“Сейчас все хотят одного: тепла, уюта, покоя. Но отрава бродяжничества уже в крови. И никакого покоя дома они не обретут. Снова начнет тревожить вечное влечение дорог – едва просохнет одежда и отмоется грязь из-под ногтей. Я это знаю точно. Я и сам сто раз зарекался – больше ни ногой. И где я сейчас?”
Алексей Иванов “Географ глобус пропил”
Здесь вводка и анонс. Лодка 37й Ямаран, двигатель 25 Ямаха, три человека, примерно 450 км пути. Фото мои и Сергея Бурцева.
здесь небольшое описание маршрута.
«По Свияге с целью отдыха и ознакомления с краем путешествовали давно. По ней прошел в юности В. И. Ленин, а в 1935 г. здесь существовал один из первых плановых маршрутов на разборных байдарках».
Расчерченным по карте маршрут давать не хочу – он действительно очень интересен и разнообразен. Причем во всех смыслах. Пойдете – не пожалеете. И много интереснее плыть в относительную неизвестность, общаться с людьми, встречать в виде сюрпризов плотины и врезаться в отмели, броды и перекаты. Так как это было у нас. Перед дорогой я выписал в библиотеке список книг по маршруту, но прочесть так и не успел. Надеюсь, в будущем подготовлю более подробно культурную и историческую карту этого сплава. Это могло быть интересным дополнением.
Свияга не такая простая река как может показаться проезжая по свияжским городским мостам.
Мы стартовали в Полдомасово, в обход ишеевской плотины.
Почти сразу встретили поочередно два интересных порога. Берег чередуется: степные участки сменяются участками леса.
Затем небольшая проходимая стальная плотинка.
На всем протяжении Ульяновской области и первой трети течения по Татарстану на реке много коряг-нужно быть осторожным (спасибо за предупреждение Simbiblis).
Через 5-6 часов нарвались на низкий мост. По стартовой эйфории пытались пройти чуть притопив лодку – в итоге собрали весь хлам, зато (загадочным образом) утопили весла и спиннинг. Еще мост повыше и у Цильны (только расслабившись в красивом месте)
едва с размаха не ушли в резкий скат плотины.
Чудом привязали лодку и в огромной копмании недружелюбных комаров битый час перетаскивали снаряжение, лодку и мотор. Помог местный рыбак Серега.
Интересна рыболовная снасть, которая распространена по берегу от Цильны до начала Татарстана. По типу колодезного журавля с прикрепленной на конце небольшой сеткой.
Рыбы много – Свияга ожила в ходе индустриальной и с/х разрухи пары последних десятилетий. Ловят и жереха и голавля, не говоря о более распространенных видах. Много разнообразной птицы. Цаплю встречали постоянно по всему маршруту пути вплоть до Русского берега. Утка началась с Татарстана, но в очень больших количествах. Повсеместно колонии стрижей и чаек. Очень много разнообразных хищников. Самый крупный, большой и белохвостый (Орлан?) в начале лесов Татарстана однажды гордо пролетел мимо. Не обратил на нас никакого внимания. Десятка полтора неведомых мне разноцветных пичужек. Опознал только зимородка, которого до этого ранее встречал на Суре. В Татарстане Свияга и вообще сильно начинает напоминать Суру характером берега и настоящей дремучестью.
Пару раз влетели на мель, промокли и переночевали первый раз уже в Татарстане. Луна светила как в белый ночи. Удивительно этим летом-соловьи поют абсолютно везде, где ни ночуй. Утром (уже где то рядом с Буинском) снова
повезло с плотиной.
Снова перетаскивали все вручную. Долго спорили об архитектуре: то ли татарские то ли псевдоготические дореволюционные мотивы (моя версия).
Начались татарские сопки
Дали марш бросок и нервно ждали еще одну плотину. Она оказалась тоже полуразрушенной, но уже легкопроходимой
Примерно через час два за этой плотиной с размаху врезались в очень длинную (2 км) отмель. Буксировали пешком.
Первая заправка была на уровне Апастово в пос Свияжский.
