В мае 1898 года в Симбирске состоялся 1-ый киносеанс. Источники, единодушно называя дату 12 мая, не уточняют, к какому летоисчислению она относится. Если по старому стилю, что кажется более вероятным, то памятный день приходится на 24 мая. Событие носило эпизодический характер. Заезжий гастролер-киномеханик Никольский несколько дней «крутил» короткие ленты в здании городского театра Д.С.Булычевой. Реклама гласила: «Большой сеанс знаменитого аппарата живой фотографии синематографа братьев Люмьер. Полнейшая иллюзия! Громадный репертуар картин! Сеанс будет состоять из трех отделений (60 картин)». Демонстрировавшиеся короткометражки братьев Люмьер «Прибытие поезда…», «Выход рабочих с фабрики…», «Политый поливальщик» и другие длились по 1-2 минуты. В последующие годы подобные показы в Симбирске устраивались неоднократно. Весной 1905 г. приехал театр Махотина, разместивший свой балаган на людном месте, около Ярмарочной площади. В газете публиковалось объявление: «На Конной площади ежедневно даются дневные и вечерние представления синематографа Люмьера. …Последние новости из русско-японской войны и другие картины разного репертуара… Цены местам 10-50 к., вечер 20 к.-1,5 р.». В 1908 г. огромной популярностью пользовался прибывший из Н.Новгорода «Плавучий театр «Наяда». Киносеансы в сочетании с волжскими видами и предлагавшимся угощением привлекали широкую публику. С ростом популярности нового искусства возникла потребность в специальных помещениях.
Первым электротеатром стал «Патэ», работавший в 1907-1923 гг. Он разместился на 2-м этаже бывшего доходного дома И.И.Сусоколова на углу Б.Саратовской и В.Чебоксарской улиц (Гончарова, 28). Название кинотеатр получил в честь всемирно известной кинематографической фирмы «Патэ». Экраном служила выбеленная стена; до постройки городской электростанции использовалась собственная динамо-машина. После 22.00 демонстрировались картины «парижского жанра», в антрактах играло механическое пианино.
24 августа 1908 г. на 2-м этаже доходного дома Карташевых / Зеленковых (Гончарова, 17) открылся «Модерн». На фасаде была изображена эмблема кинотеатра – летучая мышь. Здесь устраивались, в числе прочих, и детские сеансы. В 1911 г. театр стал называться «Идеал», а с декабря 1912-го – «Зеркало жизни» – художественный электротеатр миниатюр». В начале 1910 г. открывается кинотеатр «Аполло» в фойе городского театра, а на 1-м этаже Троицкой гостиницы работал общедоступный «Калейдоскоп». Кинотеатр «Экспресс» разместился на Дворцовой улице, в 2-х домах, принадлежавших А.А.Крупенникову. В 1908 г. здания были соединены вставкой с балконом-эркером, оборудован главный зал, дополнительные входы для публики. 1-ый сеанс состоялся 28 марта 1911 г. В 1936 г. «Экспресс» был переименован в кинотеатр «Пионер», существовавший до начала 1990-х.
В 1912 г. на средства купца Н.С.Зеленкова по проекту Ф.О.Ливчака построено здание кинотеатра «Ампир». Первые сеансы в лучшем кинотеатре Симбирска даны в январе 1913 г., а здание стало украшением города. Восстановленный в 1927 г. после пожара, он получил название «Художественный». В мае 1933 г. в нем прошел 1-ый в Ульяновске показ звукового кино – фильм «Встречный». Деньги на новую аппаратуру тогда собирали все предприятия города.
Имелись и другие площадки. С 1913 г. работал научно-образовательный кинозал естественно-исторического музея в Беляевском переулке (улица Матросова). Перед демонстрацией немых фильмов из разных областей знаний с кратким объяснением выступал лектор, иногда показывали животных из зоопарка музея. Во Владимирском саду фильмы шли в летнем кинотеатре «Гигант Электро-Американ».
