На промкомитете в ЗСО накануне заслушали двух министров – Михаила Додина и Марину Симунову. Обсуждение уже по традиции вышло жарким: от главы минимущества потребовали точных планов по сдаче генплана Ульяновска и открытости в общественных слушаниях, решения вопроса с благоустройством Черного озера и истории со стеной у парка Победы. А и.о. министра ЖКХ и строительства Марине Симуновой задали вопросы о просроченных датах ввода в эксплуатацию соцобъектов и дорог, аварийном жилье, проблемах дольщиков, несовершенстве технической документации.  Глава комитета Дмитрий Грачев  резюмировал, что министерству уже нужен постоянный министр: темы поднимаются серьезные.

Генплан, Черное озеро и земли экс-депутата Соловьева

Министр имущественных отношений и архитектуры Михаил Додин рассказал, о чем не говорил ранее (вчера он участвовал сразу в двух комитетах). Он назвал конкретную дату сдачи генплана Ульяновска (напомним, его за 15 млн рублей делает проектный институт «Красноярскгражданпроект») — конец ноября 2024 года. Ровно через год подрядчик должен подготовить окончательный вариант ПЗЗ, а еще через год установят границы города Ульяновска.

По словам Додина, в прошлом году в Ульяновске прошло 12 заседаний комиссии, специально созданной для рассмотрения изменений, предложенных в генплан и ПЗЗ.

— Я сам в нее не вхожу, чтобы не оказывать давления на членов комиссии. Хотя все документы подписываю именно я, — уточнил министр.

Комиссия рассмотрела 330 предложений от горожан. Заявители должны были обосновать требования и аргументировать свою позицию. В итоге было утверждено 14 изменений в генплан по 63 обращениям, и столько же — в ПЗЗ, по 60 обращениям. Все они переданы проектировщику.

Депутаты задали Додину наболевший вопрос — все же, может ли серьезно общественность повлиять на ситуацию с генпланом, и привели в пример Майну, где люди протестовали против строительства полигона ТБО. Министр прокомментировал, что бывают обоснованные предложения, а бывают «я не хочу, чтобы в моем районе появилось это»:

— Если предложения реально выполнимые и не противоречат застройке города, то чем чем активнее граждане, тем больше учтем их мнение. Мы должны сделать хороший генплан, Ульяновск должен развиваться, а не стоять в границах, которые его сдерживают.

Парламентарии рекомендовали максимально широко информировать жителей о проведении общественных слушаний. Додин пообещал делать это через глав администраций городских районов, публиковать график слушаний в газетах, выкладывать на сайте мэрии и министерства, а также провести «пресс-подход».

Глава промкомитета Дмитрий Грачев уточнил, какова судьба проекта высотной застройки в пределах Буинской-Кролюницкого-Федерации. Министр пояснил, что на градосовете застройщикам (самарской компании) было отказано в одобрении проекта, а с новыми документами они не заходили. И неожиданно похвалил уволившуюся экс-помощника губернатора по градостроительству и архитектуре Ольгу Мельникову:

— Если на участке разрешены дома от 6 до 12 этажей, но плотность застройки высокая, по нормам строить нельзя. Мельникова просила застройщиков предоставить ТЭПы (технико-экономические показатели — прим. ред.), как они видят ситуацию. Они так ничего и не предоставили. Как бы ее ни ругали, с точки зрения специалиста в сфере архитектуры она была сильной, благодаря ей этого проекта до сих пор нет.

Василий Гвоздев в очередной раз заговорил о больном — судьбе Черного озера. Ранее он предлагал председателю правительства Владимиру Разумкову создать рабочую группу для определения статуса земель рядом с ООПТ, но ответа так и не дождался. Додин пояснил, что получил от Разумкова поручение рассмотреть возможность благоустройства территории Черного озера, в том числе, как зоны прогулок для бойцов СВО, которые будут проходить реабилитацию в открытом по соседству центре.

— Большая часть территории ООПТ — местного назначения, а вокруг озера — регионального значения. Наша задача — проработать предварительную концепцию, чтобы сделать рекреационную зону с минимальными элементами застройки, — рассказал министр.

