Управляющие компании запугивают жильцов, мол, если не примут ее предложения, то заплатят еще больше по муниципальному тарифу, который установят принудительно. Правда или ложь? Разобраться в данном вопросе нам помогает федеральный эксперт, кандидат экономических наук Ирина МАЛИКОВА.

Ульяновское региональное отделение всероссийской политической партии «Единая Россия», партийный проект «Школа ЖКХ» пригласили эксперта в наш город специально, чтобы провести семинар для старших по домам и директоров УК. Мероприятие прошло в марте этого года в стенах ККК «Современник». Ульяновцам было очень важно услышать информацию из первых уст, не искаженную и не пропущенную через сито интерпретаций и толкований. Дело в том, что Ирина МАЛИКОВА не просто разбирается в законах, она принимает непосредственное участие в их подготовке в качестве члена экспертного совета по ЖКХ при Комитете Госдумы РФ.
ЗАКОНОВ МАЛО, БОЛЬШЕ ГОСТОВ
— Сферу ЖКХ критикуют за то, что здесь постоянно меняются законы. Действительно, мы рассматриваем по пять-шесть проектов федеральных законов на каждом экспертном совете. Но это делается не ради того, чтобы запутать, а наоборот — навести порядок. Существует масса пробелов, которые еще не закрыты, многого нет и нигде не прописано. Отрасль нуждается в регулировании. Сейчас, например, рассматривается еще один стандарт по формированию стоимости обслуживания МКД. Его планируют ввести в 2026 году. Сейчас жильцы не всегда понимают, из чего складывается размер платы по содержанию и текущему ремонту, и УК не может объяснить. С появлением соответствующего стандарта собственники смогут потребовать от УК делать расчеты в соответствии с ним. Это упрощает взаимоотношения, исключается конфликт. Сейчас зачастую собственники не смотрят на предложения УК, считают, что достаточно того размера платы, который они приняли год назад. И не голосуют! С принятием стандарта, боюсь, многим собственникам это не понравится, так как они не смогут не принять размер платы, если он рассчитан по всем правилам, — сказала Ирина МАЛИКОВА.
Более того, ожидается, что это будет не обычный, то есть не рекомендательный, а обязательный стандарт. То есть УК будут обязаны рассчитывать размер платы по утвержденным правилам, а собственники не смогут отказаться от его принятия… Как это будет реализовано на практике, пока непонятно. Цель — устранить произвольное установление платы за содержание и текущий ремонт дома. Сейчас это происходит практически как на базаре. УК говорит: «Нужно 40 рублей с квадратного метра». Совет МКД говорит: «Дорого! Давайте 30…». Идет торг. В итоге утверждают нечто среднее — 35 рублей с квадратного метра, например. Это и есть произвольное установление размера платы, так как никто его не считал, просто договорились о такой цене.
А что, если договориться не удается? Если УК настаивает на своем размере платы, а собственники — на своем? Тогда в игру вступает орган местного самоуправления.
НЕ МЕНЕЕ, А НЕ БОЛЕЕ
Когда обсуждение с советом МКД заходит в тупик, УК прибегает к излюбленной «пугалке». Якобы в случае отказа собственников ежегодно утверждать новый (повышенный) размер платы им его установят принудительно постановлением администрации города. Это лукавство!
— В статье 156 Жилищного кодекса РФ написано: «Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок НЕ МЕНЕЕ чем один год». Скажите, пожалуйста, не менее чем один год — это сколько? Два, три года… или 20-30 лет? На самом деле нет ограничения, установлен минимальный срок, но не максимальный. Размер платы действует до тех пор, пока его не пересмотрят собственники на общем собрании, — пояснила Ирина МАЛИКОВА.
Ситуация, когда УК не может договориться с собственниками, поэтому идет к муниципалитету и просит его установить размер платы, — незаконна. И есть судебные решения, это подтверждающие: Определение ВС РФ от 20.02.2019 №301-ЭС19-324, Определение ВС РФ от 15.06.2021 №304-ЭС21-8134. В рассматриваемых случаях УК вынесла на голосование размер платы, собственники его не приняли, и тогда она начала производить начисления по муниципальному тарифу. Жильцы пожаловались, а прокуратура и жилинспекция встали на их сторону. УК пошла в суд и там тоже проиграла, так как не представила доказательств оспаривания по мотиву экономической необоснованности ранее установленного общим собранием размера платы. Возвращаемся к тому, с чего начали, размер платы устанавливается у нас зачастую произвольно и не имеет просчитанного экономического обоснования. А просто слов руководителей УК о том, что им не хватает, что надо повышать размер платы, недостаточно!
— Закрепленная частью 4 статьи 158 ЖК РФ обязанность органа местного самоуправления по установлению размера платы носит ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР и является дополнительной гарантией обеспечения исполнения обязанностей собственников по внесению платы в том случае, если они сами такое решение не приняли. Но если такое решение есть, и не важно — год, два назад или еще раньше оно принято, значит, собственники самостоятельно реализовали право на определение размера платы. Соответственно, последующее обращение УК в администрацию города с требованием об утверждении муниципального тарифа не основано на нормах действующего законодательства и направлено на увеличение платы вопреки воле собственников! — подчеркнула Ирина МАЛИКОВА.
В одностороннем порядке установить тот размер платы, который больше нравится собственникам, тоже не получится. В законе прямо указано, что он принимается с учетом предложений УК. И «управляшка» может также подать в суд, если общее собрание установила размер платы без согласования с ней. Закон работает в обе стороны.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТАРИФ
В уже упомянутой выше ч. 4 ст. 158 ЖК РФ говорится буквально следующее: «Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления». Через запятую перечисляется: не выбран способ управления, то есть в МКД нет УК или ТСЖ, нет утвержденного размера платы — только тогда и в том случае устанавливается этот самый муниципальный тариф. Его можно применять в случаях, когда размер платы в МКД вообще не утвердили, или на общем собрании приняли решение его использовать, или это прописано в договоре управления.

Муниципальный тариф рассчитывается по общей для всей страны методике, утвержденной приказом Минстроя России от 06.04.2018 №213/пр. Несмотря на это, сумма всегда разная — индивидуально для каждого МКД. Наши коллеги из телеграм-канала «Управдом» проделали грандиозную работу и собрали данные со всей страны по региональным центрам. Так, в нашем Приволжском федеральном округе наименьший размер платы, устанавливаемый муниципалитетом, наблюдается в Саратове — 7,99 рубля с квадратного метра, а максимальный в Кирове — 65,94 руб. с кв. м. Ульяновск — где-то в середнячках.
Размер платы у нас установлен постановлением администрации города от 19 мая 2025 года №462. Причем сразу для 80 МКД (для каждого индивидуально). Разброс цен: от 16,03 руб. с кв.м в доме №5 по ул. Малосаратовской до 46,76 руб. с кв.м в доме №71 по ул. Димитрова.
И еще раз напомним, что муниципальный тариф — не приговор! И уж тем более не инструмент для усмирения собственников в пользу УК. При принятии самостоятельного решения о размере платы действие постановления администрации города на данный МКД прекращается. Вместе с тем такое внушительное (почти 500!) количество домов, где собственники не смогли найти УК (а соответственно, и установить размер платы), может свидетельствовать об ухудшении жилищного фонда. Управляющие компании элементарно не хотят брать на обслуживание ветхие МКД, так как их содержание обходится очень дорого, а платить экономически обоснованный размер платы жильцы не в состоянии.