На днях у Ульяновского автомобильного завода (УАЗ) сменился хозяин. Бизнесмен Вадим Швецов, 15 лет владевший компаниями, контролировавшими завод, продал все свои акции предприятия «Соллерс Авто», чьим основным активом является УАЗ, и вышел из автомобилестроительного бизнеса. Губернатор Ульяновской области Алексей Русских заявил, что смена собственника УАЗа не должна пугать и анонсировал свою встречу с новыми боссами, чтобы подтвердить социальные гарантии для трудового коллектива и обсудить дальнейшее развитие предприятия. Впрочем, заманчивые перспективы у автозавода возможны, кажется, лишь в том случае, если под давлением санкций Россия окончательно будет вынуждена вернуться к самым простым и дешевым моделям внедорожников. Вадим Швецов появился на УАЗе в начале 2000-х годов, когда крупнейшим акционером знаменитого, но буксовавшего ульяновского предприятия стал металлургический концерн «Северсталь» олигарха Сергея Мордашова. Швецов входил в руководство «Северстали» и возглавил совет директоров УАЗа. В начале 2007 года Мордашов вышел из автомобильного бизнеса, продав 49,3 процента акций автосегмента «Северстали» Швецову, у которого уже имелось 8,7 процента. Так появилась швецовская группа компаний «Соллерс», завладевшая контрольным пакетом акций Ульяновского автозавода, генеральным директором которого в 2012 году стал сам Швецов. Сейчас в «Соллерс Авто» наряду с УАЗом входят совместные предприятия с «Фордом» (выпускались легкие коммерческие автомобили в Елабуге) и «Маздой» (крупноузловая сборка моделей во Владивостоке), а также Заволжский моторный завод в Нижегородской области. По итогам прошлого года «Соллерс Авто», согласно отчетности, получила 4,5 млрд рублей чистой прибыли против 1,7 млрд рублей убытков в 2020-м, ковидном, году. Капитализация компании на 24 июня текущего года на Мосбирже составляла 5,8 млрд рублей. И вот Вадим Швецов продал весь имевшийся у него пакет из 76,7 процента акций «Соллерс Авто», а с ним и УАЗ. Почему Вадим Швецов продал свои автомобильные активы, куда входит и УАЗ? Часть экспертов предположили, что для защиты себя и прочего своего бизнеса от возможных санкций со стороны Запада. Другие эксперты отрицают этот вариант, но первые, вероятно, ближе к истине. Ведь Евросоюз ввел санкции в отношении УАЗа из-за поставок его машин для нужд российской армии. Почему же не подвергнуть каким-то мерам воздействия и владельца предприятия – вот он и дистанцируется от проблемного завода. Наблюдатели обратили внимание, что уже на совещании представителей автопрома у президента РФ в ходе Петербургского экономического форума «Соллерс Авто» представлял Соболев, а не Швецов. Впрочем, Вадим Аркадьевич давно снижает личное участие в оперативном управлении УАЗом. С 2019 года покинул должность генерального директора автозавода. Возможно, он окончательно разочаровался в потенциале ульяновского предприятия, в его способности работать на будущее. С момента прихода на УАЗ в нулевых годах нынешние инвесторы пытаются обновить модельный ряд ульяновских внедорожников перспективными модификациями, однако желаемого эффекта не достигают ни в одном направлении. Ни «Патриот», ни «Хантер», ни «Пикап», ни новые грузовики и близко не встали по объему продаж с УАЗ-469 или «буханками» советских времен, которые наряду с высокой проходимостью были недороги, просты в эксплуатации и довольно легко ремонтировались в гараже. Наверное, они морально устарели, но достойной смены им на УАЗе так и не находится. Параллельно Швецов ориентировался в автомобилестроении на создание совместных предприятий, сборку иномарок, что в нынешних условиях в России проблематично из-за спецоперации на Украине. Возможно, все вышеприведенные факторы также подтолкнули предпринимателя расстаться с автомобильным подразделением своего бизнеса, сконцентрировавшись на других проектах, представляющихся более выгодными. Что ждет УАЗ после официальной смены владельцев? Губернатор Ульяновской области Алексей Русских призвал не пугаться перемен, поскольку пакет акций перешел в руки топ-менеджмента, осуществлявшего в последние годы оперативное руководство заводом. Хотя это-то как раз не внушает особого оптимизма, учитывая результаты работы предприятия. Впрочем, губернатор