В 1914 году в Симбирске было 6 кинотеатров. Сеансы длились 1,5-2 часа, сначала хроника и видовые ленты, потом 2-3 игровых фильма по 15-30 мин. В годы 1-ой мировой войны популярностью пользовалась хроника военных действий: «Под русскими знаменами», «Штурм и взятие Эрзерума». Немые фильмы сопровождались игрой пианиста, перед сеансами выступал оркестр. До 1908 г. все художественные фильмы были иностранного производства, потом появились и отечественные. К 1918 г. в России было снято около 2-х тысяч игровых фильмов. Значительную часть составляли ленты т.н. «легкого жанра». Как писал А.С.Сытин, «наибольшей популярностью у мещан и крестьян-торговцев пользовались фильмы, названия которых говорят сами за себя: «Сонька – Золотая ручка», «Аромат греха», «Иго любви» и им подобные». Но широко экранизировалась и классика: Пушкин, Лермонтов, Островский, Толстой, Гончаров. Шедеврами киностудии А.А.Ханжонкова стали «Отец Сергий», «Ревизор», «Анна Каренина»… Первым отечественным игровым фильмом считается «Стенька Разин» («Понизовая вольница») Александра Дранкова (по другим данным режиссером был В.Ромашков, а Дранков выступил продюсером). Экранизация песни «Из-за острова на стрежень», в основе слов которой лежит стихотворение Д.Н.Садовникова, уроженца Симбирска, впервые была показана в Петербурге 15 октября 1908 г. В роли Разина снялся петербургский актер Е.Петров-Краевский. В Симбирске фильм часто демонстрировался в кинотеатре «Ампир», лента много лет не сходила с экрана.
«Пройдитесь вечером по улицам столицы, больших губернских городов, уездных городишек, больших сел и посадов, и везде на улицах с одиноко мерцающими керосиновыми фонарями вы встретите одно и то же: вход, освещенный фонариками и у входа толпу ждущих очереди – кинематограф» (А.Серафимович, 1912 г.). Посещение киносеансов стало неотъемлемой частью светской жизни; кинотеатры были местом встреч, общения, демонстрации нарядов. «…Картины удается посмотреть далеко не всем благодаря модным дамским шляпам, которые иногда доходят до аршина (70 см) в диаметре. Публика, сидящая сзади, кроме этих шляп ничего не видит, хотя платит деньги за то, чтобы видеть картины, а не шляпы…». В 1913 г. в Симбирске было продано около 300 тыс. билетов на киносеансы при численности населения 45 тыс. человек.
Симбирск – Ульяновск не раз становился площадкой для съемки художественных и документальных фильмов. В 1912 г. в Симбирск приехала киногруппа под руководством известного режиссера, сценариста, художника Чеслава Сабинского для съемок фильма «Гроза» по драме Островского. Натурные съемки проводились на Венце – на фоне Волги. Роль Катерины исполнила прославленная Вера Пашенная (фильм считается утраченным). А в 1929 г. в Ульяновске снимались эпизоды еще одной «Грозы» – полнометражного художественного звукового фильма режиссера Владимира Петрова. Картина вышла на экраны в 1934 г. и была удостоена приза 2-го Венецианского кинофестиваля. Выходец из Симбирска актер и режиссер Петр Чердынин (о нем далее) снял фильм «Обрыв» по роману Гончарова. Видимо, о нем писала газета «Раннее утро» от 7 июля 1913 г.: «Одна из кинематографических фирм изготовила ленту, иллюстрирующую роман И.А.Гончарова «Обрыв». Сцены для романа были исполнены артистами Императорского Александринского театра, самые же снимки производились в Симбирске и в тех окрестностях этого города, где происходило самое действие романа». В советское время на территории края снимали фильмы режиссеры Л.Кулешов, М.Донской, Э.Рязанов, В.Меньшов, С.Говорухин.
