Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer” Уже 140 лет стоит это краснокирпичное здание, строгими формами напоминающее и средневековый замок, и корабль, причаливший к берегу Свияги. Именно так видел его Борис Васильевич Аржанцев: «Архитектурно-художественный образ здания ассоциируется с образом огромного корабля, покоящегося на фоне водной глади. Такому сравнению способствует угловая шатровая башенка и трехоконная высокая люкарна с волютами над парапетом средней части здания, как бы символизирующие приподнятый нос корабля и шатер для его пассажиров. Архитектура здания гармонирует с природным окружением и панорамой города…» В северной части здания сохранилась ажурная чугунная лестница, отлитая на заводе М.В.Андреева. На верхней ступеньке каждого лестничного марша едва различима надпись, почти стертая многими тысячами ног: «Симбирское ремесленное училище гр. Вл. Вл. Орлова-Давыдова. 16 августа 1880 года». Менялись названия, менялся профиль учебного заведения, но эти стены всегда служили одной главной цели: учить, воспитывать, давать путевку в жизнь. Покинув свой пост из-за тяжелой болезни, симбирский губернатор граф Владимир Владимирович Орлов-Давыдов в октябре 1868 г. пожертвовал городу 10.000 руб. на устройство ремесленного училища для детей бедных жителей всех сословий. Через полтора года граф скончался. Его отец, В.П.Орлов-Давыдов, в память сына значительно увеличил пожертвованный капитал. Открытие ремесленного училища графа В.В.Орлова-Давыдова состоялось в годовщину его смерти, 7 апреля 1871 года (по публикации в «СГВ» – 8 апреля) в здании городской думы. «В день открытия училища присутствовало уже 65 учеников», были сделаны многочисленные пожертвования. Почетный гражданин Симбирска Михаил Васильевич Андреев стал первым директором. Вскоре город предоставил училищу каменный 2-этажный дом на берегу Свияги. Этот дом Симбирску подарил герой Бородинского сражения П.И.Юрлов. В 1876 г. граф В.П.Орлов-Давыдов пожертвовал 25.000 руб. на постройку нового здания. Проект по его заказу разработал известный архитектор академик Р.А.Гедеке. Образцовое училище отличалось прекрасным оборудованием и высоким уровнем преподавания; не раз получало награды на Всероссийских выставках. В.П.Орлов-Давыдов был его пожизненным почетным попечителем, позже над училищем «шефствовали» его сын и внуки. С 1882 г. оно именовалось «Симбирское Ремесленное графа В.В.Орлова-Давыдова училище под Августейшим покровительством Государя Императора». В начале ХХ века обучалось около 300 чел., конкурс на поступление был очень высок. После революции здесь были политехническое училище, школа мастеров-техников, тракторный техникум и др. В апреле 1932 г. в здании на берегу Свияги начались занятия 1-го Всесоюзного авиатехникума Осоавиахим, готовившего младших авиатехников. За полгода до этого в Ульяновске открылась краевая летная школа Осовиахим; к ее открытию за Свиягой построен аэродром. В ноябре 1933 г. два учебных заведения преобразованы в Объединенную школу пилотов и авиатехников. В 1940 году летная школа передана в ведение Наркомата обороны и стала называться Ульяновская военная авиационная школа пилотов. Только за годы войны она выпустила 880 боевых летчиков; около 60 выпускников удостоены звания Героя. После войны авиационная школа была закрыта. В феврале 1944 г. «Ульяновская правда» напечатала объявление: «Вечерний автомеханический техникум принимает студентов на I и II курс (без отрыва от производства) на отделение «Холодная обработка металлов». На I курс принимаются лица, окончившие 7 классов средней школы, на II курс – 9 классов…». Силы тылового города были направлены на одно – все для Победы. И вдруг – новое учебное заведение? Но именно такое решение диктовала неумолимая логика войны. Продукция эвакуированного в Ульяновск автомобильного завода им. Сталина была нужна фронту. А завод остро нуждался в квалифицированных кадрах. 11 ноября 1943 г. издан приказ наркомата среднего машиностроения – открыть при Ульяновском автозаводе вечерний автомеханический техникум с тремя отделениями: холодная обработка металлов, ковочно-штамповочное и литейное. Уже 12 февраля 1944 года подписан приказ № 1 по учебному заведению: «Сего числа начинает свою деятельность вечерний автомеханический техникум, созданный по решению Государственного Комитета Обороны… Директор техникума А.