Часть 1.

16 марта, получив разрешение руководства железной дороги, команда краеведов, архивистов, работников музеев побывала на Старом вокзале. Я, к огромному сожалению, на этой экскурсии не был. Болел. А желание было огромное. Не хотелось бы оставить эту вылазку без внимания, хоть и придётся использовать чужие фотографии и чужие впечатления. Но об экскурсии речь пойдёт не сразу.

Тема Старого вокзала вызывает целую россыпь мыслей, фактов, имён… Начнём же издалека. Хоть возведённый в 1952 году вокзал и зовётся ныне «старым», возник он не на пустом месте. Симбирский вокзал был построен именно здесь в конце XIX века. Став потом вокзалом станции Ульяновск-1, он существовал до начала 1950-х годов. А строительство на этом месте нового (ныне Старого) вокзала было скромно названо «реконструкцией». Вот об этом первом Симбирском-Ульяновском вокзале и пойдёт речь в первой части заметок.
Позволю себе ещё немного пофилонить, использовав здесь свою же статью 2019 года.

Во 2-й части будет рассказано об истории создания в Ульяновске железнодорожного вокзала, именуемого ныне «Старым». И лишь в третьей части речь пойдёт об экскурсии и будут представлены фотографии, сделанные 16 марта этого года. В 3-й части будет также дана ссылка на альбом, в который вошли снимки с экскурсии и старые фотографии, газетные статьи и др. Но это будет позже, а сейчас – о симбирском вокзале.

* * *

СИМБИРСКИЙ ВОКЗАЛ
(текст 2019 г., с сокращениями)

«…Чует житель, что время застоя прошло:
Есть у нас уж дорога железная».
(П.А. Александров, «Симбирск», 1898)

17 (29 по н. с.) января 1899 года был освящён вокзал станции Симбирск. Движение по железнодорожной ветке Инза-Симбирск началось тремя неделями раньше, но открытие вокзала стало символической точкой в решении затянувшегося «железнодорожного вопроса».

«Симбирские епархиальные ведомости» 1 февраля 1899 г. сообщали: «В воскресенье 17 января, в 2 часа дня состоялось освящение вокзала Симбирской станции. К назначенному времени небольшой, но очень мило отделанный зал I и II классов начал наполняться публикой. Как внутри, и снаружи здание, а также поезд, стоящий у дебаркадера станции, были убраны национальными флагами и гирляндами из зелени. На освящении присутствовали гг. губернатор, губернский предводитель дворянства, вице-губернатор, председатель правления общества Московско-Казанской железной дороги фон-Мекк, управляющий дорогой Павлов, железнодорожные служащие, представители правительственных, сословных и общественных учреждений, гласные думы, купечество, приглашённые лица и масса публики.

Молебствие было совершено соборно, архиерейским служением, прекрасно пел хор архиерейских певчих […]. По окончании молебствия Его Преосвященство, Епископ Симбирский и Сызранский Никандр окропил св. водою здание, зал и др. комнаты вокзала и стоящий у платформы поезд.

Городской голова П.С. Балакирщиков, поднося хлеб-соль председателю общества Московско-Казанской железной дороги Н.К. фон-Мекк, обратился к нему с приветствием: «[…] выражаю благодарность за проведение линии, которой Вы соединили нас со всеми местами, где только пролегают железные дороги […]».

М.А. Волков от купечества также поднёс фон-Мекк хлеб-соль […] и обратился к нему с речью: «[…] Добро пожаловать, дорогие гости, к нам по новому пути, который Вы так быстро соорудили […]. Скорейший путь ускорит обмен товаром на главных рынках России и тем разовьёт силы местной промышленности и торговли […]».

Фон-Мекк ответил, что он искренне благодарит за радушный приём […] и от души желает дальнейшего процветания промышленности и торговли в Симбирске. Он передал в распоряжение губернатора В.Н. Акинфова 1500 руб., которые направлены в местное отделение общества «Красного креста» для устройства бесплатной столовой имени «Правления общества Московско-Казанской железной дороги». Кроме того, фон-Мекк передал в пользу бедных губернскому предводителю дворянства В.Н. Поливанову 1500 руб. и городскому голове П.С. Балакирщикову 500 руб. На бывшем в тот же день обеде местным купечеством собрано в пользу бедных и Дома трудолюбия 615 руб.

