Когда в 2012 году вышел в свет закон об информационной безопасности и повсюду появились соответствующие знаки – «0+», «6+» и так далее, – казалось, это будет очередная формальность. Однако на днях появилось сообщение о том, что старший помощник прокурора Ставропольского края Курбангали Шарипов отправился в рейд по библиотекам.
Цель сего мероприятия – изъятие литературы, содержащей сцены насилия, ужасы, мистику.
В список попали также «эротические» стихи Сергея Есенина, повести и романы Владимира Набокова. На наш взгляд – откровенный перебор.
Запрещали и Чуковского
Выяснить, не придет ли эта волна к нам, я попыталась, поскольку пару недель назад моя дочь-второклассница пришла из библиотеки в слезах: «Мне не дали книгу, потому что на ней стоит знак «12+». Разобраться в ситуации я попросила специалистов Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени Аксакова. Директор библиотеки Татьяна Кичина сразу заверила: знаки информационной продукции носят не запрещающий, а предупреждающий характер.
– Если ребенок готов к более «взрослой» литературе психологически, если ему позволяет уровень читательского развития, достаточно, чтобы о книге знали его родители, поясняет Татьяна Евгеньевна.
Библиограф Тамара Гаянова добавляет, что педагоги-библиотекари обычно знают своих постоянных посетителей достаточно близко, что позволяет им самим принять решение о выдаче той или иной книги. Им известны интересы ребенка, они знают, способен ли он осмыслить произведение. Методист Татьяна Крайнова, разъясняя положения Федерального закона «Об обеспечении информационной безопасности», рассказывает, что детям, достигшим шестилетнего возраста, допускается выдача книг, предназначенных для возрастной категории «12+», а для 12летних – «16+». Любопытно, что жительница Ульяновска запретила своему внуку читать книгу Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», якобы Карлсон – персонаж отрицательный и книга ничему хорошему не научит.
Активно ругают и стихи Корнея Чуковского за их «агрессию».
– Чуковского запрещали еще в 1930-е годы, – говорит Гаянова. Молодые родители с их небольшим читательским опытом, наслушавшись выводов из закона, решили, что он сеет недоброе и злое. Но это классическая детская литература, стихи со своим завораживающим ритмом, исключать их из чтения – как Маршака или Барто – нельзя. Остера тоже ругали, но его читают до сих пор.
Библиотекари с осторожностью относятся к современной литературе – отечественной и переводной, поясняет завсектором краеведения Ольга Клопкова. Это «книги на вырост», ориентированные на подростков 1014 лет, проблемные, нередко с философским подтекстом. Специалисты считают, что их нужно читать вместе с родителями или даже сначалатолько родителями, а потом – по их решению – детьми. Существует даже серия «Книги для чтения взрослыми детям».
Клопкова советует обратиться к книге Мариетты Чудаковой «Время читать», в которой автор так увлекательно пишет о всем нам с детства знакомых книгах, что их неизменно хочется перечесть и дать их прочитать своим детям. А уж когда ребенок приходит и просит книгу, которую посоветовали прочесть родители, библиотекари никогда не откажут.
«Хулиган» Есенин
Возвращаясь к происходящему в Ставрополье, приведу высказывание Шарипова: «У нас сейчас, если посмотреть сводки, дети в 9-12 лет грабежи совершают. Как, по-вашему, чего они начитались?». По-нашему, эти дети вообще не читают. Более того, очевидно, что не читает и сам господин Шарипов, если он считает «хулиганские» стихи Есенина «не совместимыми с задачами образовательного процесса».
– Как же тогда быть с «Детством» Максима Горького, которое изучают в четвертом классе? – рассуждает Гаянова. – В нем есть сцены избиения, но это произведение показывает тот пласт жизни, те условия, в которых жил Алеша Пешков, и это повествование захватывает маленьких читателей. Книги учат правильному восприятию действительности. В литературе отражаются законы общества, она показывает, как нам реагировать на разные явления жизни. Даже маленький человек должен понимать, среди кого он живет – так происходит процесс социализации.
