С 25 апреля во всех ульяновских маршрутках подорожал проезд – теперь правобережные и заволжские перевозчики берут с пассажиров плату в 16 рублей. Соответственно, вернулся и вечерний тариф – после 21.00 любая поездка обойдётся уже в 20 рублей. Насколько обоснованным считают это повышение сами ульяновцы, выясняли журналисты «МГ».
Сегодня по городу бегают 1724 маршрутных такси. За последние семь лет цена проезда в них поднималась уже дважды. Вначале вместо 10 стали брать И рублей, затем 13 – по городу и 16 – за проезд из центра в левобережье. В результате последнего повышения был отменён так называемый вечерний тариф, поднимавший цену после восьми вечера до 20 рублей. Это сразу ощутили те, кому доводилось по вечерам ездить из центра в Заволжье – после девяти вечера маршрутки почти не ходили. Ничего не поделаешь, таков закон рынка: не выгодно – не возим. Вот только куда смотрели власти, чьей задачей было контролировать пассажирские перевозки в городе? Очевидно, очередное повышение стоимости проезда, с точки зрения чиновников – единственный способ исправить ситуацию. Именно возврат вечернего тарифа стоял во главе угла во время обсуждения этой проблемы Городским комитетом по ценам и тарифам.
– За 20 рублей вечером уже ездили не один год, и всех это устраивало, – уверял глава объединения маршрутчиков «Наш город» Виктор Сидоренко. – Судите сами, пассажиропоток в этот период гораздо реже, чем в час пик, и водителю просто невыгодно ехать ради нескольких человек. Повышенная цена хоть немного компенсирует эти затраты, вдобавок это всё же намного дешевле, чем брать такси. Что же касается повышения стоимости до 16 рублей вне зависимости от направления поездки, то это продиктовано тем, что ежегодно цены на запасные части и ГСМ растут на 25-30%. Плюснам необходимо оборудовать машины системами спутникового наведения «Глонасс» и тахографами, позволяющими контролировать самочувствие водителя, для большей безопасности движения. Так что на сегодня 16 рублей – наиболее оптимальная цена.
Помнится, перед прошлым повышением цен на проезд в маршрутках нам тоже обещали большую их безопасность. Как получится в этот раз – покажет время. Пока же повышение цен на проезд в них изрядно перессорило пассажиров. Многие заволжцы, работающие в центре, уверены, что уравнивание цены на проезд через мост и по правому берегу справедливо. А вот среди жителей правобережья оказалось ой как много недовольных. Люди не понимают, за что с них вновь будут драть повышенную плату: за проезд в дышащих на ладан машинах, с частенько хамящими и нередко нарушающими правила дорожного движения водителями?..
– Мы, учащиеся педуниверситета, часто ездим на занятия в другие корпуса, они у нас раскиданы по всему городу, так что на проезд в день будет уходить до 80 рублей, а то и больше, – говорит студентка Любовь Казакова. – Конечно, это дорого. Будем с подругами чаще пешком ходить.
– Для пенсионеров такое повышение очень ощутимо, – посетовал житель Ленинского района Надир Салеев. – Поэтому лучше уж я куплю себе сезонный проездной на трамвай. Также не думаю, что по вечерам много ездить будут, так что такое повышение самим перевозчикам невыгодно.
Неоднозначную реакцию вызвало повышение цен и у самих водителей маршрутных такси.
– Такое ощущение, что нас пытаются выжить из этого бизнеса, – посетовал водитель маршрутного такси №78 Иван Туманов.
– Боюсь, что теперь по вечерам больше народа, особенно в Заволжье, будет пользоваться троллейбусами, на них-то цена не выросла. Мне и самому, если честно, выгоднее будет, поставив машину в гараж, добираться домой на троллейбусе, а если компанией – вызвать такси. А вечерний тариф нужно было вводить после восьми вечера, а после девяти уже поздно – почти никто не ездит. То, что мы, маршрутчики, гребём деньги лопатой – миф. Хорошо получают лишь хозяева, у которых по несколько машин на маршрутах. А у нас, рядовых водителей, зарплата, в среднем – 15 тысяч рублей в месяц.
Водитель заволжской маршрутки №15 Дамир Залетдинов также не рад росту тарифов.
– Если бы просто восстановили вечерний тариф после восьми, было бы однозначно лучше, – рассказал он. – Как раз в это время я вожу много рабочих с «Авиастара» и других предприятий, и выгода была бы более ощутима. А так – полдня катаюсь с полупустым салоном…
Нашлись, правда, и те, кто обеими руками поддерживает рост тарифов.
– Я сам водитель и считаю, что повышение абсолютно обоснованно, – объяснил начинающий музыкант Никита Романов. – В цену билета должна входить и амортизация машины, и стоимость бензина, и работа
водителя. Я каждый день езжу по делам из Нового города на Север, возвращаюсь поздно, и чем дольше и исправнее будут ходить маршрутки, тем лучше. А за хорошую работу им и 20 рублей отдать не жалко.
Да, за хорошую работу, наверное, денег не жалко. Если деньги эти есть. И если работа эта на самом деле хорошая. Страшно во всей этой ситуации другое. Очевидно, что повышение платы за проезд на 3 рубля
– лишь первая ласточка другого, более глобального роста цен, который искусственно сдерживали перед мартовскими выборами. Это рост цен на услуги ЖКХ и продукты питания. А там, видимо, суммы, на которые обеднеют наши карманы, будут измеряться не в рублях, а в сотнях и тысячах…
Даниил СТАРКОВ