Научить власть диалогу с людьми, выносить на обсуждение самые наболевшие вопросы – главная задача Общественной палаты Ульяновской области. О том, с какими проблемами работают общественники и как их решают, рассказал руководитель палаты Александр Чепухин.
– Александр Викторович, как идет реализация проекта «Что не так?», цель которого – выявить наиболее острые проблемы, волнующие жителей региона?
– Проект продолжается: мы собрали список проблемных вопросов в Чердаклинском, Старомайнском, Мелекесском районах. Организовали несколько выездов, встречались с жителями, сельскими старостами, которые подготовили списки предложений. Нашей задачей было сделать так, чтобы каждое из этих предложений попало в Гражданское послание. Так и произошло. Теперь следующий шаг – чтобы областное правительство отработало все собранные людьми вопросы, исходя из финансовой возможности.
– На что в основном жалуются люди? Какие проблемы просят решить?
– Есть много вопросов, которые решить в короткие сроки физически невозможно. Например, строительство дорог внутри сел, где их никогда вообще не было. Но если поставить задачу, реализовать ее можно. Например, есть варианты строительства дорог с твердым покрытием с использованием строительных отходов, асфальтовой крошки.
В Старой Майне очень остро стоит вопрос с качеством водоснабжения. Вместе с руководством администрации районы мы уже проработали несколько вариантов его решения. Теперь будем решать, какой вариант можно реализовать быстрее и что будет выгоднее, чтобы раз и навсегда решить проблему. К примеру, если ставить очистные сооружения, будут ежедневные затраты на химикаты, нужно будет обслуживать оборудование и так далее. Есть другой вариант – провести водопровод из скважины в селе Красная Река, расположенном в 12 километрах от Старой Майны. Там прекрасная вода, в которой нет железа, а это очень важно, ведь фильтры – удовольствие недешевое.
Схожая проблема с водоснабжением в Чердаклах. Но в этом райцентре уже нашли вариант: вероятнее всего, жителей подключат к Ульяновскводоканалу. Проект просчитан, он может быть реализован финансово в течение трех лет. Но здесь есть еще один наболевший вопрос – строительство спортивного комплекса. Прекрасные ФОКи построили в Новоспасском, Карсунском районах, а вот в Чердаклинском – нет. И все потому, что местные власти не смогли решить вопрос экспертизы проекта. Раз они сами сделать это по каким-то причинам не могут, придется помогать.
Также много вопросов к внешнему виду поселка. От одного вида чердаклинского универмага, расположенного в центре села, становится тоскливо – он похож на сарай. Но нам есть с кем работать, кого призвать к порядку.
Наконец, еще один вопрос, который меня очень задел – водоснабжение Белого Яра. Года три назад я, будучи председателем правительства Ульяновской области, проводил заседание КЧС. На нем мы в срочном порядке по запросу чердаклинцев выделили деньги на скважины в Белом Яре. Это была вынужденная мера: если бы пришлось организовывать торги, люди все лето сидели бы без воды. В итоге сделали скважину – работами занимался чиновник из администрации Чердаклинского района. Я получил 30 тысяч штрафа от ФАС за отсутствие торгов. Но самое главное, оказалось, что скважина была сделана неправильно, пробурена недобросовестно. Сейчас по этому факту возбуждено уголовное дело. Остался вопрос: почему мы принимаем на себя риски, выделяем бюджетные средства, а на местах даже на людской беде кто-то умудряется своровать?
– А что было в списках от сельских старост?
– Вопросов, которые они нам передали, много, и многие схожи. Это дороги, ремонт домов культуры. В селе Красная Река построили прекрасный Дом культуры, теперь многие другие села хотят, чтобы и у них появились такие объекты. Мы делаем акцент на том, что реально можно решить и что в свое время недорешали по непонятным причинам. К примеру, программа «Школьные окна». Нужно всего 7,5 миллиона рублей, чтобы в 5 селах Старомайнского района поменять окна. А это не только эстетический вид зданий, но и энергосбережение, тепло для школьников.
В Мелекесском районе несколько раз губернатор давал поручение поставить на несанкционированной свалке около Мулловки систему видеонаблюдения. Вроде бы ничего сложного – установить оборудование, которое поможет обнаружить тех, кто сваливает туда мусор. Но до сих пор вопрос висит в воздухе.
Таких проблем, решение которых требует не больших вложений, а организационных действий, внимания, много. Поэтому я считаю, что после таких выездов на места всегда есть польза. Власть активизируется. На аппаратных совещаниях у губернатора 80 процентов озвученных мною вопросов, которые люди присылают в Общественную палату, решаются сразу же.
Но, к сожалению, я вижу нехорошую тенденцию: власть никак не хочет контактировать с людьми. Даже включает защиту «шипы». Это выглядит странно. Люди, занимающие высокие должности в правительстве, должны быть суперпубличны. У них вся инфраструктура в руках, а они не могут с людьми пообщаться в соцсетях. Хотя это удобно и практично – половина обращений приходит оттуда.
– Какие вопросы рассматривала Общественная палата в последнее время?