Поговорили и о скандальной ситуации со «стеной раздора» у нового входа в Парк Победы. Додин рассказал, что Ленинская прокуратура вышла в суд и оспаривает сделку по выделению земли под объекты у старой входной группы, будет требовать их сноса с территории парка. Также он пояснил, что планируется делать с новым входом дальше, несколько смягчив определения от ветеранов-танкистов:

— Ветераны попросили рассмотреть концепцию развития парка с такой точки зрения. Стена подходит не для парка а для…. (кто-то из депутатов подсказал: «кладбища» – прим. ред.)… мемориальных мест. А хочется, чтобы парк Победы ассоциировался с радостными событиями. Пока границы парка не будут восстановлены, проводить мероприятий по модернизации парка рано, в дальнейшем мы предложим архитекторам, художникам, принять участие в конкурсе. В конце апреля у входа будет сделана уборка, мы планируем выехать туда с ветеранами и посмотреть, где какие клумбы разбить.

В будущем планируется передать эту территорию на баланс города.

Депутаты поинтересовались, часто ли в регионе вместо бесплатного земельного участка многодетные берут 250 тысяч рублей. Министр уточнил, что альтернативная мера поддержки востребована: многие люди предпочитают не ждать получения земли. Раньше считалось, что выплаты, скорее будут брать сельские жители, у которых, как правило уже есть свои наделы. Но 80% получателей альтернативной поддержки — ульяновцы. Также есть те, кто возвращают участки в обмен на деньги — с начала нынешнего года зарегистрировано 15 таких получателей льготы.

Сейчас в очереди на бесплатную землю в регионе стоят 8 083 многодетных семьи. В прошлом году участки получили 508 семей в Ульяновске и всего шесть — в Димитровграде. В городе ядерщиков, как известно, проблему хотят оперативно закрыть. Сейчас здесь формируются 1 283 земельных участков, а если федералы передадут второй, соседний участок, землю 1 500 семей. Для ульяновцев планируют выделить 250 участков в поселке Октябрьском (и столько же — для чердаклинцев).

Также своей очереди, по данным 1 января 2024 года, ждут 2 034 ветерана боевых действий. Больше всего их в Ульяновском районе – 585.

Додин рассказал о судье земель в Лаишевке, которыми раньше владел отправленный в колонию экс-депутат гордумы Геннадий Соловьев. Участки, которые были отданы в аренду, а также предназначенные для ИЖС, но еще не проданные, вернутся в госсобственность. Также там есть сельхозземли с мелиоративной системой — по словам министра, их будут пытаться оставить за министерством АПК.

— Рассматривается возможность определить часть земель, в сторону которых развивается город, для льготных категорий граждан — многодетных, участников СВО. Мы прорабатываем градпотенциал, смотрим, как подводить коммуникации, к лету примем решение. Владельцы приобретенных участков, предназначенных под сельхозпроизводство, могут обратиться в суд и доказать, что они добросовестные приобретатели, — резюмировал Додин.

«Не совсем корректные технические решения»

К и.о. министра ЖКХ Марине Симуновой у депутатов также накопилось много вопросов. Дмитрий Грачев спросил, когда уже у министерства будет постоянный руководитель, без приставки и.о. — «Темы сложные, работы много».

Депутаты поинтересовались судьбой ЖК «Авиатор», дольщики которого сбросились и разместили на билборде свой «крик души». Напомним, возведение дома на проспекте Маршала Устинова остановилось в мае 2018 года из-за банкротства застройщика — «ТД КПД-1». Спустя три года многоэтажку решили достроить, нашли новую компанию. Но, как рассказал глава областного фонда защиты прав дольщиков Дмитрий Плохих, и с новым подрядчиком в феврале расторгли договор:

— Застройщик отказался продолжать строительство, сославшись на удорожание. 19 февраля ему было направлено уведомление об одностороннем расторжении контракта с выплатой штрафа в несколько десятков млн рублей. Готовность объекта высокая, не хочется оставлять его и уходить на выплаты. Сейчас у федерального техзаказчика находится дорожная карта по выбору нового подрядчика. До середины апреля можно завершить новые конкурсные процедуры и до сентября-октября достроить дом.