Мнение автора о ситуациях и героях произведения всегда чувствуется и иногда лежит на поверхности, добавляет Кичина. И в законе говорится, что если насилие осуждается автором, если в книге показан неблагоприятный исход неправильного поведения, эта книга допускается к чтению, потому что она воспитывает и учит добру. А к классике в законе особое отношение это культурное наследие, ценность которого не подвергается сомнению, и обозначение возрастных ограничений на ней даже не предполагается. Не может быть речи вообще ни о каком изъятии книг из библиотек, ведь одна из их главных функций – охранная.
Ульяновские методисты нашли в законе лазейку для того, чтобы расширить спектр произведений, доступных всем возрастам. Ссылаясь на пункт о художественной ценности, они рекомендовали к беспрепятственной выдаче восьмитомник «Всемирная детская литература». На библиотечных полках все произведения, вошедшие в эту серию, даже опубликованные отдельными изданиями, стоят без маркировок. Гаянова говорит, что закон несовершенен и библиотекари ждут внесения изменений в него. Она поясняет это простым примером: не рекомендуется к прочтению книга, которая пропагандирует бродяжничество. Выходит, надо запретить «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»?
А вот представить 10-летнего ребенка, по собственному желанию решившего взять книгу Набокова, сложно, считает Клопкова: он еще не дорос до этой литературы и просто не сможет ее прочитать. И прятать ее бессмысленно.
– Сейчас все больше людей переходят на экранное чтение, – говорит Гаянова. – Мы совсем не против.
Наша задача – правильно направить наших читателей, рекомендовать им лучшее, что есть на книжном рынке.
Но это не цензура.
Анна Школьная
олег
а у мальвины были голубые волосы, а печорин так тот беллу украл, а катерина мужу изменяла, а потом с обрыва..
когда же этот бред в нашей стране кончится ?
Кто был ЛЕНИН?
Перед 22 -м апреля ,снова запустить на Венец корреспондента с вопросом -Кто такой был Ленин?Ответы- Это который был с пистолетом, или он кого то убил или его убили… Он освободил Африку, победил Наполеона и Гитлера и был Президентом России перед Ельциным и т.д. Вот такой Герасим, который утопив МУМУ ПРИПЛЯСЫВАЯ пошёл в деревню. А дальше будет ещё фантастичнее!
“Обломов” Гончарова
тоже произведение весьма специфическое. Исходя из общего количества трактовок этого романа, не совсем понятно, как правильно следует воспринимать образ Ильи Ильича. По большинству дореволюционных и советских критических разборов – это образ лентяя, барича, ни к чему не способного и ни на что не годного, по некоторым современным концепциям – это чуть ли не герой, особая личность, которая развивается по своим собственным законам и отдельно от бренного, мелкого мира (усматриваются мотивы буддизма и космизма).
И как тогда приподносить “Обломова” детям?
наивный
А Шерлок Холмс и Ватсон – курят, курят, курят…
иваныч
А в книжке Холмс ещё и кололся, красава.
Ye-Ye – автору
Ничего себе подростки: “1014 лет”!
учитель
А неплохо было бы этому господину Шарипову со Ставрополья, пока он из библиотек еще и Чехова не убрал, почитать бы этого автора – у него как раз много таких “героев”, которые всё запрещают и не пущают
Дядя Вася
Когда нибудь учение, положит конец неразумному усердию.
Альфия Агаева
Ничего страшного если некоторых авторов не будут изучать в школе, там литературы и так навалом. Проблема в том, как заставить детей читать. А те, которые запретили , дети могут прочитать, когда вырастут.
Вопросы Альфие от Невеселого У
Это на счёт каких конкретно авторов,на ваш взгляд, вы успокаиваете что ничего страшного?
А какой литературы интересно “там и так навалом”?
А какие книги запретили,что их потом взрослыми могут прочесть дети? И где это запретили, в школе?
Вы написали пару строк,но очень интересных. Если можно,ещё также пару строчек, но уже с примерами.
Как-то почитал Литературную энциклопедию для детей – не нашёл ни строчки о полёте Гагарина в космос( вы спросите причём здесь Гагарин и литература? Я бы тоже задался таким вопросом, если б не было там столько материала к примеру посвящено царской семье и подробно о наследниках.