Удивили люди. Сначала не взял денег маршрутчик, подбросивший нас пару км до заправки. Затем на пути обратно на дороге подобрала нас первая же проезжавшая мимо машина. Хрупкая татарская дама отважно приняла в багажник канистру и 4 бутылок вонючего бензина и опять же не взяла денег. Вид у нас был уже хорошо загорело-потрепанный. Может это повлияло?)
Свияга все расширялась. Мелькали красивые церквушки
Без особых приключений проходили разнокалиберные мосты.
Дали бросок через Татарстан примерно до часа езды до Свияжска. Заночевали. Берега становятся все более обжитыми и уютными. Свияга стала совсем огромной
Утром встретил Свияжск В 1551 крепость была собрана за 4 недели из деталей, заготовленных в районе Углича и сплавленных по Волге:. Вырос из за поворота как сказочный Китеж. Красив настолько, что ехать стоит уже ради него одного. И конечно – заслуживает отдельного большого репортажа (здесь-вкратце). Лодку оставили под присмотром местных добрых людей. Позволили себе двухчасовую экскурсию.
По всему острову реставрируются и возрождаются церкви
Собор Иоанно-Предтеченского монастыря (в масштабе истории Свияжска – новодел, 1906 года выпуска)
Сергиевская церковь (1604 г)
Древнейший храм не только в монастыре, но и во всём Среднем и Нижнем Поволжье – Троицкая деревянная церковь 1551 г., единственный памятник, оставшийся от первоначального деревянного града Свияжска (но хорошенько “отреставрирован”)
Свияжский Богородице-Успенский монастырь
Кстати речпорт (виден справа) явно недавно построен и работает активнее ульяновского.
В общем, имейте в виду – эта короткая фотопробежка по Свияжску – ни о чем. Там нужно быть. И не два часа.
Через пролив от Свияжска – еще один храмовый комплекс. Древний (1600-е годы) Свято–Вознесенский Макарьевский мужской монастырь По центру виден новый памятник основателю обители.
Свияжск с другой стороны
Далее рукой подать до знакомого всем бывавшим в Казани моста.
Берега справа интересные и очень разнообразные. Очень много станов и дач стоящих прямо на воде и над водой. Венеция. Что-то разрушенное советское.
Верхний Услон. Почти курортный по атмосфере райцентр. Уже напротив Казани. Заправились. Речная жизнь – бурная. Везде реч порты на воде и масса кораблей разного калибра. У Казани постоянно обгоняли мажорские катера. С удивлением оглядывались на наш суровый “прикид” и особенно на мою советскую химзащитную плащ-палатку. К слову она в походе показала себя самой функциональной, выручала не раз.
Волгу штормило – были вынуждены остановиться и переждать. Погуляли по селу. Напряглись когда рядом причалил ГИМС (мы без весел). Но и они тоже просто пережидали волну. Пообщались – они обнадежили нас прогнозом погоды на следующий день.
Не выдержали – попытались тронуться, но причалили вновь. Разожгли под дождем костер. Волна к вечеру стихла.
Дали хороший вечерний марш бросок. Чуть попозировали на фоне Волги.
Решили срезать залив и попали на грозу. Резко срезали еще, проплыли сквозь двойную радугу (этот переход, эти виды и воздух можно описать только стихами – и то едва ли получится) и причалили у горки с краснокупольной церковью на вершине. Я залез на холм- другое измерение. Дождь стих. У местных жителей (хорошие люди-долго общались, сами восстанавливают свою волшебную церковь-по их словам 1700 года) разжились сухими дровами и кипятком и переночевали.
Оказалось – село Русский Буртас.
Утром стартовали. В камском устье Волга безбрежна.
Интересный берег Волги. Периодически прерывались на чай.
Еще более интересные пещеры нашли под берегом далее. Каскадами уходящие в стороны и далеко вглубь. Целая серия. Какие то разработки – много интересных камней, но мы не геологи.
Несколько крупных островов у Тетюш.
Абсолютно девственны.
Решили по прямой линии рвануть к Старой Майне.
Заехали на Клюкву с гражданской инспекцией
Уровень Волги и залива в этом сезоне пока очень высок.
Напрягли своим загадочным “прикидом” иностранных рыбаков. Говорят поймали по рыбке справа и слева.
