В прошедшую пятницу в Ульяновске прошёл региональный образовательный форум. Основными вопросами, решению которых и был посвящён региональный педсовет, должны были стать оценка и повышение качества образования, реализация национальных проектов и внедрение новых образовательных технологий. На поверку основным вопросом на форуме стало обсуждение работы недавно созданного в области комитета по надзору с сфере образования. Существование данного органа обусловлено внедрением на местах системы оценки качества образования и предусмотрено целевой программой развития образования Ульяновской области до 2012 года, разработанной властями в прошлом году. Главная цель комитета, как указывают разработчики, «не наказывать учебные заведения, а указывать им на ошибки, задавать верное направление работы по улучшению качества образования». При оценке деятельности учебного заведения должны учитываться такие показатели как достижения учеников, техническое оснащение и комфорт помещений, качество работы преподавателей. Особо было подчёркнуто, что наглядным показателем работы школ может служит прошедший единый государственный экзамен. «Перед проведением ЕГЭ в области была проведена серьезная подготовительная работа», – рапортуют специалисты отдела образования. Между тем, – если уж касаться ЕГЭ как критерия оценки, – то судя по результатам экзамена, хвастаться нам особо нечем. Хотя ответственные лица и берут на себя смелость утверждать, что сдан он на оценку «хорошо», но для 247 ульяновских школьников это далеко не так — за оба обязательных предмета у этих ребят стоят «неуды» и аттестат для них остался несбыточной мечтой. Докладывается, конечно же, что на произвол судьбы двоечников не бросят. Обсуждение и решение их дальнейшей судьбы — как одна из проблем – в числе прочего входили в ту самую подготовку, о которой с такой гордостью говорят спецы от образования. Дети, не справившиеся с заданиями, смогут продолжить обучение в учреждениях начальной профессиональной подготовки на базе 9 классов. Кроме того, правила допускают вторую попытку к сдаче ЕГЭ. И то и другое весьма логично. Непонятно только, как же тщательно готовились чиновники от образования к тому, что неудавшийся абитуриент вуза пойдёт учиться в техникум? Непонятно и то, каким образом двоечнику помогут попытать счастья на следующий год? Не репетиторов же ему за государственный счёт наймут, в самом деле? А вот то, что с подготовкой к экзамену или без неё, школьники к сдаче ЕГЭ не готовы — очевидно. В качестве оправдания, чиновники дружно указывают на то, что результаты ЕГЭ по сравнению с прошлым годом стали лучше. Спорить с этим трудно: в 2008-м только задания по математике стали непреодолимой преградой практически для четверти экзаменуемых Ульяновской области. В этом же году единый государственный экзамен проходил по 13 дисциплинам, и показатели успеваемости выпускников нашего региона оказались примерно на уровне общероссийских. Специалисты говорят, что основную роль в повышении качества знаний сыграл настрой самих учащихся, понявших, насколько всё серьёзно. Как ответила матери, поздравлявшей её с пятёркой за ЕГЭ моя знакомая выпускница-отличница: «Удивительно, мама, правда? Кто на что учился, тот на то и сдаёт!» Почему же, в ряде случаев неудачной сдачи испытаний, руками дружно разводили не только сами выпускники и их родители, но и учителя? Должно быть правы те, кто утверждает, что дело в том, что никому не хочется заведомо провально оценивать свою работу: ведь если ученик плохо успевает, в этом немалая толика вины учителя, и выставляя оценку школьнику, педагог заведомо выносит вердикт и себе самому. А ЕГЭ в этом случае выступает в качестве тест-полоски, явно показывающей, что истинные результаты далеки от удовлетворительных. Логично предположить, что именно для выявления такого несоответствия желаемого действительному и была создана упомянутая выше комиссия. Однако в отчёте о трудах контролирующего собрания выделяются несколько другие направления работы. В частности, подчёркивается существование особого подхода к оценке труда каждого педагога, паче всего в котором внимание уделяется проводимому учителями «воспитательному процессу, психологической работе и способности педагогов выявлять творческие способности учащихся». В числе же акций, непосредственно направленных на корректировку работы образовательных учреждений по подготовке к ЕГЭ и проходящих под эгидой комиссии, были названы выезды в сельские школы так называемых «поездов просвещения». На практике эти «поезда» представляли собой группы, составленные из специалистов регионального центра, которые должны были прояснить все ключевые моменты работы чего-либо непонимающим сельским педагогам. Предполагалось, что после этих визитов уровень подготовки будет расти в геометрической прогрессии (а в ходе объяснения неясных вопросов сельчанам, горожане и сами, глядишь, для себя всё прояснят). В общем, работа