Все приглашённые на освящение станции «Симбирск» получили любезное приглашение Н.К. Мекк почтить своим присутствием обед, который в 5 час. вечера состоялся в зале дворянского собрания».

***

Епископ Никандр сказал: «[…] Великое дело сооружения железнодорожного пути от Симбирска, с помощью Божией, благополучно окончено. Препятствия устранены, затруднения преодолены, цель достигнута. Мы […] вступили в лучшие условия для передвижений, для сношения с окружающим миром […]».

Присутствующие понимали, о каких препятствиях идёт речь. Путь к этому событию был долгим и тернистым.

В 1857 г. издан Высочайший указ о создании первой железнодорожной сети и основано Главное общество российских железных дорог. Началось бурное развитие этой отрасли. Как писал П.Л. Мартынов, «чуть не каждый день приходилось слышать о концессии, или о составлении нового проекта, или об окончании строившейся дороги». Не оставалось в стороне и Поволжье. Имелись проекты соединения Моршанска с Оренбургом через Пензу и Самару; прокладки дороги от Нижнего Новгорода до Оренбурга и др. Симбирские власти, не желая оставаться в стороне от прогресса, засыпали правительство ходатайствами о прохождении то одной, то другой линии по территории губернии.

«Симбирские губернские ведомости» 14 мая 1868 г. напечатали «ЗАМЕТКУ О СИМБИРСКЕ». Кроме мыслей о строительстве железной дороги, в ней приводятся любопытные факты местной жизни:

«Мы уже имели случай упоминать о предполагающейся железной дороге из Оренбурга через Самару и Сызрань на Пензу. Лишним считаю говорить о важности этой линии. Цены перевозки из Оренбурга повышаются с каждым годом. Уже одно это говорит в пользу железной дороги.

Строители найдут в нашей губернии […] обилие строительного материала. Во многих местах Сызранского уезда ломают жерновой и брусковый камень […]. Лесу в западной половине Сызранского уезда тоже довольно. А какие огромные выгоды получит наша губерния при сооружении дороги! Лес, с которым при отдалённости Волги не знают, куда деваться помещики, найдёт сбыт. Крестьяне получат выгодные заработки. Землекопов, каменщиков, плотников у нас огромное количество […]

Через нашу губернию транзитом перевозится множество заволжских продуктов […], от нас в степи идут лесные изделия. Многие из этих товаров пойдут по железной дороге […].

С появлением пароходов подгорье ожило. Явились гостиницы с живой стерлядью, каханским вином, арфистками и прочими угощениями […]. Квартиры у нас дешевеют; много стоит пустых квартир. Один купец […] купил дом в Шатальной улице и, не желая зимой перейти в него, предлагал этот дом под постой даром, лишь бы не нанимать караульщика. Купец уверял меня, что кому только не предлагал эту даровую квартиру, все отказывались на том основании, что далеко от базара […].

Рыба у нас дешева. Я имел удовольствие покупать живых крупных язей по 3 коп. за фунт; 5-вершковую стерлядь 30 коп. за десяток. Мелкую же рыбу и щуку можно купить по 1,5 коп. за фунт. В Сенгилее я заплатил за 2 стерляди 20 коп. и кушал их два дня, не имея другой пищи. В Сенгилее не в диковинку даже рыба форель […]».

***

В 1869 г. Симбирское земство ходатайствовало о проведении дороги из Сызрани через Симбирск до Мурома. Тогда же велись изыскания для трассы Москва-Симбирск. В 1880-х правительство разрабатывало проект Муромо-Казанской железной дороги, проходящей через Алатырь. Городская дума обосновала прокладку линии Симбирск-Алатырь. Но все эти замыслы не сбылись. Рассматривались проекты соединения Симбирска с Пензой, Саранском и проч., но тоже безуспешно.

А железная дорога нужна была Симбирску как воздух. Местные товары – хлеб, сукно, кожи, ремесленные изделия – вывозились лишь речным путём и гужевым транспортом. Это вело к отставанию от соседних губерний, имевших железные дороги, и к оттоку капиталов. Видимо, в полном отчаянии городская дума постановила в ноябре 1895 г. ходатайствовать о соединении Симбирска железной дорогой «в каком бы то ни было направлении».