На фоне эпопеи с Клюквой – не удержался и чуть попозировал)
Русский берег. Волжский путь волжским путем, но счет за еду на троих нам выставили в 1200 целковых
Заправились в Старой Майне и пошли в направлении Ундор. Пока плыли -погонялись за подранком. Видимо остался с перелета. Павел Жуков охотник, но птицу не опознал – кто-то из крупных чирков.
Это уже совсем наша земля.
Станы
Вот так сползают берега. Не дай Бог, но точно такая же структура берега и в Ульяновске.
Дома
место приземления
Знаете, все время плыл – писал в голове текст. И текст рождался сугубо художественным. По итогам – только сухая хроника. Самое красивое (без ложного пафоса) осталось внутри. То же самое и на фото. В интересные моменты было не до съемок. Здесь – разве что фон. Которому тяжело передать реальное содержание. Итог простой: восторг. Едем дальше.
PS. Это первый этап большой программы «Волжского пути». Программу второго (автопробег по Ульяновской области) и дальнейший план опубликуем сегодня позже.
Остальной
Молодцы!!! Красотища. Завидки берут.
Сергей
+1 – соскучился по этим местам, спс за фото
Ежов
Интересное из комментов под первым постом: http://ulpressa.ru/2013/05/24/dmirtiy-ezhov-sviyazhskaya-krugosvetka-vozrozhdaem-marshrut/
Радий Губайдуллов:
24.05.2013 в 12:59
Дмитрий, желаю удачи в вашем путешествии!
Путь этот, по моему мнению, очень древний. Если переволочить суда у Симбирска из Волги в Свиягу, то можно плыть 200 км не против течения Волги, а по течению Свияги. Думаю, что основной волок был через Винновские овраги.
Одной из функций булгарcкой крепости, возникшей в X веке на Симбирской Горе, был контроль за этим волоком. http://www.ul.aif.ru/culture/article/26377
Кстати, из Волги по этому волоку можно было легко попасть к булгарским городам X-XIII вв., расположенным на Свияге у д. Старое Алейкино (город Ошель, по моему мнению) и у д. Красное Сюндюково.
Жаль что так и не пересеклись по ходу с Жаном Миндубаевым. Он вчера звонил – много интересного про Свияжск рассказал. Надеюсь, добавит.
Да
Если бы такой волок через “Симбирск X века” был, то логично было б предположить, что в древности гораздо проще было таскать суда с товаром по горам, чем плыть по воде (Волге). Надо поискать, может ладьи уже тогда ходили по специальным дорогам (деревянным дорогам, на людской тяге))) хехе
Так в древности
Волга, Свияга не были загажены всякой дрянью как сейчас
Волга
БА, капитан очевидность! Привет!
reader
Стоит учесть, что тогда уровень Волги был ниже. значит тащить дальше и дольше. Возможно такой способ не был выгоден для более-менее крупных посудин с большим количеством груза. Разве что для лёгких лодок (типа ежовской надувной моторки :) ). У больших ладей с грузом и осадка больше, а какова была судоходность Свияги – надо исследовать. Вообще-то версия интересная, тогдашним речным разбойникам возможность была подходящая.
Радий Губайдуллов
Товары вверх по Волге тогда (в домонгольское время) были дорогими при небольшом весе: серебро в монетах, шёлк, пряности. И ладьи были приспособлены для волоков – гораздо сложнее для скандинавов была переволока из верховьев Волги в бассейн Балтики. Переволочь суда два километра из Чувича (волжская протока) до Свияги через Винновские овраги не трудно – ладьи можно было поставить на колёса, использовать волов, и т. д. Можно провести эксперимент – у Лаковского в Русском береге есть макет ладьи. И Свияга тогда была полноводнее – практически весь её бассейн был облесён. Массовое сведение лесов здесь началось только в X веке.
Радий Губайдуллов
В древности и в средневековье самые удобные дороги были по крупным рекам: по воде – летом и по льду – зимой. Караванные пути играли вспомогательную роль. Свияга входила в систему Великого Волжского пути. Минимум два волока, у Симбирской Горы и около Ундор, соединяли её с Волгой.
Да
Вот и говорю я, что по Симбирской горе не очень удобно было путешествовать.
Forecast
Отлично! Спасибо!
