водопроводной теме». Так уж сложилось, что история водо- и электроснабжения Симбирска в начале XX века были тесно связаны.

Водопровод, открытый в 1872 г., не обеспечивал потребности города и вызывал массу нареканий. К 1911 году из 3340 домовладений вода поступала лишь в 374. И какая вода! Водозабор находился в самом грязном месте Свияги, в стоячем мельничном пруду, куда стекали грязь и отходы с половины города. Слабосильные очистные сооружения давно устарели. Симбирский водопровод не ругал только ленивый.

Предлагался ряд проектов его реконструкции. Много работал над этим московский инженер Николай Петрович Зимин. Позже именно его разработки использовались при реконструкции водопровода. Но все предложения тонули в бесплодных обсуждениях и многолетней переписке.

С электрическим освещением, уже появившимся во многих городах, дело в Симбирске обстояло ещё хуже. Его просто не было. Лишь в некоторых зданиях появлялись собственные дизельные установки. Даже в Губернаторский дом электричество для освещения поступало из соседнего Дворянского пансиона-приюта. Во внеурочное время и в каникулы подача энергии прекращалась, и губернатор зажигал керосинку. Анекдотично унизительная ситуация для первого лица губернии.

Городской голова М.А. Волков, а за ним дума и управа избегали любых новшеств, предпочитая жить по старинке, без лишних хлопот и риска. Положение изменилось с 1909 г., при новом городском голове Л.И. Афанасьеве. Леонид Иванович не боялся браться за самые амбициозные проекты и использовать большие кредиты. Доходы от введённых в строй объектов позволяли быстро расплатиться с долгами, приносили пользу городу и средства на реализацию новых проектов. Город бурно рос и развивался. А планы были ещё более грандиозны. Волжская гавань, огромный элеватор, трамвай… Лишь в годы Первой мировой войны темпы развития несколько замедлились. Как же нам не хватает сейчас в городской власти людей, подобных Афанасьеву…

Городская электростанция открыта 1 января 1913 года. Строительство водопроводной станции несколько затянулось из-за возникших проблем. Её открытие состоялось 6 июля 1914 г. Вскоре завершилась реконструкция водопровода, и город стал получать достаточное количество чистой воды. А развитие системы водоснабжения продолжалось и дальше.

. * * *

С. А. Падерин
СИМБИРСКИЙ ВОДОПРОВОД. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ
[фрагмент]

[…] 14 января 1910 г. городская дума рассмотрела проект [реконструкции водопровода и создания водопроводной станции] Егора Эдуардовича Бромлея. Им предусматривалось разместить в том же здании на Свияге электростанцию с тремя машинами «Дизель». Они должны обеспечить работу насосов и, через подстанцию в центре города, пунктов расхода воды. После обсуждения в проект были внесены поправки Владимира Ивановича Воронцова-Вельяминова. В частности, он предложил перенести строительство электростанции ближе к центру и использовать её для освещения города. Эту идею горячо поддержал городской голова Л.И. Афанасьев. К тому времени электричеством освещались многие города, а в Симбирске лишь в отдельных домах стояли дизельные установки. Но сначала по предложению Афанасьева был проведён опрос населения через анкеты. Горожане поддержали идею, и вопрос о размещении электростанции был решён.

Строительство водопровода и электростанции решили вести одновременно. Благодаря хлопотам Водопроводной комиссии в Симбирск приехали представители многих российских и зарубежных фирм. На торгах разгорелась борьба за заказы, и была возможность выбирать самых лучших поставщиков. А в 1912 году Л.И. Афанасьев смог получить в Петербурге долгосрочный кредит в 1 млн руб., большая часть которого пошла на реконструкцию водопровода и постройку электростанции.

Много сил в строительство вложил В.И. Воронцов-Вельяминов. Городская дума отмечала: «Получая по службе заведующего Городским водопроводом скромное вознаграждение, он… нёс нелёгкий и ответственный труд не только технического надзора в переустройстве, но и в деле заготовки материалов и принимал деятельное участие в разработке проекта, в который по его инициативе внесены значительные изменения». […]

Окончание во 2-й части


Здание УльГЭС – бывшая Симбирская и Ульяновская городская электростанция.
Фото С.А. Падерина, 16 декабря 2023 г.


Симбирская / Ульяновская городская электростанция. 1910-е и 1930-е гг.


УльГЭС. Южный и западный фасады.
Южный фасад изменён при расширении машинного зала в 1933 г.
Фото С.А. Падерина, 9 декабря 2023 г.


Южный и западный фасады здания электростанции. 1920-е гг.
Музей истории УльГЭС.


Перила лестницы.
Фото С.А. Падерина, 9 декабря 2023 г.


В бывшем машинном зале электростанции. Южная стена.
9 декабря 2023 г.


Проект машинного зала Симбирской городской электростанции. Разрез. Архитектор Ф.Е. Вольсов.
ГАУО (фото из книги «Феофан Вольсов». Ульяновск, 2021)


Машинный зал Симбирской городской электростанции. 1910-е гг.
Музей истории УльГЭС.


Машинный зал Симбирской городской электростанции. Дизель-генератор. 1910-е гг.
Музей истории УльГЭС.


Музей истории УльГЭС. Стенды «Строительство городской электростанции».
9 декабря 2023 г.

Публикация группы Старый Ульяновск. Brandergofer