– Мы делаем акцент на использовании бюджетных средств. Например, на днях из областного минздрава прислали ответ по снабжению больниц лекарствами. Это проблема многих районов – и Мелекесского, и Старомайнского, и Чердаклинского, и Майнского. Мы задали ведомству конкретный вопрос: зачем в больницы покупать препараты за 53 рубля, когда на сайте госзакупок цена – 23 рубля. Или платить 11 рублей вместо четырех? Неужели мы такие богатые? Пришел ответ на 7 листах: «Будем бороться, это было неправильно, будет правильно». А кто понесет ответственность за нерациональное расходование средств? Кто вернет деньги в бюджет?
Важно понять: денег в казне хватает, их просто нужно тратить разумно и эффективно. Сколько бы губернатор ни привел инвесторов, сколько бы они налогов ни заплатили, бюджета не хватит, если так безобразно, халатно (а возможно, и намеренно) отрасли будут относиться к исполнению своих бюджетов. По результатам ответа из минздрава мы будем готовить обращение в прокуратуру, чтобы они детально этот вопрос разобрали.
Важный момент: мы нашли возможность получить информацию о закупках лекарств. Но почему ни у кого не возникало желания все это проверить? У нас есть контрольный департамент, Счетная палата – масса органов, которые должны этим заниматься и где сотрудники за это получают деньги из бюджета. Но никто никаких выводов не сделал – этим занялись члены Общественной палаты. А ведь такие факты людей сильно раздражают, когда они вынуждены обращаться в районную больницу, а потом идти в аптеку, покупать нужные медикаменты.
– Вы будете делать акцент на контроле за расходованием бюджетных средств?
– Обязательно. Наполнение бюджета – прекрасно, но куда уходят деньги? Я могу привести показательный пример. На сельское хозяйство государство тратило в нашем регионе 1,5 миллиарда в год. Посмотрите, на чем сегодня работают крестьяне? Новейшая техника, GPS-навигация. Какая отдача с гектара сейчас. Она выросла в 3-4 раза.
А взять дорожников: на них тратят 7-8 миллиардов рублей в год. Но покажите мне хоть одно предприятие, которое похвастается передовой техникой, заезжающей на яму и выезжающей, когда уже все готово и заделано? Где техника, нормальный ремонт, качественные дороги? Я считаю, что это тоже вопрос, от которого Общественная палата не должна никогда уходить. Мы точно будем бить в эти болевые точки – дороги и медицину.
– С какими вопросами к вам чаще всего обращаются жители региона?
– Когда я пришел в Общественную палату, сразу же поставил задачу: ни одно обращение рядового гражданина не должно никуда пропасть. И тем более мы не должны отправлять в ответ на жалобы хоть один формальный ответ. Думаю, если бы так произошло, об этом давно сразу бы стало бы известно.
На что люди жалуются? Вопросы самые разные: просят сделать во дворе детскую площадку, установить пешеходный переход, помочь разобраться с вывозом мусора. Это текущие, но очень важные вопросы для жителей. Им все равно, где и какую площадь переименовали – их интересует, что происходит в их подъездах и дворах. И, что показательно, многие уже даже не обращаются к властям, так как знают, что не найдут понимания.
Это говорит о том, что у власти нет контакта с обществом. Когда чиновники научатся общаться с гражданами, мы будем не нужны. Общественная палата состоит из представителей общественных объединений – Ассоциации рестораторов, юристов, фермеров и так далее. А мы сидим и разбираем жалобы и предложения людей, которые должны работать напрямую с властью. Но если там нет контакта, все идет к нам. Если мы помогли двоим-троим, мы получаем еще 30-40 подобных обращений. Все уже знают, что из палаты отписок не будет – каждый вопрос будет на контроле.
– Как изменить эту ситуацию?
– Наша задача – научить власть разговаривать с людьми. Чиновники, в том числе высокие, должны быть в публичном пространстве. Сейчас диалог строится так: граждане – Общественная палата – власть. Но главная цель – чтобы власти научились разговаривать с людьми без нас. В любом случае, мы никогда не уйдем от проблемного поля, будем слушать каждого, кто к нам обратится, и помогать всеми силами и возможными средствами.
Владимир I
“Наша задача – научить власть разговаривать с людьми”. Интересная мысль. Не Общественная палата, а клуб логопедов. А руководитель – прямо садист какой-то: “Мы будем бить в болевые точки” Сказал бы еще, кого собирается бить? У нас одна болевая точка – СИМ.
Сколько же тут бредятины! Впечатление, что Чепухин никогда не читал ЗАКОН УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Об Общественной палате Ульяновской области»
Принятый Законодательным Собранием
Ульяновской области 21 декабря 2016 г.
Вместо этого трепа мог бы просто зачитать
Статья 2. Статус Общественной палаты
1. Общественная палата является независимым органом, обеспечивающим в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ульяновской области (далее – граждане), и некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты прав и законных интересов профессиональных и социальных групп, осуществляющих деятельность на территории Ульяновской области (далее – некоммерческитерриториальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления, находящимися на территории Ульяновской области (далее – органы местного самоуправления), в целях учёта потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия на территории Ульяновской области.