Дело сдвинулось в том же 1895 году. Общество Московско-Казанской железной дороги получило разрешение на строительство линии Рузаевка-Сызрань-Пенза-Батраки с боковой веткой Инза-Симбирск. Окончательно вопрос решался в начале 1896 года. «СГВ» сообщали:

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОПРОС (31.01.1896)

Как известно, Симбирское губернское земское собрание постановило ходатайствовать перед правительством о соединении Н. Новгорода железнодорожным путём с Алатырем […]. Путь этот пройдёт через Курмышский уезд, который, как и соседние районы, производя массу хлеба, нуждается в путях сообщения […]. Железная дорога оживит промышленность и торговлю этого края и послужит толчком к разрешению вопроса о соединении Казанской железной дороги с Симбирском […].

На днях происходило экстренное заседание городской думы по поводу получения от г. директора железнодорожного департамента телеграммы о том, что заседания комиссии о симбирской ветви железной дороги назначены на 7 февраля. Дума командировала гг. Сачкова, Андреева и Анненкова для присутствия на заседаниях. Будет ли благоприятный результат от их поездки, неизвестно, но денег городских эти поездки унесли уже достаточно и пока безрезультатно.

***

К ВОПРОСУ О ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ К СИМБИРСКУ (21.02.1896)

[…] 7 февраля в департаменте железнодорожных дел рассматривался в особой комиссии… проект сооружения в пределах Симбирской и Пензенской губерний двух новых линий […]. Более длинная ветвь, в 300 верст, соединит линию Московско-Казанской железной дороги с казённой Сызранско-Вяземской дорогой. Начинаясь от Сызрани, она проходит по Сызранскому уезду Симбирской губернии и уездам Пензенской […]. К этой ветви примкнёт боковая ветвь от Симбирска длиною около 130 верст […]. Обе ветви должны окружить центральную часть Симбирской губернии, которая до настоящего времени была обойдена железными дорогами […]

В заседании 7 февраля приняли участие представители симбирского земства, городской думы и купечества. Все представители единогласно указывали на крайнюю необходимость для Симбирской губернии получить железную дорогу как можно скорее, т. к. из неё, как из пустыни, бегут капиталы и купцы, а земледелие находится в страшно невыгодном положении сравнительно с соседними местностями.

Уже много лет симбирское земство хлопотало о проведении железной дороги через губернию и даже проводило изыскания […], но до сих пор мечты о соединении Симбирска с сетью русских железных дорог не увенчались успехом. Представленный проект новой линии с ветвью на Симбирск вполне удовлетворяет потребностям края.

***

Через год проект начал воплощаться в жизнь. В указе Николая II министру путей сообщения от 24 февраля 1897 г. говорилось: «Разрешив обществу Московско-Казанской жел. дор. постройку железнодорожных линий от Сызрани до соединения с Рязано-Казанской жел. дор. близ ст. Рузаевка и от Симбирска до ст. Вырыпаевка; сооружение в Симбирске и Сызрани ветвей к пристаням на Волге […], повелеваем:

Сделать необходимые распоряжения по отчуждению и занятию, в пределах Симбирской, Пензенской, Рязанской и Московской губерний, потребных для означенной цели недвижимых имуществ. При необходимости безотлагательно приступить к строительным работам […]».

Во исполнение этого указа в марте 1897 г. был решён вопрос об отводе земли под вокзал в Симбирске.

Весной 1897 г. началось строительство ветви Симбирск-Инза и подъездных путей к волжским пристаням. В Симбирск прибыли инженеры, техники, служащие Московско-Казанской железной дороги. Руководил работами Николай Карлович фон-Мекк – председатель правления Общества МКЖД и сын его основателя, К.Ф. фон-Мекк. От слободы Туть в направлении станции Вырыпаевка возводились насыпи, укладывались шпалы и рельсы. Практически все работы велись вручную.

4 июня 1897 г. состоялась торжественная закладка здания вокзала с мастерскими и товарными складами. Летом 1898 г. по Волге из Н. Новгорода доставлен первый паровоз серии «ЧН» постройки Коломенского завода; с большим трудом поднят по волжскому склону и освящён на Александровской площади.

