В третьей, заключительной части поговорим о состоянии и работе городской электростанции в период с середины 1940-х до конца 1950-х, вплоть до преобразования её в Ульяновскую городскую электросеть (УльГЭС).

Ниже дана ссылка на альбом с фотографиями. В него вошли снимки внешнего вида и интерьеров здания, фотографий и других экспонатов музея истории УльГЭС, сделанные во время экскурсии 9 декабря. Кроме того, в альбом помещены фотографии двухлетней давности. 11 сентября 2021 г., в рамках «Дней признательности Феофану Вольсову», Михаил Александрович Капитонов провёл экскурсию по городу с рассказом об архитектурном наследии выдающегося зодчего. Тогда довелось впервые побывать в здании бывшей городской электростанции. Погода стояла ещё летняя, и снимки дворовых фасадов получились гораздо удачнее, чем в этот раз. В альбом также включены старые фотографии из других источников.

https://vk.com/album235640378_300394429

Разговор о послевоенной истории электростанции лучше начать с краткого описания ситуации в Ульяновске в целом и имевшихся проблем. За годы войны Ульяновск заметно окреп. Увеличилось население, больше стало промышленных предприятий. Часть эвакуированных заводов, фабрик, учебных заведений и их сотрудников осталась в городе на Волге. Коллективы пополнялись другими приезжими. Предприятия переходили на выпуск мирной продукции, наращивали мощности. Победу Ульяновск встретил в статусе областного центра.

Но сам город по сравнению с началом 1940-х почти не изменился, а проблемы ещё больше обострились. Почти отсутствовал общественный транспорт. Жилой фонд был катастрофически недостаточен; дома пришли в полную ветхость. Горожан «уплотнили», многие ютились в бараках. Изношенные коммунальные системы не справлялись с возросшей нагрузкой и работали с перебоями. Это относилось и к электростанции. Множество проблем требовало быстрых и кардинальных решений.

Постановлением Совета министров РСФСР № 619 от 19 сентября 1946 года утверждён Генеральный план города Ульяновска, разработанный Ленинградским институтом «Гипрогор» (руководители проекта В.А. Гайкович, Н.В. Кашкадамова). До этого (6 мая 1945 г.) проект Генплана и эскизный проект реконструкции центра города обсуждались и были утверждены ульяновскими облисполкомом и горисполкомом. В основу Генплана легли разработки, начатые ленинградскиии архитекторами в конце 1930-х гг., но незавершённые до начала войны. Конечно, в новом плане были учтены изменившиеся реалии послевоенного Ульяновска.

Генплан, рассчитанный на 10-15 лет, предусматривал расширение территории города с 3.800 до 7.250 гектар, в т. ч. жилых кварталов и зеленых насаждений с 1.450 до 3.500 га; рост численности населения до 275.000 человек. Планировалось возведение новых жилых районов и развитие старых; строительство общественных зданий, нового вокзала, речного порта и др., развитие городского транспорта, в т. ч. трамвая; коммунального хозяйства; широкое озеленение, борьба с оползнями и многое другое. Столь масштабных планов развития город не знал за всю свою историю. Вскоре началась реализация плана. Начало было скромным: благоустройство, озеленение, ремонт и реставрация отдельных зданий. Но постепенно работы набирали темп, Ульяновск всё больше преображался.

А вот раздел Генплана, посвящённый энергоснабжению города, был на удивление лаконичным и не содержал принципиально новых положений. Ближайшие перспективы связывались с введением в строй ТЭЦ автозавода. В дальнейшем проектировалось расширение и реконструкция городской электростанции, а также… строительство всё той же ГРЭС на базе давно заброшенных Ундоровских сланцевых рудников. Конечно, авторы проекта не могли не понимать, что эти меры либо недостаточны, либо обращены в далёкое туманное будущее. Вероятно, «между строк» имелись в виду уже существовавшие тогда планы возобновления строительства Куйбышевской ГЭС (с 1958 г. Волжская ГЭС им. В.И. Ленина). Но до принятия окончательного решения и проведения расчётов включить эти перспективы в Генплан Ульяновска было невозможно.