все же намерен для пущей важности встретиться с новыми – собственниками УАЗа, чтобы подтвердить социальные гарантии для трудового коллектива и обсудить дальнейшее развитие предприятия. В «Соллерс Авто» заявили, что акционерное общество «продолжит свою деятельность в прежней структуре принадлежащих компании активов и намерено обеспечивать дальнейшее развитие стратегии по производству и дистрибуции автомобилей, автокомпонентов и выводу на рынок новых сервисов мобильности». В Сети появились сообщения, что к работникам автозавода обратился генеральный директор Ширинов. Сложные, турбулентные времена, как сейчас, названы для «Соллерс Авто» хорошим временем новых начинаний, реализации возможностей построить новую стратегию и успешный устойчивый бизнес на несколько лет вперед. В обращении отмечено, что необходимо переключаться на новых партнеров и поставщиков, обеспечивать стабильную работу. Руководство компании рассчитывает завершить переговоры о постановке производства на УАЗе новых перспективных продуктов и до конца этого года сформировать долгосрочную стратегию развития. Про новые продукты речь, надо полагать, идет о возможном содружестве Ульяновского автозавода с китайским автопромом: эта тема не так давно активно муссировалась. Однако Китай сегодня по-прежнему занимает выжидательную позицию в отношении России: торговать торгует, но углублять экономическое сотрудничество не спешит. А в плане пользы УАЗу от турбулентных времен… Сколько уж ее было, всякой турбулентности, после того, как автозавод был приобретен «Северсталью»! Однако лучше положение УАЗа почему-то не становилось. И производство машин значительно снизилось, и трудовой коллектив сократился. В мае нынешнего года, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в стране продано лишь 1300 «уазиков». Ладно, сейчас трудные времена, реальные доходы россиян упали. Но годом ранее за тот же месяц было реализовано чуть более 2200 ульяновских внедорожников. Это не прорывы, а какой-то тупик. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Молчать, я вас спрашиваю!
Хорошая статья. Где-то как-то так все и есть.
Бывший заводчанин
Да статья наверно хорошая, но на вопросы в названии я так и не получил ответов. Зачем продали и главное что ждет ?
Гендиректор Ширинов
отметил, что необходимо переключаться на новых партнеров и поставщиков, обеспечивать стабильную работу…
Это кому он дал задание? Работникам завода? Так это задание – непосредственная обязанность самого ширинова!
Ошибаетесь
“теперь иные времена настали”. Что топ-манагеры, что губернаторы и мэры всякие – приходят на рабочее место только 6-7-мизначную зарплату получать, а вся суть их работы – собрать предложения от нижестоящих, вплоть до уборщиц, обобщить и перепоручить. Даже контролировать за них будет контрольное управление ещё с кучей бездельников.
Axinski
Помню те времена, когда эти “эффективные менеджеры” появились на заводе. Оканчивали Оксфорды-Моксфорды, глядели на всех свысока, каждую неделю летали на самолетах в Москву себе домой, и начали вытворять: показалось им, что территория завода слишком большая, надо часть продать, потом подумали, что рынок же сейчас “рулит”, надо закупать металл на стороне, а свои производства ( литейка, термичка) закрыть, надо из каждого цеха создавать отдельную организацию, и между ними- экономические отношения, надо убирать отдел внутренних дел с завода (нечего лезть в наши дела), необходимо удешевлять стоимость машин, применять более дешевую продукцию (вместо супер клея, которым крепились резиновые уплотнители дверей, стали применять наш клей БФ-резиновый). В итоге что получилось: дверцы стали покупатели открывать, отрывались ручки дверей, слетали уплотнители… Всего не порасскажешь. А что в итоге: гайка с колесами по цене Мерседеса. Но зато, все участники “модернизаций” стали миллионерами-миллиардерами, и у них все хорошо. Сбываются предсказания нынешних некоторых экономистов о том, что бизнес в нашей стране не сможет управлять крупными промышленными предприятиями. Могут они только “модернизировать” и “доить” бюджет страны, получая невозвратные кредиты. Этих людей ныне называют пятой колонной. Всячески тормозят развитие страны, ставят как могут “палки в колеса”.