Как продолжение, не очень странной связи литературы и реальной жизни.замечу что Связь споследним оченьдаже реальная. Два десятилетия почти уже, некая из “царской семьи Романовых” Леонида, гражданка США, претендовала через внука не много ни мало, в России на продолжение монархии, и возрождение царской династии.(не следует забывать,что в свое время царь был самый крупный помещик и землевладелец после церкви). При всех своих человеческих недостатках у тогдашнего президента России Ельцина,хватило “мужества” не подписать уже заранее подготовленного ” царского” указа уже на Государственном уровне. Современный “царь” тогда “внезапно” взял и… уехал на охоту в госзаказник,оставив вместо себя человека без права подписи, часть свиты и журналистов. Промаявшись безрезультатно ещё пару недель в “нумерах” Леонида с внуком убыла снова В США. Да и приём ее в Ульяновске был на высшем официальном уровне.Красочные фоторепортажи ещё не в древнем архиве.
Это маленький штрих Альфия. Сегодня в итоговой программе “Вести” за неделю снова обратились к литературе и в первую очередь к школьной литературе.Путин даже предложил в связи с угрожающим положением в стране с элементарной грамотностью в (веде кризисы!)объявить 2015 год .годом литературы. Я за! А вы?
Что касается -потом прочтут взрослыми, могу утверждать что вряд ли…вот уже не один десяток лет планирую прочесть Войну и Мир Толстого, и Тихий дон Шолохова, не прочтёнными в молодости. Да всё никак не соберусь …На получении дипломов об образовании это никак не отразилось. Ни тогда в советское время, тем более сейчас. Вопрос то совершенно в другом как видите… Не зря об этом упоминает Весельчак У.
Весельчак У
Процесс плановой массовой дебилизации молодёжи идёт чётко по плану.
Запланированный
Не слушайте их Альфия! Какие то унылые пессимисты эти Весёлые и Невеселыё У.Везде у них диверсии. А ведь действительно ничего страшного! После прочтем, что не прочитали, уже взрослыми, вернее старцами, когда если не сопъёмся в конец, и не угодим на кладбище, то после крайней “ходки” обязательно прочтём, что не прочитали. Хоть и по складам, но обязательно прочтем Альфия! Вы на удивление здраво и зрело рассуждаете, сразу видно-наш человек на Улпрессе и за обучение по школьной литературе переживает не понарошке. Советы дельные рекомендует.
yazvennik
Если милиционеры у нас теперь определяют полезность художественных произведений, то, видимо, королевству датскому осталось совсем немного…Может, все-таки, кесарю кесарево, милиционеру – милиционерово, а филологу филологово?)) Может каждый будет заниматься, в конце концов, свои делом, тем – чему учился?)) Эдак, и до берлинской площади дойти недолго…
Нет, я не говорю, что цензуры не должно быть вообще. Но, во-первых, я считаю, что дифференциацию по типу полезности/неполезности, плохости/хорошести должен проводить очень серьезный совет специалистов – филологов, специализирующихся на анализе текста; а, во-вторых, эта самая дифференциация должна носить сугубо рекомендательный характер, а никак не запретительный. Запреты мы уже проходили. К тому же, как вы собираетесь запретить электронные варианты книг, которые сейчас в ходу чуть ли не больше, чем бумажные? Закачал из интернета запрещенного вами Чуковского, и читай не хочу))) Может предложите блокировать сайты? Тогда надо прежде всего Замятина запретить с Платоновым, а то люди могут аналогию увидеть и …не одобрить..))
Ну и, самое главное, для тех трех с половиной детишек, которые до сих пор читают (в нашу нечитающую игроманскую эпоху), информация о курящем крокодиле, ну никак не сможет повредить…А вот отвадить их от книг (и прежде всего от библиотек) точно сможет. Потому что читают сейчас только очень правильные, и по своей сути законопослушные дети, для которых законодательный запрет будет играть серьезную роль.
Создается стойкое ощущение, переходящее в уверенность, что у нас в стране, вслед за образованием, решили уничтожить и возможность САМОобразования…Интересно, сколько осталось жить нашей России?
Федот
Садоводы на участке всегда делают подвязки для веток на яблонях, чтоб развивались и росли в одном направлении, вместе со стволом, не обременяли его своей удалённой тяжестью когда вырастут и сами начнут плодоносить. Чтобы не затем не обломаться и навредить самому дереву. Погибая сами забирают с собой и всю яблоню. Где то тот мудрый старичок садовник,которого не хватает уже на весь сад?