Теплоэлектроцентраль Ульяновского автозавода (ныне ТЭЦ-1) строилась в 1944-1946 гг. Пуск ТЭЦ состоялся 31 декабря 1946 года. Плановая мощность составляла всего 1.500 киловатт, но вскоре мощность достигла 6.000 квт, в 1960-х доведена до 340.000, а в 1975 г. – до 430.000 квт.

В январе 1947 г. ТЭЦ стала давать ток цехам автозавода, а с 1951 г. начала поставлять электроэнергию городу. ТЭЦ и электростанцию связала линия электропередачи. В 1953 г. постановлением Совета министров СССР создана единая энергосистема Ульяновска, в которую вошли электростанция, ТЭЦ автозавода, собственные источники энергии других крупных заводов и высоковольтные линии электропередач.

Для городской электростанции начало работы ТЭЦ имело неоднозначное значение. С одной стороны, непомерная нагрузка на неё ощутимо снизилась. Работники электростанции смогли перевести дух и заняться приведением в порядок устаревшего, изношенного оборудования. Но одновременно электростанция утратила свою ведущую роль в энергоснабжении города, отчасти став промежуточным звеном между ТЭЦ и потребителями. Это был первый шаг на пути к окончательному изменению функций предприятия в недалёком будущем.

Далее приведа ещё одна статья Антона Юрьевича Шабалкина.

* * *

А.Ю. Шабалкин

ПОСЛЕВОЕННАЯ СУДЬБА УльГЭС

На рубеже 1940-х – 1950-х гг. в работе электростанции отмечались серьёзные недостатки. Отчасти это было связано с тем, что при неимоверно возросшем потреблении электроэнергии, в первую очередь промышленными предприятиями, развитие и кардинальное переоборудование самой электростанции не производилось. А с 1946-1947 гг. её роль становилась вторичной. Как вспоминал Н.Ф. Кузнецов, «с пуском… ТЭЦ автозавода резко изменился баланс электроснабжения города. Была построена линия электропередачи ТЭЦ-УльГЭС и подстанция на УльГЭС».[1]

В этот период происходила и частая смена руководства. 1 апреля 1949 г. на посту директора УльГЭС Ф.А. Ветошкина сменил Иван Михайлович Безбородов.[2] Как оказалось, ненадолго.

В конце ноября 1949 г. отдел охраны труда ЦК профсоюза рабочих коммунального хозяйства произвёл «проверку состояния охраны труда и техники безопасности на Ульяновской ГЭС и выявил ряд грубых нарушений: электромонтёры не обеспечены защитными средствами /перчатками, галошами/; душевая установка не отремонтирована, инструкций по технике безопасности в цехах нет; проверка знаний Правил безопасности персоналу станций и сетей в 1949 году не производилась; контроль древесины опор не ведётся; рабочие помещения цехов не отапливаются; защитные средства не проверяются». Поскольку ранее подобные нарушения были отмечены проверкой энергонадзора в апреле 1949 г., но за полгода ситуация не улучшилась, Москва приняла строгие меры. Приказом № 3 по Главному энергетическому управлению (Главэнерго) Министерства коммунального хозяйства (МКХ) РСФСР от 13 января 1950 г. директору Ульяновской городской электростанции И.М. Безбородову был объявлен строгий выговор и предписывалось в течении квартала устранить все выявленные недостатки.[3]

А приказом № 9 от 3 марта 1950 г., по результатам обследования шести коммунальных электростанций и электросетей[4], по работе Ульяновской горэлектростанции отмечалось: «Из-за отсутствия в достаточном количестве электросчётчиков имеется много случаев хищения электроэнергии потребителями. С января по август 1949 г. зарегистрировано 1200 случаев хищения энергии. Меры против расхищения энергии применяются недостаточные».[5]

17 апреля 1950 г. оперативное руководство Ульяновской гоэлектростанцией принял Илья Георгиевич Илюхин (1904 г. р.). Ему пришлось «расхлёбывать» наследие предшественника. Так в приказе № 126 по Ульяновскому городскому отделу коммунального хозяйства (Горкомхоз) И.Г. Илюхину в вину ставился несчастный случай с неквалифицированным рабочим В.И. Решетовым, которого принял на работу электромонтёром И.М. Безбородов за два дня до назначения И.Г. Илюхина.[6] Утверждён же директором И.Г. Илюхин был решением горисполкома только 12 июня 1950 г., а уже в августе подал заявление об уходе.[7] Возможно, это было связано с частыми нареканиями в адрес электростанции, которая по своей мощности уже объективно не соответствовала интенсивно развивавшемуся городу.

