В начале февраля стояли жестокие морозы. Но жители Ульяновской области получили «тепловой удар» – первые платежки за 2010 год.

Скачок цен за коммунальные услуги произошел в тот момент, когда уровень задолженности населения перед энергетиками и газовиками уже составлял более миллиарда рублей.

О «клинике» «теплового удара» мы беседуем с директором ОГУ «Центр энергосбережения Ульяновской области», почетным работником ЖКХ РФ, заслуженным энергетиком России, кандидатом технических наук, профессором Виктором Шингаровым.

– Виктор Павлович, о том, что дальше так жить нельзя, понял даже президент и потребовал разобраться с расценками на услуги жилищно-коммунального комплекса. Как мы докатились до такой жизни?

– За время реформирования энергетики – с 1990 года – в ней произошли глубокие изменения в отношениях с потребителем. В абсолютном большинстве регионов России интересы потребителя устранены из процессов тарифообразования, главный теперь – поставщик энергоресурсов. Пять лет назад совершенно неоправданно были ликвидированы экспертные советы, состоявшие из представителей бизнес-сообщества, наиболее значимых потребителей, ученых.

Отрицательный результат такой новации не замедлил сказаться. Без контроля со стороны потребителей вырабатывающие, транспортирующие и сбытовые организации за короткий срок допустили значительное ухудшение своих технико-экономических показателей, зато в такой же степени повысили расходы на содержание энергохозяйства и потери. Это отразилось на тарифах, они выросли. А потребителям закрыт доступ даже к информации, предоставление которой обусловлено Постановлением правительства РФ №24.

– Потребителю предъявляют только счет, и создается впечатление, что власть главным образом заинтересована, чтобы эти счета были безоговорочно оплачены.

Вот этот миллиард, который население задолжало, хотя бы теоретически можно разложить на составляющие – где недобросовестный гражданин виноват, а где поставщики тепла и электричества свои расточительные расходы на нас вешают?

– Есть случаи более масштабные.

Когда отдельный, как правило, промышленный потребитель сдает в аренду свои энергопринимающие установки некой специально образованной для такого рода деятельности сетевой организации, а та включает расходы по ним в свои расчетные документы, по которым ей устанавливают тариф на содержание и на затраты для покупки потерь. Этанесложная операция приносит арендатору и арендодателю хороший финансовый результат – 150-180 млн. рублей в год по усредненному региону.

Схема настолько «перспективна», что предполагает метастазы в сферы поставки других ресурсов, и все в рамках закона.

В 2001-2003 годах «набивалась» расходная база расчетных показателей регулируемых субъектов энергетики. Тогда потери скакнули в некоторых АО-энерго с 2% до 6%, что позволило сетевым организациям и поставщикам вообще не заниматься наведением порядка по ликвидации потерь. С момента разделения функций на транспорт и сбыт фактические потери ежегодно увеличиваются и составляют величину, превышающую расчетные технические потери в 2 и более раз, достигают до 40%. Это выливается в сумму перерасхода сверхнормативных потерь порядка 250 млн. рублей.

Недавно группа студентов УлГТУ в порядке преддипломной практики провела исследование электроснабжения по Ульяновской области. Их вывод: снижение платежей потребителей за электроэнергию до 20% может быть обеспечено всего лишь за счет организации правильной договорной работы поставщиков и регулирующих органов с потребителями, а также создания приемов образования тарифа экономического развития.

Студенты обнаружили, что в договорах энергоснабжения поставщиком без согласования с потребителем проставляется так называемая «предельная максимальная допустимая мощность». Такой терминологии ни в ГОСТах, ни в других документах не существует. Но благодаря самодеятельному термину потребитель платит по самым максимальным тарифным диапазонам.

Обнаружены бесхозные сети, выявлены случаи, когда поставщик в одностороннем порядке по своему усмотрению устанавливает заниженную категорию надежности электроснабжения на больницах, школах, котельных. А это угрожает жизни людей.

– Но правительство убеждает нас в том, что оно прилагает максимальные усилия для снижения расходов на свет и тепло.

– Без участия потребителей в процессе тарифообразования говорить о возможностях повышения энергоэффективности, как минимум, несерьезно. Задача не может быть решена без участия субъектов энергетики.

Еще надо учитывать,что при теперешних темпах роста тарифов на каждую единицу «прибавочной» доли тарифного (стоимостного) повышения расходов предприятий, функционирующих в сфере выработки и передачи ресурсов, потребитель должен «ответить» четырьмя долями сокращения. По соотношению затрат на экономию и на выработку, потребителям нужно будет затратиться в 40 раз больше, обеспечивая тот же конечный результат.

На мой взгляд, стоит прислушаться к мнению специалистов в области энергетики: потенциал энергосбережения не способен реализоваться при неизменности существующих договоров и в условиях профессионального невежества потребителей. Нужны серьезные изменения сложившихся отношений между субъектами – участниками энергообеспечения. Для того, чтобы выйти на профессиональный уровень, необходимо развивать аутсортинг, т.е. передавать специализированным организациям наиболее сложные для местных энергетиков вопросы. Такая практика рекомендуется правительством РФ.

В сфере организации договорных отношений прослеживается благосклонная предвзятость регулирующей организации к нарушениям поставщиков, а в некоторых случаях даже их покрытие. Отсюда вытекает необходимость образования института общественного контроля со стороны потребителей в сфере тарифного регулирования за состоянием энергетической эффективности в рамках федерального закона 261-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ».

Владимир ФИЛИМОНОВ.