Вслед за электротранспортом стоимость проезда повышают маршрутные такси, новый расчет готовится и по проезду на автобусах ПАТП-1. 12 марта директор Ульяновского территориального отраслевого союза работодателей «Транспортный альянс» Виктор Сидоренко отметил, что сейчас себестоимость проезда на маршрутках составляет 30 рублей и рост цен на 3 рубля покроет “первые затраты перевозчиков”. Мы решили детально рассмотреть вопрос изменения стоимости проезда на городском общественном транспорте и выяснить, из каких затрат складывается себестоимость в 30 рублей и какие строчки расходов покроют перевозчики новым тарифом.


По словам Сидоренко, расчетом и обоснованием тарифов занимаются Министерство цифровой экономики и конкуренции и профильное управление в городской администрации. Ведомства мониторят динамику роста цен на товары и услуги, входящих в группу затрат у перевозчиков.

“До недавнего времени, еще год назад, были вынуждены готовить расчеты и подавать их по утвержденной методике. К ней должны были быть приложены счета. накладные акты, подтверждающие затраты и т.д. Теперь в первый раз в общероссийской истории общественного транспорта нам дано право делать это самим. Федеральным законом № 220- ФЗ ст. 3 п. 10. сказано, что «регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов” устанавливаются перевозчиком. В ноябре прошлого года все коммерческие перевозчики, входящие в состав Транспортного альянса, получили от горадминистрации подтверждение права осуществлять регулярные перевозки по нерегулируемым маршрутам в виде карточек и свидетельств. Мы провели контрольный расчет затрат на наши услуги, сделали аудит тарифов в Торгово-промышленной палате”, – рассказывает Сидоренко.

Необходимость пересмотра тарифов назрела в начале 2019 года. В числе повлиявших на это факторов директор транспортного альянса назвал изменение федерального законодательства в части обязательного оснащения пассажирского транспорта тахографами, контрольно-кассовыми аппаратами, повышение МРОТ, рост НДС, инфляции, стоимости ГСМ, тарифов ЖКХ. Также с начала года перевозчиков лишили льготы по оплате соцналогов, налога на землю и налога имущество.

“С конца 2018 года минимальный размер оплаты труда поднимался 4 раза, поднимая нижний предел МРОТ, идет рост выплаты соцналогов и налога на доходы физических лиц. 2018 год был абсолютно беспрецедентным по росту цен на топливо: бензин подорожал на 10-12%, газомоторное топливо – до 30% ( на нем ездит около 80% автопарка), в совокупности рост стоимости ГСМ составил где-то 30%. Годовая инфляция была на уровне 4,2-4,3%. Это тоже способствовало потере покупательской способности рубля. В итоге решили, что на начало 2019 года тариф необходимо проиндексировать как минимум на 10%: если платили 20 рублей – теперь 22. Однако 2019 год встретил повышением НДС на 2 процента, ростом транспортных затрат – это толкнуло всю линейку потребительских товаров в России. Повышение было 3-5% по всем видам услуг, и мы это заметили. Кроме того правительство РФ приняло решение в два этапа поднять тарифы на ЖКХ: с начала года на 1,7%  и с 1  июля – на 2,8%. Это затраты, которые несут перевозчики по содержанию своих баз (медицинское обслуживание, механики, диспетчеры и т.д.). Также на начало года были внесены изменения в закон о лицензировании общественного пассажирского транспорта: с 1 июля должны устанавливаться тахографы. Совокупные затраты на их приобретение составляют 50-70 тысяч рублей: это сам аппарат, карточки водителя и сопровождение. Второй закон – с 1 июля оплата проезда должна осуществляться через контрольно-кассовый аппарат. Кассовые аппараты в сфере транспорта –  это не те, которые применяются в торговле. Мы были пионерами в инициировании обсуждения этого вопроса в России. На общероссийский портал выставили нашу аналитическую записку, волна обсуждений докатилась до уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Борисова Титова, недавно он написал письмо первому зампреду правительства РФ Антону Силуанову о том, что применение контрольно-кассовой техники в транспорте – мероприятие опасное: совокупные затраты на одну машину составляют около 150 тысяч рублей. Представьте, что у перевозчика 30 машин – где ему взять эти миллионы? Также Титов сказал, что применение техники при посадке пассажиров приведет к остановке этого транспорта – человек должен видеть, что деньги получены, пробиты и напечатан чек. Транзакции проходят небыстро. Сегодня пишем письма в адрес госсоветника РФ Мюра, Титова, нашим коллегам из общероссийских ассоциаций, главе города Панчину с объяснением сложности применения аппарата. И все это только прямые затраты”, – комментирует Виктор Сидоренко.

Как видим из таблицы и диаграммы ниже, себестоимость проезда складывается в основном из общепроизводственных расходов (37,6%), фонда оплаты труда (18,7%), отчислений на амортизацию подвижного состава (9,2%), затрат на топливо (6,9%) и запчасти (3,7%), единый соцналог (6,6%).

Контрольный расчет по одному из маршрутов (по данным на 1 января 2018 года)

 

Напомним, что ранее действующий тариф в 18 рублей днем и 22 рубля вечером оставался неизменным в течение трех лет и с целью компенсации потерь  был пересмотрен в начале 2018 года на 20 рублей – днем и 24 рубля вечером. Сравнительный анализ уровня цен на проезд в общественном транспорте в городах России показывает, что в Ульяновске один из самых низких тарифов. Для примера: Самара – 28 рублей, Тольятти – 30 рублей, Нижний Новгород – 28 рублей, Казань – 27 рублей; Пенза – 25 рублей; Челябинск – 25 рублей; Екатеринбург – 28 рублей. В тех регионах, где цены на проезд сопоставимы с нашими, производятся выплата из бюджета с целью удержания верхнего предела тарифа.

Так, в Казани при стоимости проезда в 27 рублей из бюджета выплачивается дотация в 18 рублей, утвержденная себестоимость перевозки пассажира в Казани составляет 45 рублей.

“Меня вчера спрашивали на конференции, почему повышается стоимость и при этом не обновляется подвижной состав. В пример привели Казань –  по федеральной программе там обновили все автобусы, сделали их красными, разными по вместимости. Там в течение трех лет через “АК Барс банк” провели программу обновления подвижного состава, понизили процент по лизингу и обновили все. Они ушли от нерегулируемых тарифов – с перевозчиками заключаются контракты, и кассовая выручка для них большой роли не играет. В этом году в Казани установили тариф в 27 рублей, при этом дотация составляет 18 рублей. Финансовый коридор для принятия своих решений – 45 рублей. Ульяновск работает на 20 рублях, и мы все время удивляемся, почему не обновлен транспорт. Перевозчики за 3 рубля хотя бы компенсируют первые затраты”, – отметил директор Ульяновского территориального отраслевого союза работодателей «Транспортный альянс»