В конце 1898 г. все работы по строительству железнодорожной линии, вокзала, депо и товарных станций были завершены. Губернатор В.Н. Акинфов сообщил 24 декабря 1898 г. губернскому земству: «Управляющий Московско-Казанской железной дороги г. Павлов телеграммой уведомил меня, что 28 сего декабря открывается правильное пассажирское и товарное движение по Сызранской и Симбирской ветвям […]». А через три недели, 17 января, состоялось и открытие вокзала. Характерно, что на изданном к событию плакате (фото 1) именно эта дата указана, как день открытия Симбирской ветви Московско-Казанской железной дороги.

Из Симбирска в Москву ходили два почтово-товарно-пассажирских поезда №№ 3 и 39, с отправлением в 11.22 и 22.12. В 1903 г. билет 1 класса стоил 23 руб. 45 коп., 2-го – 13 руб. 70 коп., 3-го – 7 руб. 5 коп. Немалые в то время деньги. Вдоль линии Симбирск-Инза были построены железнодорожные станции (Охотничья, Глотовка и др.). Железная дорога способствовала развитию слободы Туть. Многие её жители нашли на дороге и в депо хорошо оплачиваемую работу. Около вокзала возник целый квартал лавок, трактиров и других заведений. В 1914 г. построена Пантелеймоновская церковь.

При всех преимуществах, которые давала Симбирску железная дорога, он оставался тупиковой станцией. В 1902 г. открылся для товарного движения подъездной путь от ст. Часовня-Пристань до Мелекесса. В 1911 году эта линия доведена до Бугульмы, войдя в состав Волго-Бугульминской железной дороги; а в 1914-м – до ст. Чишмы, где соединилась с Самаро-Златоустовской железной дорогой. Но две подходивших к Симбирску линии разделяла Волга. Поэтому транзитные перевозчики предпочитали другие, более удобные пути. Эта проблема была решена с постройкой и открытием 5 октября 1916 года железнодорожного моста через Волгу. Лишь тогда Симбирск, находящийся на стыке двух железных дорог – Московско-Казанской и Волго-Бугульминской, в полном смысле вошёл в железнодорожную сеть России.

Вокзал станции, с 4 июля 1924 г. называвшейся Ульяновск-1, прослужил полвека. Ещё в довоенные годы он стал тесным. Городское руководство не раз ставило вопрос о реконструкции вокзального комплекса, и в начале 1941 г. проект был разработан. До войны его осуществить не успели. А в Ульяновск, ставший центром эвакуации, потоком шли эшелоны с оборудованием и работниками заводов, ценностями, ранеными. Необходимость расширения вокзала и станции в Ульяновске, ставшем в 1943 году областным центром, была очевидной. И после окончания войны возведение нового вокзала стало первой большой стройкой.
[…]

Продолжение темы далее.


Литографированный плакат «На память открытия Симбирской ветви Московско-Казанской железной дороги 17 января 1899 года».
УОКМ.


Закладка железнодорожного вокзала в Симбирске. 4 июня 1897 года.
УОКМ.


Выгрузка привезённого в Симбирск паровоза с баржи. 1898 год.
УОКМ.


1) Подъём паровоза с пристани на волжский склон.
2) Молебен на Александровской площади после подъёма паровоза с пристани. 1898 год.
УОКМ.


Фотография подписана, как открытие движения по железнодорожной ветке Симбирск-Инза 28 декабря 1898 года. Возможно, это освящение вокзала станции Симбирск 17 января 1899 года.
УОКМ.


Железнодорожный вокзал в Симбирске.
Открытка начала ХХ века.


Железнодорожный вокзал в Симбирске.
Открытка начала ХХ века.


Железнодорожный вокзал в Симбирске. Август 1918 года.
УОКМ.


Вокзал железнодорожной станции Ульяновск-1 (Симбирск-1) до реконструкции. 1940-е гг.
Архив краеведческого отдела Дворца книги, Ф62.


Вокзал железнодорожной станции Ульяновск-1 (Симбирск-1) до реконструкции. 1940-е гг.
Архив краеведческого отдела Дворца книги, Ф62.

Публикация группы Старый Ульяновск. Brandergofer