Симбирский – Ульяновский край связан с именами многих деятелей кинематографа: актеров, режиссеров, сценаристов. Среди них Петр Иванович Чердынин (настоящая фамилия Красавцев). Начинал он как актер Симбирского театра, семья Красавцевых жила на Московской улице (Ленина, 27). В 1906 г. становится ведущим режиссером московской кинофабрики А.А.Ханжонкова, снял около 150 игровых фильмов. Среди них первые экранизации «Обрыва» Гончарова и «Мертвых душ» Гоголя. Уроженец Симбирска композитор А.В.Варламов – автор музыки ко многим художественным и мультипликационным фильмам: «Степан Разин», «Доктор Айболит», «Квартет», «Шайбу! Шайбу!» и другим. Сын литератора Скитальца (С.Г.Петрова) Евгений Степанович Петров, в юные годы живший в Симбирске, – режиссер фильмов «Тревога», «Лебединая песня» и др., ряда документальных фильмов, в годы Великой Отечественной руководил фронтовыми съемками. Среди известных имен – режиссер М.М.Степанов, актеры С.Е.Гославская, К.А.Зубов, Г.А.Стриженов, Р.В.Маркова, сценарист М.Н.Смирнова, художник кино П.Л.Бейтнер.
В годы войны в Ульяновск, среди других предприятий и учреждений, был эвакуирован Институт автоматики и телемеханики, возглавляемый профессором Александром Федоровичем Шориным – автором ряда изобретений, создателем советского звукового кино. Шорин скончался в Ульяновске 21 октября 1941 г., здесь состоялись его торжественные похороны.
Но вернемся собственно к симбирскому – ульяновскому кинематографу. После 1917 г. кинотеатры были национализированы, а потом попросту закрыты – как наследие проклятого прошлого. Но после разъяснения Владимира Ильича, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино» и соответствующих директив Совнаркома, киносеансы возобновились. Став частью идеологического аппарата, кинопрокат не мог быть пущен на самотек. В 1921 г. образуется кинофотосекция при отделе народного образования, впоследствии Симбирский фото-киноподотдел губполитпросвета, а в 1922 г. Симбирская киносекция Самарского кинопроката. В условиях нехватки фильмов нового содержания репертуар был весьма разномастным. Наряду с советскими агитационными и художественными кинолентами широко шли дореволюционные и иностранные картины самого разного содержания. Эта пестрота еще более усугубилась в годы НЭПа. Из отчета ульяновского «Главлита», 1925 год (стилистика полностью сохранена): «Кинотеатры по городу в отчетном периоде функционируют два. Кино «Красная звезда» (прим.: во Дворце рабочей культуры, ныне филармония) демонстрирует на 90% историко-революционные и современные картины. Кино «Экспресс»… придерживается заграничных фильмов. В кино «Красная звезда» большей частью идут партийные, профессиональные и общественные организации; кино «Экспресс» контингент посещаемости имеет мещанский и торговый элемент» (ГАНИ УО).
Становилась на ноги отечественная киноиндустрия, развивалась и сеть кинопроката в Ульяновске. После пожара 1921 г. был восстановлен и в 1927-м открыт «Художественный», бывший «Ампир». В 1936 г. заработал детский кинотеатр «Пионер». С образованием в 1943 г. Ульяновской области появилась собственная контора Главкинопроката. Открывались небольшие новые кинотеатры и клубы: «Родина», «Аврора», «Экран», «Планета», «Октябрь» и др. Событием 1964 года стало открытие двухзального широкоэкранного кинотеатра «Рассвет» – для того времени вершины технического и архитектурного совершенства. Потом были «Свияга», «Современник». Наряду с большими кинотеатрами работали и совсем маленькие общедоступные залы в клубах предприятий и организаций, например, спиртзавода, ШВЛП. И все это было востребовано: залы не пустовали, а за билетами на премьерные показы выстраивались длинные очереди. Так что 12 мая 1898 года в Симбирске было положено начало долгой и большой киноистории города. Нет задачи описывать и анализировать здесь крах кинопроката в годы перестройки со всеми сопутствующими потерями и его сегодняшнее состояние. Это уже другая история.
