Национальный проект «Здоровье» называют приоритетным: из четырех нацпроектов он продвигается и финансируется особенно активно.
Спустя полгода («Здоровье» официально стартовало в январе 2006 года) уже можно судить, что получается из идеи улучшить ситуацию в здравоохранении.
Информация по поводу перемен в медицинских учреждениях в СМИ стекается со всех сторон. От населения – потому что все мы без исключения пациенты (как минимум, потенциальные) и тема нас задевает. От самих медиков – потому что их тоже задевает, мягко говоря. Ну и, наконец, информация официальная. Пресс-службы властных структур выдают ее с регулярностью сводок с фронтов. Причем исключительно в победном тоне. Это неудивительно: эффективность работы власти в регионах теперь оценивается преимущественно по одному принципу – насколько успешно там реализуются национальные проекты. И тут позитив нужен позарез -критика равноценна предательству. Это одна из причин, по которой врачи, ставшие собеседниками «СК», предпочли остаться неназванными.
Самая приметная часть нацпроекта «Здоровье» – прибавка к зарплате. 1 февраля ее получили участковые медсестры, педиатры и терапевты, а с 1 июля денег добавили медицинским работникам «Скорой помощи» и фельдшерско-акушерских пунктов. Цель – повысить престиж первичного звена и обеспечить приток туда кадров. Уже можно судить, что из этого получилось в поликлиниках.
Как выяснилось, недовольные есть и среди тех, кто получил прибавку, и среди тех, кто остался за бортом. Попавшим в программу, как призналась педиатр одной из засвияжских поликлиник, прибавка в десять тысяч рублей уже не в радость. Ужесточившийся контроль, постоянное требование строгой дисциплины («Будто раньше врач мог позволить себе быть недисциплинированным?»), бумажная волокита, а по сути – сильнейший моральный прессинг. Все это не может улучшить лечебного процесса, на взгляд нашей собеседницы. Она, хоть и попала в число «счастливчиков», считает, что прибавку должны были получить все ее коллеги, в том числе узкие специалисты. Если есть недостаток в средствах, значит, сумму доплаты надо было уменьшить, но поделить в равных долях. Денежный вопрос, на взгляд этой женщины, расколол медицинские коллективы, и это приведет к непредсказуемым последствиям.
То, что в терапевтическую службу побегут узкие специалисты, предвидели даже авторы проекта. И побежали. Нам сказали, что в одной из городских поликлиник на участок пришел врач, который всю жизнь был проктологом. Не исключено, что хорошим, но ведь специфика-то тут своя… Да и придет ли кто на его место? Словом, дефицит узких специалистов становится угрожающим. Соответственно, участковое звено переживает приток кадров. Между тем, в поликлиниках по-прежнему очереди к терапевтам. А в очередях -только дедушки… да бабушки. За небольшим исключением. Молодые, значит, сплошь здоровые?
– Да нет, конечно, не в этом дело, – говорит врач одной из заволжских поликлиник. – Печально, но к участковому теперь все больше идут не за помощью, а за рецептом. За полтора года к этому привыкли и врачи, и пациенты. Многие наотрез отказываются, чтобы врач их осматривал, дескать, насиделся я в очереди, так что выпиши поскорее бесплатные лекарства и отпусти. Выписываем. И столько на эту писанину времени уходит… да плюс рецепты надо обновлять ежемесячно. Так что очереди никуда не денутся. Разве молодой пойдет в поликлинику, например, с давлением, чтобы высидеть такую каторгу? Конечно, нет. Молодые теперь все больше болеют на работе или дома. А к нам они пожалуют, когда станут инвалидами, и получат право на льготный рецепт.
Поясним, что проблема с выпиской льготных рецептов формально к нацпроекту «Здоровье», вроде как, и не относится. Дополнительные средства на лекарства для льготников были выделены в рамках так называемой «монетизации» льгот. Но по своей сути этот процесс стал частью реформы здравоохранения. Да еще какой! Участковых врачей «монетизация» превратила в придаток к рецепту.
И это в то время, когда они должны особо усиленно заниматься профилактикой заболеваний (это одно из направлений проекта «Здоровье»). По задумке проектантов, прибавку к зарплате в десять тысяч рублей участковый получил на жестких условиях. Одно из них -оказание дополнительных услуг. Под ними подразумевается то, что в советские времена называлось профилактической работой. Участковый теперь должен дойти до каждого пациента на своем участке – и больного, и еще здорового, чтобы держать ситуацию под контролем и предупреждать заболевания. Если он этого делать не будет, то вылетит из проекта. Практически единственным реальным доказательством того, что работа такая проводится, являются разного рода отчеты. То есть опять же писанина. Какая уж тут профилактическая работа? Когда ею заниматься?
Еще одно направление нацпроекта – это доступность высокотехнологичной медицинской помощи. В его рамках регионы должны получать современное оборудование. Судя по пресс-релизам властных структур, получают. Судя по
отзывам самих медиков, получают, но… не то, что нужно, что давно просили. Критерии, по которым московские чиновники закупают оборудование и распределяют его по регионам, вероятно, известны узкому кругу специалистов министерского уровня, считают ульяновские врачи. Мы по нашей нищете, по правде сказать, всему рады, говорят наши собеседники, но насущных проблем медицинских учреждений федеральные поставки не решают. Эту мысль, кстати, пару недель назад публично подтвердил на заседании Гордумы депутат Думы Государственной Валентин Иванов. Он сказал, что, по его данным, в нашу область собираются отправить оборудование не только не современное, но и не очень новое. Изначально ясно, что будут большие проблемы с его обслуживанием.
Медики, с которыми «СК» обсудил результаты первого полугодия реализации проекта «Здоровья», отказались выступить открыто, но это не означает, что они были необъективны. Позиция весьма авторитетного в России врача и члена Общественной палаты Леонида Рошаля во многом перекликается с тем, о чем было сказано выше. В частности, он не единожды заявлял о том, что хирург в больнице не может получать меньше, чем медсестра на участке, о том, что узким специалистам и их медицинским сестрам нужно тоже назначить надбавку – для этого из федерального бюджета надо выделить дополнительно 10-15 миллиардов рублей, что вполне реально. О том, что чисто медицинская сторона реализации проекта, зависящая от Минздравсоцразвития, вызывает массу нареканий.