Г.Жеглов
Угробили производство и отвечать некому.Они вредители,но кто же их посадит.Они моксфорды заканчивали.Воруют здесь,а живут там.Бизнес по-русски.
Так и есть
Развалить такое самодостаточное предприятие, что это как не вредительсво. При чем автомобиль отличный и нужный, да ещё по такой цене был,надо было просто руки приложить, слаженный коллектив,специалисты на высшем уровне ,,но нам же не надо было дядю Ваню, токаря 6 разряда ,у нас менеджеры. С авиастара ещё пошла когорта тоже эффективных менеджеров, своих работников,которые от станка,знали каждый болт, начали устранять, а сами только говорильней занимались да оптимизацией.
Сват брат
Оптимизаторы подоили УАЗ
Автовзлет
Ясно всё с заводом – или так и будет загибаться с вялыми дотациями от государства (потому что закрыть нельзя, а продукция такого качества рынку нафиг не сдалась), или закончит ломать комедию и уйдет под минобороны где до второго пришествия буханки без изменений клепать будет под заказ.
Космос
Ну как показывается ситуация на рынке, уазики для многих всё ещё актуальны. И тот факт, что организации покупают буханки и патриоты, это показательно не принудиловки, а в целом ситуации безальтернативной. Рынок не может в таком количестве предоставить альтернативу уазикам. А страна у нас большая. Ну и тот же Патриота на автомате явно для частников стал интересным вариантом, поэтому их всё больше на дорогах. Огромный автомобиль за свои деньги, за которые у конкурентов пузотёрки и пустые паркетники.
Андрей
Ну статистику смотреть сейчас такое себе дело. До этого два года ковид был, тоже непонятная ситуация совершенно. При том что в целом за год УАЗ продал вроде около 35-40к машин. Для завода это нормальные показатели. И даже в этом году вроде как планируют к этим показателям приблизиться.
Oдносельчанин
Сейчас, поясняет Минтруд, работодатели платят 5,1% на медицинское страхование, 22% с взносооблагаемой базы и 10% сверх этой базы на работающих по трудовым договорам и по ГПХ — на пенсионное страхование, а также 2,9% на обязательное социальное страхование. С 1 января после введения единого тарифа платеж составит 30% с взносооблагаемой базы и 15,1% сверх взносооблагаемой базы на работающих по трудовым договорам и на занятых по ГПХ.
Так-что с 1 января 2023 г. нас ждёт очередное повышение выплат по социалке.
Интересно
1. С каких пор Мордашов стал Сергеем?
2. Какие перспективы могут быть у завода с руководителями, которые и довели его до ручки? Соболев стоял у руля экономической дирекции еще в 2003-2004, Ширинов в те времена тоже уже работал в холдинге. Эти деятели 20 лет мяли…, создавая видимость прогресса, при этом производство загибалось, выпуск, штат и территория скукожились в 5 раз.
Гость
Одна шайка-лейка, швецов, шеринов, соболев, служба безопасности завода, всех их швецов притащил из елабуги, они там развалили завод, теперь наш уаз пилят таких менеджеров за 101-й километр отправить. Кто такой швецов??? Зять одной из дамочек в правительстве РФ. Вот и надо начинать спрос за завод откуда ноги растут. И слил он свои акции, чтобы избежать наказания за развал предприятия, а которые сейчас купили акции, в случае разборок, скажут мы на завод пришли он был в таком состоянии. С кого спрашивать?? Один кум королю, другой сват министру…. И так по всей стране.
Дмитрий
Первый тупик это полное отсутствие культуры производства на УАЗе, а соатветсвенно очень низкое качество продукции. Второй это стоимость машин. Два с половиной миллиона за патриот, на какого покупателя рассчитывает завод, на какие продажи?
Александр1
Думаю, что смена собственника только на бумаге, чтобы отодвинуть гос закупки УАЗов Минобороной России от олигарха и владельца завода.
Курс на постепенное сворачивание производства будет продолжен