Предприниматель Марина Юдаева, 24 года работающая на маршруте №38 в Ульяновске, подала иск в арбитражный суд на городское МКУ «Организатор пассажирских перевозок». Из-за того, что путь следования маршруток изменился, перевозчик хотел поменять свидетельство, дающее возможность работать дальше. Но в итоге вышло так, что 38-й маршрут выставили на конкурс. Источники утверждают, что таким образом его хотят передать другим интересантам.

В начале мая на сайте мэрии Ульяновска появилось следующее объявление:

«06.05.2024 г. перевозчиком ИП Юдаевой М.В. предоставлено заявление о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 38 «Центробанк – ж/д поликлиника» (регистрационный номер в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования «город Ульяновск» – 32). Действие свидетельства и карт маршрутов об осуществлении перевозок по указанному маршруту будет прекращено в порядке и в сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 29 Закона № 220-ФЗ».

После этого МКУ «Организатор пассажирских перевозок» объявил открытый конкурс «на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования «город Ульяновск» по нерегулируемым тарифам». В настоящий момент принимаются заявки от перевозчиков, желающих работать на маршруте №38. Итоги конкурса будут подводить 8 июля.

И.о. Руководителя МКУ Играмудин Эмиров не смог пояснить, почему ИП Юдаева заявила о прекращении действия свидетельства, посоветовав обратиться к ней самой.

– Мы зарегистрировали это заявление. По закону после этого должны объявить новый конкурс, что и было сделано. Он открытый, в нем может участвовать любой перевозчик. Таким образом мы возвращаем конкуренцию в пассажирские перевозки, – рассказал Эмиров.

Марина Юдаева не согласна с таким решением. Она обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, в котором попросила обязать МКУ «Организатор пассажирских перевозок» выдать ей новое свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N38 сроком действия с 29.12.2021 по 28.12.2028.

В деле описана хронология событий:

  • 6 мая 2024 года ИП Юдаевой М.В. в МКУ «Организатор пассажирских перевозок» было подано заявление о прекращении действия старого свидетельства.
  • Спустя два дня, 8 мая, ИП Юдаева М.В. отозвала заявление от 6 мая, для чего снова обратилась в МКУ.
  • 17 мая Юдаева подала заявление о выдаче нового свидетельства с актуальным маршрутом движения.
  • 21 мая МКУ «Организатор пассажирских перевозок» отказало в выдаче нового свидетельства. Основанием для отказа указано отсутствие с 29.12.2021 каких-либо изменений в маршруте N38 – схема не менялась
  • В итоге 7 июня МКУ «отказало в удовлетворении заявления об отзыве заявления». Причина – отзыв заявления о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок Федеральным законом «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 220-ФЗ не предусмотрен.
  • Не согласившись с этим, Марина Юдаева обратилась в суд, попросив признать этот отказ незаконным.

Что же произошло? Вот что рассказала нам Юдаева.

– Эта история началась в 2021 году, когда с улицы Ленина и Железной дивизии, после реконструкции и строительства здесь венских остановок решили убрать маршрутки. Улицы не соответствовали ГОСТам, там нельзя было сделать заездные карманы, плюс работа с учетом венских остановок для маршрутных такси стала неудобной. Всем перевозчикам, которые изменили пути следования (наши микроавтобусы пошли по улице Гончарова и Минаева), нужно было поменять свидетельства, в которых указывались старые схемы. Мы сначала работали с прежним документом, но я решила его тоже поменять, как и другие. Пришла в МКУ, объяснила, что хочу, сотрудница сказала, что подскажет, как это правильно сделать, и я написала заявление под ее диктовку. Мы же доверяем тем, с кем сотрудничаем, – рассказывает предприниматель.

Но на следующий день ей по почте пришло уведомление, что назначена комиссия по рассмотрению передачи маршрута №38 другому перевозчику, объявление конкурса. Юдаева очень этому удивилась: позвонила в МКУ, еще раз уточнила, что она от маршрута не отказывается – нужно лишь обновить свидетельство из-за изменения пути следования. И та же сотрудница, которая помогала ей писать, заявила: «Вот же ваше заявление, приходите на комиссию, выскажите свое мнение».

– Мы пришли на комиссию, где, помимо представителей администрации, были и другие перевозчики. Мы снова обозначили нашу позицию, что от маршрута мы не отказываемся и хотим работать на нем дальше. И там же написали новое заявление об отзыве прежнего. Но спустя месяц мне заявили, что дело пущено в ход, отменить ничего нельзя, будет конкурс. А заменить наше свидетельство нельзя, потому что «на маршруте ничего не менялось». Видимо официально документ об изменении схемы движения маршрутных такси на Ленина и Железной Дивизии не выпускали. В итоге мы пошли в суд, – продолжает Юдаева.

Маршрут №38 ИП Юдаева обслуживает с 2020 года. Срок действия свидетельства был до декабря 2028 года – еще четыре года перевозчик мог бы работать и работать. На вопрос, были ли от МКУ какие-то претензии, Марина Юдаева ответила, что «они есть ко всем», но каких-то серьезных замечаний к ним не предъявляли.

Кулуарно источники в сфере пассажироперевозок нам рассказали, что на маршрут №38 якобы есть еще один «давно ждущий момента интересант» – один из известных в Ульяновске перевозчиков. И конкурс может быть подготовлен под него. В документации в списке требований значится наличие 15 автобусов малого класса и четырех – среднего. У ИП Юдаевой средних автобусов нет. А вот у интересанта, по нашим данным, есть.

На время судебных разбирательств Юдаева попросила суд ввести обеспечительные меры – запретить МКУ проводить конкурс на маршрут №38. Как говорится в материалах дела, предприниматель указала, что «проведение открытого конкурса и получение нового свидетельства на осуществление перевозок по маршруту No38 иным лицом, при наличии спора о незаконности прекращении действия предыдущего свидетельства, принадлежащего ИП Юдаевой М.В., может привести к нарушению прав заявителя и причинению ему убытков в виде недополученного дохода. В случае удовлетворения исковых требований ИП Юдаевой М.В., открытый конкурс будет являться незаконным, а исполнение решения суда затруднительным».

Суд во введении обеспечительных мер отказал, посчитав, что это не имеет отношения к делу. Юристы ИП подали заявление с новыми формулировками снова. Также перевозчик сейчас готовит заявления в УФАС и прокуратуру.

Играмудин Эмиров заявил, что требования в конкурсной администрации составлены «с учетом мнения пассажиров, исходя из действующей ситуации, по результатам работы». Про арбитраж и.о. Руководителя МКУ в курсе, говорит, что будут отстаивать свою позицию в суде.

Схожая ситуация была в апреле нынешнего года, когда другой ульяновский перевозчик – ООО «Профессиональный союз военнослужащих» – обратился к депутатам ЗСО с просьбой о помощи. Предприниматели сообщили, что городские власти планировали разыграть два маршрута, которые обслуживает ООО – №43 и 52. Частники опасались, что документация будет составлена так, что конкурс выиграет ПАТП-1 – в частности, будет прописано наличие автобусов только средней вместимости. Тогда руководство ПАТП не отрицало, что маршруты им интересны для финансового оздоровления предприятия.

«Профессиональный союз военнослужащих» обслуживал маршруты более 20 лет. Это один из немногих частных перевозчиков, который работает по регулируемому тарифу. Частник обслуживает два основных маршрута – №43 и 52, пять садоводческих (95С, 82С, 99С, 84С, 87С, 58) и два социально значимых маршрута – речной порт и в «Новую жизнь». Ситуация пока не разрешилась.