Главным транспортным средством электростанции оставались лошади, поэтому в штате имелись кучер-конюх и возчики.

При этом коллектив старушки-электростанции по допустимому максимуму использовал её возможности. И работал на совесть. В тот период большинство сотрудников электростанции имело за плечами опыт работы в годы Великой Отечественной войны либо непосредственно участвовало в боевых действиях. На 21 августа 1950 г. 70 человек имели следующие награды:

три ордена Красной Звезды,
два ордена Славы III степени;
медали:
«За отвагу» – 7,
«За боевую доблесть» – 3,
за оборону (Ленинграда, Сталинграда, Кавказа), освобождение (Варшавы, Праги) и взятие (Кенигсберга, Берлина) – 20,
«За Победу над Германией» – 24,
«За Победу над Японией» – 1,
«30 лет Советской Армии и Флота» – 4,
«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» – 38 (в том числе директор И.Г. Илюхин),
а также многочисленные почётные грамоты и почётные значки (в том числе «Донор фронта»).

На место директора УльГЭС горисполком 10 августа 1950 (решение № 620/40) утвердил П.С. Богдана, но по каким-то причинам это назначение не состоялось, и И.Г. Илюхин исполнял обязанности директора до ноября.[8]

10 ноября 1950 г. решением № 906/59 Ульяновского городского Совета И.Г. Илюхина, ушедшего по состоянию здоровья, сменил Николай Фёдорович Кузнецов (1917-1989). С его приходом прекратилась частая смена директоров, что обеспечило относительную стабильность на несколько десятилетий. При Н.Ф. Кузнецове произошли кардинальные преобразования в работе электростанции, и её последующее преобразование в электросеть.[9]

Николай Фёдорович заслуживает того, чтобы сказать о нём особо. Он волжанин, трудовую деятельность начал в 1932 г. электромонтёром в родном городе Пугачёв Саратовской области. В 1939 г. воевал с японскими милитаристами на реке Халкин-Гол. После демобилизации несколько месяцев 1941 г. руководил Пугачёвской водопроводной станцией.

2 августа 1941 г. Н.Ф. Кузнецов вновь был призван в армию и назначен преподавателем в Орловское пехотное училище в связи с тем, что имел боевой опыт военных действий в Монголии. Училище тогда было расквартировано в Ульяновске. Демобилизовавшись в 1946 году, вновь работал в Пугачёве сначала техническим руководителем на водопроводной станции, а затем и.о. директора. «В 1950 году, после того, как родственники написали письмо Сталину с просьбой перевода в г. Ульяновск, был назначен директором Ульяновской городской электростанции…».

Четверть века – с 1950 до 1975 гг. возглавлял он сначала УльГЭС, а затем электросеть. Первым в Ульяновской области был удостоен звания «Заслуженный работник коммунального хозяйства». Помимо этого имел немало боевых и трудовых наград, в том числе – высший орден Монгольской Народной Республики «Полярная Звезда».[10]

Н.Ф. Кузнецов очень много сделал для укрепления энергосистемы Ульяновска. Он вспоминал: «До 1950 года развитие электросетей резко отставало от роста генераторной мощности. В 1950 году был принят технический проект реконструкции электрических сетей города, разработанный институтом «Коммунэнергопроект». В результате осуществления этого и последующих проектов количество подстанций в городе возросло до 550, а протяжённость электросетей по трассам всех направлений составила в 1972 году свыше тысячи километров».[11]

Впрочем, и Н.Ф. Кузнецову пришлось столкнуться с авариями во вверенном хозяйстве. Так, утром 28 июня 1951 г. вышел из строя агрегат № 5, имевший в своей основе дизель Коломенского завода 1911 г. выпуска. Ещё в 1945 г. он (а также дизель-генератор № 4) был официально списан, но из-за нехватки новых агрегатов и мощностей продолжал работать. После данной же аварии он восстановлению уже не подлежал и был списан.[12]

