Совместно с Министерством культуры мы возобновили проект «ПроЧтение». В нем известные люди Ульяновска рассказывают о своей жизни с книгой, о том, что им дало чтение, что читают и рекомендуют читать сейчас.
Девушка родилась в селе Акшуат Барышского района Ульяновской области. Окончила Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова (2008 г.) по специальности «География. Биология». Защитила кандидатскую диссертацию в ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева» по специальности «Экология». — В каком возрасте вы научились читать? — Не вспомню, в детстве читать не любила, любила что-то мастерить руками. Скорее в студенческие годы только во вкус чтения вошла. Школьную программу читала, но потому что «было надо», а не по своим порывам. С детства увлекала орнитология, экспедиции, поэтому, тогда, не было тяги к художественной литературе. Энциклопедии были интереснее. — С чего началось увлечение художественной литературой? — Не скажу, что с него, но одним из самых ярких моментов было время 200-летия Гончарова. От Краеведческого музея открывался филиал музей Гончарова, это где-то 2012 год. Был очень крупный проект, над которым мы работали целый год, нужно было разрабатывать концепцию, поэтому Гончаров жил в голове 24 часа в сутки. Тут я поймала себя на мысли, что абсолютно ничего из Гончарова не читала и поставила себе целью минимум – 3 романа на «О»: «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история». В итоге – читала взахлёб, открыла, что называется, для себя автора. Перечитывала неоднократно, более того, начала гордиться, тем, что живу на родине этого человека. — Можете выделить какую-то мысль из его произведений, чтобы промотивировать других к прочтению этого автора? — На мой взгляд, именно образ Обломова мотивирует. Его бездействие – мощно побуждает постоянно двигаться самой. Даже, когда мы проводим Обломовские фестивали, то они проходят под девизом — «Встань с дивана!». Лично меня эта книга заставила задуматься и перестать лениться. Хотя я сама по себе такой человек, который не любить бесцельно проводить время на диване. — А кто же всё-таки разогнал аппетит к литературе в годы студенчества? — Скорее всего, началось с Хемингуэя «Старик и море». У мамы была фотография молодости, где у неё за спиной как раз визит портрет Хемингуэя, я всегда думала – что же это за дяденька, похожий на деда мороза. Потом видела его портрет у бабушки. Т.е. интерес он вызвал уже в детстве, но произведения то у него недетские, поэтому, когда его прочитала, уже в более зрелом возрасте, то конечно «ахнула». Вообще я как-то слишком эмоционально переживаю фильмы, книги. — А родители настаивали на том, чтобы вы в детстве читали? — Да, родители чтение очень любили, дома была богатая библиотека и я тогда не понимала – зачем нужна школьная. У меня даже читательского билета не было. Все, что душе угодно можно было найти дома. — Согласны ли с тем, что людей нужно заставлять читать, приобщать к чтению детей и молодёжь? — Толк в этом определённо есть. Время точно впустую не уйдёт. Хоть восприятие и меняется. Заставить человека вообще тяжело, если он не хочет, тем более заставить понять, что автор хотел донести практически нереально. — Некоторые придерживаются мнения, что сегодня чтение уходит на второй план, из-за того, что молодое поколение черпает информацию из интернета, что книга уже никому не нужна. — Нужна, потому что она заставляет мыслить, а интернат – сухая, безжизненная информация, которая не заставляет думать. Времени очень мало, поэтому нам приходится обращаться к сети с её короткими, ёмкими текстами, но для того, чтобы думать масштабнее и чувствовать – всё равно придётся взять в руки книгу. Художественная литература это наш фундамент. — Кого-то из современных авторов читаете? — Да не знаю даже, последнее что прочитала – «Жизнь взаймы» Ремарка. Ходила на Довлатова, никогда его не читала, а сейчас взялась за «Заповедник». Мне его порекомендовали, думаю мне понравится. — Какие книги выбираете: электронные или печатные? — Электронные не любила, но они берут удобством. Лучше, конечно воспринимаю печатные. Печатные буквы, запах, шелестящая бумага — это отдельная стадия удовольствия. Само качество книги тоже большую роль играет, можно получать удовольствие просто от того, что ты её перелистываешь. Даже тексты, которые приходится читать с экрана, при распечатывании воспринимаются гораздо легче. — Как складываются отношения к поэзии? — Не люблю, люблю только прозу. Помню в универе дали задание составить какое-то четверостишие, я тогда измучилась, просидела всю ночь. Но так ничего путного и не выдавила из себя. не лежит душа у меня к поэзии. — Согласны ли с тем, что современная молодёжь стала значительно меньше читать? — Кстати, нет. Может в моём кругу общения просто нет ребят, которые не читают. С ними всегда можно обсудить – что в последний раз читал или смотрел. Они в красках поделятся впечатлениями, порекомендуют. Наверное, многое зависит именно от окружения. — Что дала вам литература в профессиональном развитии? — Я работаю в музее, то есть в сфере культуры, поэтому всё, что пытаемся донести до посетителя проще всего сделать в виде каких-то общедоступных образов. Эти образы мы берём из таких источников, как классическая литература. База одна и на её основе мы уже можем говорить о каких-то общих вещах и явлениях, поэтому в профессиональном плане литература, конечно, помогает. — Какую книгу вы не посоветовали бы прочесть? — Даже не знаю, «По ком звонит колокол» когда читала – сильно плакала, ребёнку такое читать точно не посоветую. До 10 лет однозначно. И хотя люблю путешествия, природу, закончила ист-гео-фак – до сих пор не понимаю «Фрегат Паллада» Гончарова, причём все говорят, что это лучшее его произведение. Столько раз бралась, но закрываю и откладываю. Не идет. — Есть какая-то своя «метода» чтения? — Взахлёб читаю – начала книгу, она меня захватила, и я не могу остановиться. Прочитала – выдохнула – переварила – беру следующую. — Мы знаем, что вы являетесь автором книги «Атлас-определитель перьев птиц». Есть ли желание и амбиции написать еще и художественное произведение? — Письмо – не мой конёк. Наш атлас — научно-популярный, но там есть вводная глава. Я её очень долго писала-составляла. В ней мы объясняем – как собирается коллекция, как её обрабатывать и т.д. Понятно, что материал научный, но его нужно изложить в доступной форме, чтобы заинтересовать человека и там моих усилий приложено много, но на художественную литературу я точно не буду замахиваться. Может когда-нибудь и сяду за мемуары. А вообще я придерживаюсь мнения, что со словом нужно быть аккуратнее. ![]() |
|