Использованы материалы статей: С.Петров: «Кинематографическое краеведение» (ulrgo.ru) , «Первые шаги кинематографа» («Мономах» 2008-3), «Две «Грозы» на Венце» («Мономах» 2016-2); Т.Громова «Великий немой в Симбирске» («Деловое обозрение» 2008-5); О.Розов «Кино от Люмьера до «Люмьера» («Мономах» 2010-3); Н.Зубкова «Симбирский кинематограф» («Мономах» 2016-2).
Доходный дом с художественным театром «Модерн» (ул.Гончарова, 17). Начало 20 века.
Е.Н.Родин. «Кинотеатр «Ампир». Картина в фойе кинотеатра «Художественный».
Афиши фильмов: 1) «Стенька Разин», А.Дранков, 1908 г. (журнал «Мономах» 2008-3); 2) «Волга-Волга» из газеты «Ульяновская правда», май 1946 г. (gani73.ru).
Афиша ульяновского «Кино-Экспресс» 1926 года. Из книги «Культура Симбирского – Ульяновского края» (сборник документов и материалов), Ульяновск, ГАУО, 2014.
Кинотеатр «Пионер», бывший «Экспресс»: 1) Открытое письмо артели «Бытовик», Ульяновск, 1958 год; 2) 1981 год, источник: vk.com/id187926648.
Кинотеатр «Художественный», бывший «Ампир»: 1) Из книги «Ульяновск – родина Ленина. Памятные места» (П.С.Бейсов, М.Х.Валкин, И.В.Гуськов и др.), Саратов, 1967 г., 2) Из фотоальбома «Ульяновск», Приволжское книжное изд-во, Саратов, 1990 г.
Кинотеатр «Родина». Источник: ok.ru/mariin.
Кинотеатр «Рассвет». Из фотоальбома «Ульяновск – родина Ленина», изд-во «Прогресс», 1973 г.
Кинотеатр “Рассвет”. Из книги «На родине Ильича», Вильнюс, «Vaga», 1967 г.
Кинотеатр «Свияга». Из книги А.И.Бросмана, Н.Н.Медведева «Ульяновск», Стройиздат, 1973 год.
.
Выставка “Монолог”. . Посвящена она будет правнуку И.Я. Яковлева Владимиру Всеволодовичу Павлову. Судьба была щедра, раздавая таланты наследникам великого педагога. Не обошла стороной она и Павлова – Владимир Всеволодович ведущий актер Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой, которому остаётся верен уже более 50 лет. Что же привело правнука великого педагога на подмостки Мельпомены? Что стало причиной отказа от карьеры историка искусств? Как складывается сейчас судьба актера, выбравшего амплуа характерного социального героя? Что привнес В.В. Павлов в свою жизнь из духовного наследия И.Я. Яковлева? Об этом и многом другом вы узнаете на выставке «Монолог», где будут представлены фотографии, не вошедшие в постоянную экспозицию музея, предоставленные фондами «Музея-заповедника Родина В.И. Ленина», а так же видеозаписи спектаклей и творческих вечеров с участием В.В. Павлова (Главная роль оперативного сотрудника в фильме “Контрабанда”). Фильм будет показан в ближайшее время по ОТР. Музей “Квартира И. Я. Яковлева”
.
.
Аноним
рассвет–развален при горячеве
пионер-не работает
свияга-развалена морозовым
аврора-не работает
родина-не работает
экран-развален морозовым
дк строитель–не работает
современник-развален шамановым
художественный-не работает
Аноним
ДК 1 мая что на Нижней тоже как кинотеатр давно умер
чего ныть
у нас же есть матрица ,синемапарк и художественный
нытику
Это не кинотеатры. Это комнаты с креслами
Интернет
Октябрь забыли на нариманова
п
в “октябре” татарский притон