По словам Плохих, трехлетний срок для завершения проблемного дома завершается 1 июня, но дольщики настроены на получение квартир, и федеральный фонд рассматривает вариант достройки.

Еще один пока не решенный вопрос касается ЖК «Лидер» на ул. Розы Люксембург. Частично дом заселили, теперь нужно решать судьбу владельцев готовых квартир. После передачи объекта федеральному фонду рассматривается вариант разделить ЖК на две части. Заселенную расторговать новому застройщику, который приобретет участок с обременением на достройку пятиэтажки.

Также прояснили судьбу двух социальных объектов. В Новомалыклинской больнице, несмотря на заявленный приличный бюджет, отремонтировали только фасад и первый этаж. Директор «Ульяновскоблстройзаказчика» Алексей Скоробогатов пояснил, что изначально документация подразумевала финансирование в размере 205 млн рублей, но выделили всего 70 млн. Этого хватило только на хирургическое отделение, вентиляцию фасадов и начало его отделки.

Еще один объект — школу в Новоспасском — должны сдать в ноябре 2024 года. Сроки затянулись из-за проектной документации, в которой были указаны «не совсем корректные технические решения». В частности, обустроили неподходящий фундамент, применили нетиповую высоту этажа. Все это пришлось переделывать.

— Нам придется проводить серьезную работу с подрядчиком, организовать работу в 2-3 смены. Сейчас начали монтаж стен подвала, в ближайшие месяцы планируем по двум блокам выйти на нулевую отметку. В течение месяца должны получить откорректированную проектную документацию, прошедшую экспертизу, — пояснил Скоробогатов.

Кто виноват в этой ситуации, так и осталось непонятным. Проект, по словам директора «Ульяновскоблстройзаказчика» разрабтывала администрация Новоспасского района, до заключения контракта довело минпросвещения. И уже после его подписания, в процессе разработки рабочей документации выявилось несоответствие определенных проектных решений.

Василий Гвоздев пожаловался на слишком «медленную» программу по переселению из аварийного жилья. В его округе на улице Автозаводской — 56 двухэтажек, где в основном проживают ветераны УАЗа и мехзавода.

— В выходные ко мне обратилась 86-летняя женщина, проживающая на Ростовской, 11. У них крыши нет вообще, обои падают! Такие вот там двухэтажки. Нам ответили, что восемь домов аварийные, и по ним сроки предоставления субсидий на переселение — 2028-2030 год. Дайте нам реальную программу, с выделением региональных и муниниципальных денег, которая дала бы возможность 2 800 жителям, из которых 1 500 — ветераны, дожить до 2030 года, чтобы на них ничего не упало!, — эмоционально выступил депутат.

Представители минЖКХ пояснили, что на расселение только тех домов, которые уже признаны аварийными, нужно 10 млрд рублей: «Признавайте дома по Автозаводской аварийными! К сожалению, не все это хотят — как только это происходит, прекращается капремонт дома».

По программе реновации (она называется «комплексное развитие территории») в Ульяновске есть семь участков, которые подготовлены к торгам.

Под конец депутат Сергей Кочергин попытался выяснить, почему сдвинулись сроки завершения строительства дороги на Шигаева.

— Можно ли было это сдать по плану, в ноябре 2023 года?
— По соглашению с Москвой мы перенесли на 1 июля 2024 года. По программе «Стимул» мы строим не только дорогу, но еще и квадратные метры. Вдобавок, прошлым летом жители выступили за изменение проекта строительства, сохранить насаждения и прочее. Из-за этого произошла остановка работ на два месяца, — пояснил сотрудник министерства.
— В вашей программе указан срок строительства улицы Автозаводской — Июнь 2024 года. Этот контракт тоже может продлитьсяя еще на полгода?, — не унимался Кочергин.
— Зависит от ситуации.

В этом году по госпрограмме «Стимул» в Ульяновске планируется завершить две дороги по Шигаева и Автозаводской, ведущие в ЖК «Новая Жизнь» и Юго-Западный, а также приступить к строительству дороги по Ефремова и Арсенальной в Димитровграде.