Павел Жуков
Ну я не говорил, что это чирок – какой-то вид черняди. А то ща затролят интернет-спецы)) Хороший репортаж, но самое крутое, ты прав, осталось внутри.
сосед
Ульяновцы настолько нищие что даже не могут себе позволить ульяновскую кругосветку.
Сплав
Свиягу лучше на байдарке проходить. А ее можно в аренду
reader
В дополнение к 01.06.2013 в 18:46 . Если честно, то конечно позавидовал. А вообще-то, грамотная организация этого маршрута – хороший элемент туристического бренда Ульяновска.
Иблис
Очень интересно, Дмитрий!
Было время, до Свияжска я добрался по течению на камере от трактора К-700 :-)
Спасибо за приятные воспоминания.
Кузьма Егоров
За сколько дней?
Иблис
Нас было двое и мы не спешили. Рыбачили, загорали, купались, заходили в села. Вышли на 10 дней “активного отдыха”, добрались за 9 дней.
Радий Губайдуллов
А в каком году это было?
Иблис
Так давно это было, аж не верится. Лето 1984 года:-)
Радий Губайдуллов
Мы в те времена на Черемшан ездили… Там был рай…
Иблис
Черемшан конечно неповторим! Снимал в прошлом году:-)
http://ulpressa.ru/2012/07/07/simbiblis-odin-den-po-cheremshanu-fotoreportazh/
В верховья:
http://simbiblis.livejournal.com/282536.html
С высоты к истокам:
http://simbiblis.livejournal.com/283609.html
Радий Губайдуллов
Черемшан тот же, что и был тогда!
Иблис
Свияга сильно изменилась, и русло стало другое, и полноводность, глубина, скорость течения. В то время были омуты по 15 м глубиной, воронки, “сомовые ямы”. Был года 2 тому назад в тех местах, сейчас там воды по колено.
Иван
Интересно, неожиданно где-то… Вот Дмитрий совсем на Володю Ульянова стал походить) Без обид.
Аноним
какой там!
чистый азият! рожа монгольская в химзащите (не оскорбление, а от души)
Виктор Каменев
Normal
0
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:”Обычная таблица”;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:””;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:”Times New Roman”;}
Опять «географ глобус пропил»,
В Свиягу свой направил челн.
И в плащ-палатку облачен,
Бродяжьими мечтами полн.
Прощай, Симбирск, – привет, свобода!
Красоты жизни кочевой, ее закаты и восходы,
Плотины, отмели и броды, церквушки по брегам реки,
и комары, и комары…
Недолга наша кругосветка –
За поворотом Волга ждет.
Привет, Симбирск – прощай, река!
Колумбов доля нелегка…
reader
Браво, Виктор! Решили потрудиться на галерах поэзии? Или покопаться в поэтических рудниках. Помните Маяковского: в грамм добыча, в год труды. Желаю успехов в новой форме самовыражения, а то всё евразийство, да евразийство :))
Виктор Каменев
Одно другому не мешает
Калининский
Спасибо дмирию и ребятам за их путешествие. Ничто так не бодрит и не пробуждает интереса к истории своей страны как путешествие по ее рекам. В интернете сейчас доступны ролики путешествий и по нашему Барышу, Черемшану. С Интересом смотрю ролики водных путешествий в минуты разгрузки по рекам Цне, Мокше, Оке, Ветлуге и Унже. К сожалению по нашей Суре пока таких нет. Вот только ролик капитана 2-х палубного теплохода ” Чапаев” ( пользовался кстати его услугами ,тогда вполне доступными 53 руб. с человека Москва- Ульяновск) имеется в наличии -с его путешествием от Нижнего до Ядрина на Суре и выше по течению. Без навигационной обстановки. Но это теплоход. А вот на таких маломерных плавсредствах, пока в отчетах нет. Что сказать молодцы!!! Я уже седой дед, когда -то пацаном начитавшись краеведческих ульяновских справочников, и сам хотел пройтись по нашим МАЛЫМ рекам. Так хоть за вас рад сейчас! В добрый путь! Обязательно пройдитесь по Барышу!
Калининский
Прошу меня извинить. Дмитрию Ежову. Александр с Улграда, тоже участник путешествия?
Ежов
Нет