идёт. Серьёзная и ответственная. А если что не так — так всё на контроле, а комиссия — наготове! Приедет, пожурит, подскажет. Да только думается, что ответственному педагогу, да ещё простимулированному чем-то более весомым, чем отеческое похлопывание по плечу, и самому в удовольствие добиться ощутимых результатов в работе. Да и для школьников меры, что принимаются для повышения показателей успеваемости студентов (в этом году к существующим губернаторским стипендиям прибавится ещё 100 отраслевых по 1000 рублей каждая), вероятно, покажутся более привлекательными, чем страх оказаться на улице без аттестата в кармане. А пока мы располагаем теми результатами, которыми располагаем. Остаётся нам прикрываться «поездами» для «внедрения новых образовательных технологий» в свете «реализации национальных проектов». Екатерина НОВИЦКАЯ Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Наблюдатель
Судя по общему тону статьи, автор не совсем представляет ситуации, которая есть в школах. "При оценке деятельности учебного заведения должны учитываться такие показатели, как достижения учеников, техническое оснащение и комфорт помещений, качество работы преподавателей". Особо было подчёркнуто, что наглядным показателем работы школ может служит прошедший единый государственный экзамен". Я за то, чтобы работу учителя оценивали по показателям. Но точкой отсчёта должно быть начальные показатели обучения определённого ребёнка, а не %, которые привыкли считать ниже среднего, выше среднего и т.д. Школы разные по своему статусу, по условиям обучения. Трижды умный учитель со всеми высокими званиями, например, добился, чтобы чадо, не хотящее учиться,
начало это делать, чтобы отстающий в интеллектуальном развитии ребёнок стал понимать учебный материал и, наконец, сдал ЕГЭ не на высший и не на средний балл, но преодолел порог и получил аттестат. Этот учитель достоин поощрения? Хотя бы за то, что подготовил выпускника ( а подобных описанному ребёнку очень много в наших школах) к тому, чтобы он мог учиться на умного рабочего (ведь такие умные рабочие нам тоже нужны?). Но у нас почему-то оценивают всех под одну гребёнку – средний показатель главнее, чем реальные достижения с каждым, отдельно взятым выпускником. Ведь научить, заставить учиться и сдать ЕГЭ на аттестат лодыря или отстающего в развитии ученика, или ребёнка, у которого дома нет надлежащих условий для учения (пьяницы-родители, жилищные условия) гораздо труднее, чем ребёнка, которому при первой трудности родители в состоянии нанять репетиторов, у которого есть отдельная комната. Факторов очень много. И не всегда в том, что выпускник не справился с ЕГЭ, виноват учитель. То, что необучаемый дошёл до 11 класса виноват и негласный запрет на оставление в одном классе на повторный год. Виновато и то, что "наказание" и "указание на ошибки" на практике означают одно и то же. А о стимулировании труда учителя и говорить не стоит. Нет в школах стимулирующего фонда! Есть переполненные старшие классы ( опять же в целях экономии средств – на что?). 2010 год объявлен в стране Годом Учителя , и, видимо, в честь этого с высокой трибуны уже объявлено, что зарплата бюджетников индексироваться в следующем году не будет.
26.08.2009 Новгородским учителям повысят зарплаты до уровня не ниже среднеобластной
"Зарплата педагогов вырастет и будет не ниже среднеобластной", – заявил сегодня, 25 августа, на августовском педагогическом совещании губернатор Новгородской области Сергей Митин. Как сообщила пресс-секретарь губернатора Татьяна Филиппова, глава области напомнил о повышении с 1 сентября 2009 года фонда заработной платы образовательным учреждениям на 7,1%.
По его словам, еще одной мерой повышения зарплат учителей станет снижение неэффективных расходов в системе образования (неэффективными в системе образования признаны расходы в сумме 530 млн рублей, при этом за прошедший год их удалось снизить на 20%). Как было отмечено на совещании, снижение неэффективных расходов – это не сокращение средств, а их перераспределение, и в первую очередь, на фонд оплаты труда.
"Для того чтобы и дальше снижать неэффективное расходование бюджетных средств без ущерба образовательному процессу, необходимо перейти от прямых бюджетных дотаций образованию к инвестициям отрасли. Одна из форм такой работы – переход в автономные образовательные учреждения. На сегодняшний день лишь 22,5% от общего количества образовательных учреждений стали автономными", – отметил Сергей Митин. Губернатор подчеркнул, что статус автономного образовательного учреждения не отменяет бюджетного финансирования, а позволяет, помимо этого, дополнительно зарабатывать средства на образовательных услугах и тратить эти средства в соответствии с потребностями в каждом конкретном случае, а не с перечнем бюджетного кодекса. Сегодня доля платных образовательных услуг в школах и дошкольных учреждениях области не превышает 7% от бюджетного финансирования.