Голубев». Был издан приказ по автозаводу, предусматривающий обеспечение техникума оборудованием и мебелью, сокращенный рабочий день для учащихся. Первые 90 студентов приступили к занятиям 15 марта 1944 года. Осенью 1944 г. техникум стал дневным. В 1946 году состоялся первый выпуск: 22 техника по холодной обработке металлов. Среди первых выпускников – Л.П.Баканов, будущий изобретатель, лауреат ВДНХ СССР. Он вспоминал, как проходили первые занятия в комнате, где стоял стол директора и три стула. Но тяга к знаниям была огромной. «Ульяновская правда», 23.02.1969: Трудности организационного периода выпали на долю первого директора техникума Александра Михайловича Голубева. Инженер-конструктор, он работал на автозаводе им. Сталина с 1932 года, вместе с заводом приехал в Ульяновск. Коллеги отзывались о нем, как о требовательном руководителе, хорошем специалисте и педагоге. После Голубева директором стал К.Л.Поплавский. Техникум вставал на ноги, крепла материальная база, сложился педколлектив. Но и проблем хватало. Городские власти и руководство завода в это трудное время не всегда могли оказать техникуму необходимую поддержку. ЗДЕСЬ ГОТОВЯТ КАДРЫ ДЛЯ АВТОЗАВОДА КАДРЫ – НОВОМУ ЗАВОДУ «Ульяновская правда», 8.04.1947: В 1953 году техникум был преобразован в радиотехнический – требовались специалисты в этой области. Достаточно вспомнить: в это время на Ульяновском приборостроительном заводе осваивался выпуск приборов для авиации и ракетной техники, а к середине 50-х завод полностью был оборонным. В 1957 году техникум снова стал автомеханическим. В конце 40-х – 50-х годах директорами УАМТ были Александр Петрович Цухлов – инженер, прошедший на автозаводе путь до начальника цеха шасси; Дмитрий Иванович Макаров, работавший до этого преподавателем техникума; опытный производственник Г.В.Степанов. Педагогический коллектив здесь всегда был на высоте. В послевоенные годы рядом с преподавателями, начинавшими учить в дореволюционных гимназиях (Маковский, Ежов), работали молодые выпускники Горьковского университета (Г.Г.Солодарь, М.И.Белый, впоследствии профессор, и др.) и опытные специалисты завода. Всех хороших преподавателей, работавших в техникуме в разные годы, невозможно назвать: Г.Г.Кауфман, П.М.Обрезкова, В.В.Антипова, П.П.Гуськов, Е.М.Радонежская, Р.В.Вагина, Т.Н.Федюшин, Ю.Д.Муравьев, З.И.Казакова, Ю.Н.Игнатьев, Л.М.Орлова, В.Ф.Санина, Г.И.Первухина и многие другие. С 1960 года директором техникума был М.В.Бученков. Имея большой опыт педагогической работы, он продолжал преподавать и будучи директором, и после выхода на пенсию. Максима Васильевича с благодарностью вспоминали многие педагоги и выпускники. Первых студентов готовили по ускоренной программе: производство в условиях войны и послевоенного восстановления не могло ждать. Потом необходимость в спешке отпала, к подготовке специалистов подходили основательно. Выпускников УАМТ охотно брали на лучшие предприятия страны. Преподавали по вузовским учебникам: пособий для средних учебных заведений еще не было. Связь между техникумом и автозаводом была тесной, учебный процесс ориентировался на первоочередные задачи производства. Дипломники разрабатывали темы, актуальные для завода. «Ульяновская правда», 28.06.1962: В техникуме, чей первый выпуск составил 22 «холодника», работало три отделения: дневное, вечернее и заочное; расширялся перечень специальностей. В 1962 г. выпущено 160 молодых специалистов. В лучшие годы на дневное и заочное отделение набирали по 8 групп из 30 человек, на вечернее – 4 группы. Только в первые годы техникум был исключительно автозаводским. Позже он готовил кадры для многих предприятий Ульяновска и других регионов страны. А в 1965-м на УЗТС открылся филиал автомеханического техникума. ТЕХНИКУМ НА ЗАВОДЕ КУЗНИЦА КАДРОВ НА УЗТС С 1968 года существовал филиал автомеханического техникума в Мелекессе, ныне Димитровградский технический колледж. Окончание далее
|
|
|
местный
Спасибо! И я там учился! Только хорошие воспоминания!
и я
и после технаря политех на ура- особенно черчение