В конце минувшей недели запущен сайт, с помощью которого, как обещают разработчики, можно в режиме реального времени отслеживать движение общественного автотранспорта города. Медленно, но верно власти все-таки проталкивают реализацию своего же требования по установке на всех автобусах спутниковой системы ГЛОНАСС. Впрочем, как считают юристы и представители антимонопольной службы, внедряется она с явными нарушениями, причина которых – чья-то личная заинтересованность.

Как сообщил заместитель председателя городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Ульяновска Сергей Аникин, на сайте alpha.askcompany.com.

каждый пользователь интернета уже сейчас может отслеживать работу общественного автотранспорта в режиме реального времени.

Там же в режиме он-лайн можно увидеть обстановку на дорогах города. Правда, пока сервис функционирует в тестовом режиме: на экране можно увидеть лишь несколько десятков маршрутных такси (всего по городу их около 1800) двадцати (всего их 95) маршрутов: № 2, 12, 19, 28, 31, 34, 44, 47, 52, 65, 67, 68, 69, 71, 74, 75, 81, 85, 91, 96.

Система работает так. Терминал, который установлен на транспорте, с некоторой периодичностью (раз в 20-30 секунд) передает свои географические координаты на сервер через GPRS-канал. Через каждые 10-15 секунд на сервере происходит обработка полученных координат специальным программным обеспечением.

Система знает, где какой транспорт находится, по какому маршруту он сейчас следует, какие остановки он проехал и через сколько минут прибудет на другие остановки, знает о пробках и свободных участках на улицах города. После обработки вся эта информация отправляется на сайт.

Напомним, требования установки системы ГЛОНАСС на общественном транспорте введены Федеральным законом №22 от 14.02.2009 г. Согласно ему, с 1 января 2012 года весь коммерческий пассажирский транспорт должен быть оборудован навигационной системой ГЛОНАСС. Руководство Ульяновска временные рамки для перевозчиков сократило, обязав их подключить к системе все автобусы и микроавтобусы до 1 сентября этого года. По информации комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Ульяновска, на сегодня спутниковые передатчики установлены на 1350 автобусах, что составляет 75 процентов от общего числа. Очевидно, что за оставшиеся дни все перевозчики не успеют переоборудовать свои машины в соответствии с требованием закона. Между тем, согласно внесенным в КоАП РФ поправкам, с нового года им будет запрещен выезд на линию. В противном случае водителю грозит штраф в 2500 рублей, владельцу маршрута – в 30 тысяч рублей.

Требования чиновников вызвали недовольство частных перевозчиков (об этом «СК» писал в номере за 11 октября с.г.), так как для владельцев маршрутов оно стало дополнительной финансовой нагрузкой, которую, в свою очередь, они часто пытались переложить на собственников автобусов – возникали конфликты.

Большие финансовые средства, которые начинают крутиться в сфере ГЛОНАСС-мониторинга (стоимость установки системы на каждый автобус – 10-12 тысяч рублей, плюс ежемесячная плата от 500 рублей за «абонентское обслуживание»), вызывают нездоровый интерес как со стороны бизнесменов, так и у чиновников.

Примечательно, что единственным уполномоченным оператором администрации Ульяновска по ГЛОНАССмониторингу стала компания АСК без всякого конкурса. А на днях признаки нарушения антимонопольного законодательства были обнаружены и в действиях регионального министерства промышленности и транспорта, своеобразно проведшего конкурс на право выполнения услуг по контролю за движением пригородных и междугородных автобусов с использованием системы ГЛОНАСС.

Как рассказали в Ульяновском УФАС, на конкурс были поданы три заявки: от ООО «Автозапчасть Экспорт» (АЗЭ) из города Тольятти и двух ульяновских компаний – ООО «М2М телематика-Симбирск» и ООО «Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок» (ЦДС ПП). Иногороднюю фирму организаторы сразу же отмели, сославшись на отсутствие лицензии на телематические услуги связи. Однако, как позже разъяснил Роскомнадзор, ГЛОНАСС-мониторинг к телематическим услугам связи не относится, потому отказ был необоснованным. В то же время УФАС обнаружило, что другой участник конкурса – компания «М2М телематика-Симбирск» – подал заявку, не соответствующую требованиям, следовательно, к конкурсу был допущен необоснованно. Между тем «Коммерсант» со ссылкой на замгендиректора АЗЭ распространил информацию об аффилированности допущенных к торгам компаний. Согласно данным издания, замминистра Сергей Савельев до 7 октября 2010 года владел долей в 25 процентов компании «М2М телематика-Симбирск», а по данным ЕГРЮЛ на 28 сентября 2011 года – долей в 16,65 процента компании ЦДС ПП. Сам чиновник, подтвердив, что владел такими долями, правда, заявил «Коммерсанту», что в соответствии с законом о госслужбе он «уже вышел из всех компаний».

Вадим Пилюков