19 июля 1958 г. на основании решений Совета Министров РСФСР и Совнархоза Ульяновского экономического района «в целях обеспечения комплексного и опережающего развития энергетического хозяйства Ульяновской области» была организована Ульяновская городская электросеть городского отдела коммунального хозяйства. До этого электростанция «занималась выработкой электроэнергии и реализацией её населению города». А с 1958 г. функции разделились – «городская электросеть занимается только распределением электроэнергии, поступающей от Энергосбыта Энергоуправления».[13]

Основным источником электроэнергии для Ульяновска стала Засвияжская теплоэлектроцентраль. Но и её мощность уже «не обеспечивала растущие потребности города». А в 1960 г. к ульяновцам «пришла электроэнергия от Волжской ГЭС имени В.И. Ленина по высоковольтной линии, проложенной в Ульяновск от города Сызрани».[14]

Своё 50-летие труженица-электростанция встречала уже в новом качестве.

Перекрёсток улиц Минаева и Кирова. 1966 г. В 1960 г. полностью реконструирована центральная база на ул. Минаева. Развёрнутая сеть электроснабжения давала возможность решать проблемы городского транспорта. Музей истории УльГЭС.

Здание УльГЭС. 1960-е – 1970-е гг. Архив краеведческого отдела Дворца книги, Ф63.

Во дворе УльГЭС. Южный и восточный фасады. 1980-е гг. Архив краеведческого отдела Дворца книги, Ф63. Этот снимок есть и в музее истории УльГЭС. Там он датирован 1970-ми.

Выезд оперативной бригады электромонтёров. 1961 г. Музей истории УльГЭС.

Замена люминесцентных ламп на улице Марата. 1964 г. Музей истории УльГЭС.

Мачтовые опоры уличного освещения «Ромашка» на улице Гончарова и «Трилистник» на бульваре Новый Венец. 1970-е гг. Музей истории УльГЭС.

Цех светорекламы. Жестянщики. 1971 г. Музей истории УльГЭС.

Цех светорекламы. Изготовление парковых торшеров. 1971 г. Музей истории УльГЭС.

Готовая продукция цеха светорекламы. Звезда. 1971 г. Музей истории УльГЭС.

Улица Минаева. Здание УльГЭС. 1980-е гг. Архив краеведческого отдела Дворца книги, Ф63.

[1] Кузнецов Н.Ф. Энергетические артерии города. УльГЭС – 60 лет// Ульяновская правда. – Ульяновск, 1973. – № 12 (14571), 14 января. – С. 4.

[2] ГАУО, Ф. Р-634, Оп. 1, Д. 2102, ЛЛ. 29-30.

[3] ГАУО, Ф. Р-1083, Оп. 9, Д. 56, Л. 1.

[4] Орёл, Курск, Ижевск, Ульяновск, Чебоксары и Калининградская область.

[5] ГАУО, Ф. Р-1083, Оп. 9, Д. 56, ЛЛ. 3,4.

[6] ГАУО, Ф. Р-1083, Оп. 9, Д. 56, ЛЛ. 26-26 об.

[7] ГАУО, Ф. Р-634, Оп. 1, Д. 2126, Л. 128, Д. 2127, Л. 137.

[8] ГАУО, Ф. Р-634, Оп. 1, Д. 2127, Л. 137.

[9] ГАУО, Ф. Р-634, Оп. 1, Д. 2129, Л. 150.

[10] http://education.simcat.ru/school2/museum/47

[11] Кузнецов Н.Ф. Энергетические артерии города. УльГЭС – 60 лет// Ульяновская правда. – Ульяновск, 1973. – № 12 (14571), 14 января. – С. 4.

[12] ГАУО, Ф. Р-1083, Оп. 9, Д. 90, ЛЛ. 1, 19, 20, 22, 52.

[13] ГАУО, Ф. Р-1083, Историческая справка; Михайлов В. Они были первыми// Народная газета. – Ульяновск, 2003. – № 83, 18 июля. – С. 14.

[14] Голенко Е.И. Ульяновск строится. – Ульяновск, 1961. – СС. 58, 63.

Публикация группы Старый Ульяновск. Brandergofer