«Ульяновскоблстройзаказчик» подал в Арбитражный суд Ульяновской области иск к подрядчику рекультивации полигона ТБО в Красном яре — ООО «ЭкоИнвест». ОГКУ просит взыскать аванс, перечисленный по госконтракту — 228 161 314 рублей: эти деньги должны вернуться в бюджет. Судя по всему, рекультивация полигона, возгорание на котором фиксировали на протяжении нескольких лет, приостановлена на неопределенный срок, если не навсегда. По мнению экспертов, снова получить на эти цели федеральные средства будет очень сложно, а бюджет региона такие расходы не потянет.

Арбитражный суд возбудил производство по иску ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» к ООО «ЭкоИнвест» 8 февраля. Рассмотрение дела назначено на 26 марта. Истец требует возвратить аванс, перечисленный по госконтракту в сумме 228 161 314 рублей. Эти средства были выплачены «ЭкоИнвесту» за проведение работ по рекультивации полигона ТБО в Красном яре. В октябре прошлого года, на заседании экологической комиссии в Общественной палате Ульяновской области руководитель «ЭкоИнвеста» Михаил Кондратьев заявил, что строительно-техническая готовность работ — почти 80%.

Также суд удовлетворил ходатайство «Ульяновскоблстройзаказчика» и наложил арест на денежные средства ООО «ЭкоИнвест», находящиеся на счетах в «Сбербанке» и «Альфа-Банке», а также на денежные средства, которые будут поступать на эти счета, на общую сумму исковых требований.

11 апелляционный суд расторгнул контракт между «Ульяновскоблстройзаказчиком» к «ЭкоИнвестом» 14 ноября прошлого года. 27 февраля в Казани будет рассмотрена кассационная жалоба ОГКУ, которое пытается оспорить это решение. Но, как заявил нам заказчик, надежды мало: «Если так случится, это будет чудо».

Контракт с компанией «ЭкоИнвест» на выполнение работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов в районе села Красный Яр был заключен в 2022 году. Стоимость работ оценили в 456,322 млн рублей, из которых 196 млн были федеральными субсидиями по проекту «Чистая страна» нацпроекта «Экология».

В «Ульяновскоблстройзаказчике» нам пояснили, что, так как контракт был признан ничтожным, нужно было применить последствия этого решения:

— А именно, взыскать ранее выплаченный аванс. Результаты по нацпроекту достигнуты не были, средства подлежат возвращению в бюджет. Мы были вынуждены обратиться с иском в Арбитражный суд.

Что дальше? В ОГКУ затруднились уточнить, каким именно образом теперь можно завершить работы по рекультивации полигона:

— Заказчиком являлось минприроды Ульяновской области. Оно должно оценить обстановку, и, с учетом всего, что произошло, принять решение — объявлять новый аукцион, либо делать что-то еще.

Подрядчик может также обратиться с иском к «Ульяновскоблстройзаказчику» о взыскании убытков. Но для этого «ЭкоИнвесту» нужно будет предоставить экспертизу, которая подтвердит объем затраченных средств. Как уточнили в ОГКУ, акта выполненных работ фактически не было. Поэтому заказчик точно не может сказать, на какую сумму были они выполнены. Пока встречный иск «ЭкоИнвест» не заявлял.

В региональном минприроды отказались комментировать ситуацию, уточнив позицию: «За работу отвечает «Ульяновскоблстройзаказчик»».

Напомним, к этой ситуации привело то, что договор с ООО «ЭкоИнвест» заключили без проведения конкурсных процедур, как с единственным поставщиком. Такое решение было принято на заседании рабочей группы правительства Ульяновской области по организации финансирования бюджетных расходов оперативного штаба по обеспечению экономического развития региона. Документ, на который при этом опирались — постановление Правительства Ульяновской области от 25.03.2022 No 136-П. Его приняли для того, чтобы в условиях СВО максимально быстро решать связанные со спецоперацией экономические вопросы.

Такое решение стало поводом для подачи иска от областной прокуратуры к ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» и ООО «ЭкоИнвест». Во время суда в качестве доказательств существования «особых обстоятельств», которые объяснили бы решение подписать контракт без проведения конкурса, было представлено заключение специалиста, что средства на рекультивацию полигона выделили в октябре 2022 года. А так как проведение конкурса не всегда приводит к заключению договора, процесс мог бы затянуться до второй декады декабря — был риск не получить федеральные деньги.

В реальности контракт с «ЭкоИнвестом» заключили 19 декабря 2022 года – ненамного раньше, чем если бы контракт разыграли, как и положено, через конкурс. Также суд принял во внимание, что к закупкам для выполнения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и мест несанкционированного размещения отходов, начальная (максимальная) цена контракта которой превышает 100 млн рублей, могли быть привлечены подрядчики, обязательно имеющие опыт исполнения подобных контрактов. А в послужном списке «ЭкоИнвеста» их не было.

ООО «ЭкоИнвест» было связано с именем экс-министра природы Ульяновской области Гульнарой Рахматулиной. По данным ЕГРЮЛ, она в 2013 году учредила эту компанию с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Ее фамилия на тот момент была Гимадеева, а название компании — «Промышленная экология». В СМИ Рахматулина поясняла, что в 2016 году «Промышленная экология» была продана, а в органах исполнительной государственной власти министр работает с 2017 года.

С марта 2022 года бенефициарами «ЭкоИнвеста» были Сергей Какора и столичное ООО «БауИнвест», которое ранее возглавлял Какора — компания занимается добычей песка и щебня в Московской области. С мая 2023 года 100% акций принадлежат ООО «МСГ Ресурс». Финансовые показали ООО «ЭкоИнвест» были очень скромными: в 2022 году баланс компании подрос до 96,9 млн рублей, выручка оказалась нулевой, а чистая прибыль — минус 2,5 млн рублей.

Экс-руководитель регионального управления Росприроднадзора, эколог Александр Каплин считает, что произошедшее было вполне прогнозируемо:

— Изначально, когда решили провести деньги по такой схеме, можно было предполагать, что будут такие последствия. Пока виновные персоналии названы не были, можно только предполагать, что это будут за имена. А может случиться и так, что виновных не найдут. Пострадавшими же останутся жители региона. Ситуация с полигоном так и будет проблемной, ее нужно обязательно решать. Большие сомнения, даст ли федеральный бюджет денег на рекультивацию повторно — при таких нарушениях. А областной бюджет этот проект самостоятельно вряд ли осилит.

По мнению Каплина, подрядчик вряд ли выполнил работы на 80%: «предположу, что там и половины не было сделано из того, что нужно». Эколог говорит, что рекультивация должна обязательно включать дегазацию — именно скапливающийся метан, который вырабатывает полигон из-за неправильного захоронения мусора, вызывает горение. А это система дренажных трубок, сборник для газа, решение, как его утилизировать (например, куда-то отводить или сжигать на месте). Плюс, сверху нужно положить саркофаг и засеять определенной растительностью.

— В целом, для региона это удар по репутации на федеральном уровне. Нам только начали активно давать на экопроекты. А эта история может удалить рикошетом и под другим проектам. Так, по моим данным, пока не решен вопрос по очистке Свияги, одобрение федерального центра еще не получено, — пояснил эксперт.