Накануне очередного дня рождения Ленина я спросил учеников одной из средних школ в северной части Ульяновска: «Кто такой Ленин?». Спрашивал в основном учеников средних классов, но попадались и старшеклассники. Ответы на этот вопрос оказались неожиданными.
– Ленин – это великий вождь СССР. Может быть, даже пример для подражания.
– Он соединил города, чтобы они не враждовали.
– Первый президент. Совершил революцию во благо нашей страны.
– Патриот нашего города.
– Я забыла, кто это, но я помню, что он еще маленьким с семьей уехал в Казань, потом в Тольятти, потом еще куда-то.
– Он основал наш город.
– Он жил в Ульяновске… то есть в Симбирске, он организовал этот город.
– Это мудрый правитель, который построил город Ульяновск.
– Он знаменитость, и в честь него даже названа улица – улица Ленина.
– Из пистолета он там кого-то убил… или его убили?..
– По-моему, он был на войне с немцами.
– Мы учили недавно по историческому краеведению, но как-то из головы вылетело уже.
– Он основал СССР, республики там всякие объединил, в общем, это такой крутой дяденька.
– Просто вождь.
Когда юный респондент мне говорил о Ленине как объединителе городов, явно смешав его с кем-то из русских великих князей, я видел, как вытягивалось лицо учительницы, которая это слушала. «Да что же вы нас позорите?! – возопила она. – Разве мы с вами не говорили, кто такой Ленин?» Скорее всего, говорили, но «как-то из головы вылетело уже». И к этому факту можно относиться по-разному.
С одной стороны, несколько удивительно, что про историческую фигуру такого масштаба дети могут сказать – «забыл, кто это», тем более что имя этого человека отпечатано в названии города. Видимо, историческое краеведение у нас не на высоте, а ведь в истории края есть масса других интересных вещей, помимо истории семьи Ульяновых. С другой стороны, мой опрос сигнализирует о снижении градуса исторической идеологизации общества. Ленин больше не идол, не полубожество, как прежде, когда его имя дети знали (обязаны были знать!) чуть ли не с пеленок, а «крутой дяденька», то есть гораздо более человечный человек.
Значит ли это, что общество стало менее идеологичным? Да, хотя бы потому, что классовая идеология сменилась идеологией потребления, и людям оказывается важнее сравнить цены на смартфоны в «Техносиле» и «М-Видео», чем сравнивать фигуры Ленина и Троцкого. И вместе с тем – нет, потому что потребительство – тоже идеология, просто в ее фокусе не история, а прагматика.
Этот фокус смещен в современность, идеология не отменена, просто ее знамя теперь – не Ленин, а Света из Иванова со своим главным и единственным апрельским тезисом: «Мы стали более лучше жить». Одна идеология вытеснила другую.
Все по Марксу: сменился экономический фундамент – сменилась и надстройка.
То, что школьники мало знают о Ленине, о судьбоносном характере октябрьского переворота, можно воспринять как безыдейность. На самом деле это, возможно, есть смещенная во времени реакция нового поколения на идеологическую накачку прошлых десятилетий, своеобразное проветривание мозгов. Поколение словно берет паузу для осмысления новейшей истории. Преподаватели общественных дисциплин после перестройки пребывают в растерянности: какую историю, какое обществознание преподавать и как это делать. Сложно быть историком и обществоведом в эпоху перемен. Есть масса источников, повествующих о мерзостях сталинского режима и брежневского застоя, есть целые книги, доказывающие, что крах СССР – это в первую очередь крах экономической системы социализма вследствие ее неэффективности. Этим материалам сегодня противостоят призывы Путина гордиться отечественной историей, его же предложение создать «единый непротиворечивый курс» истории, который в силу своей «непротиворечивости» неизбежно будет отражением идеологии действующей власти, наподобие «Краткого курса ВКПб». Действительно, надо же как-то объяснить успехи в космосе и в науке. Но как будет этот единый учебник трактовать того же Ленина – как «просто вождя» или как «вообще крутого дяденьку»? Сдается, что период осмысления нашей недавней истории был недостаточно велик, чтобы написать «единый» учебник.
Если вы заметили, за последние два десятка лет отношение к фигуре Ильича меняется, становится более спокойным, «историчным», что ли.
Так что сказать сегодня, что Ленин воевал с немцами на войне и кого-то убил из пистолета (или его убили?) – это, конечно, ужасно смешно и наивно, но зато очень искренне, и в этом смысле даже лучше, чем бесконечно долбить, что он – «вождь мирового пролетариата» и «гений человечества», не вкладывая в эти слова ни капли жизни. А там, глядишь, и хороший учебник подоспеет, и умный учитель найдется.
Tru life
…
Да уж
Ошибочка в эпик фэйл: 8 классник напишет “здох”. Из этого тоже можно сделать далеко идущие выводы. Например, не только об “историчности персон” (йожик), но и о качестве сегодняшнего образования.
Слава ЕР!!!
А вот такоё дебильё и нужно ЕдРисне. Легче рулить.
Аноним
Где был бы сейчас Симбирск -не родись там Ульянов? Но вот то, что с ним и с его народом сделали сатанисты и до сих пор продолжают в виде зиккурата на красной площади об этом история почему то умалчивает…
Ванька Жуков
И это написал ЧЛЕН СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ России…Слабо, пошло…
Алкоголезависимый
Смешно, если бы не так страшно.
гость
Пи..ц товарищи… Печально жить рядом с новым поколением..
Князь
А ты ж это поколение воспитываешь. Так что нечего пинять, если рожа кривая……..
Да уж
На всякий случай: пЕнять… Увы, это поколение воспитывает уже не последнее – самое образованное советское – поколение, к сожалению, оно выходит на пенсию. Ответственность за современных ребят лежит, в основном, на более поздних поколениях.
гость
Послушайте УВАЖАЕМЫЙ!!! У кого рожа кривая и кто кого воспитывает не Вам мне говорить!!! Не зная человека тыкаете ему как малолетка…
Артём
“Накануне очередного дня рождения Ленина”. День рождение Ленина в сентябре или в октябре? Вы ни чего не попутали? Или это вне очередное день рождение, может нам что то не договаривают. Очередная бредовая статья, понятно что ни куда ни кто не ходил и ни у кого ни чего не спрашивал. Всё просто придуманно. Бред сивой кобылы.
макаренко
Артём – вы как раз пример того, о чём написал Сергей. НИЧЕГО, НИКУДА, НИКТО, ВНЕОЧЕРЕДНОЕ – слитно… День рождениЯ… ЧТО-ТО через дефис, придумаНо… ЖУТЬ, Артём! Образец безграмотности… типический представитель в типической ситуации…
макаренко
///и эти молодые безграмотные “перспективные” люди запрещают нам…))) критикуют и пытаются умничать! учиться, учиться и учиться!!! (В.И. Ленин) или “молчать и слушать” (“Собачье сердце”)
Наточка
Кстати, вдумчивые родители в наше время выбирают для своих детей учителей по принципу: не моложе 50 лет. Это гарантия того, что человек получил советское образование и имеет честь и совесть.
Увы, это не гарантия.
Посмотрите на депутата ЗСО от единоросов г-жу Жуковскую-Латышеву. Возраст далеко за 50, образование советское, а вот с остальным — нетути !
Тихон, дворник
Откуда ВДРУГ взялась и замельтешила в комментариях на Улпрессе эта двухсбруйная фамилия, без малейшего намека на благожелательность?
Аноним
Очень актуально! Растёт поколение потребителей.
Фёдор
А если было опросить сотню человек? Тогда прочитав все высказывания смеяться или плакать -это уже на выбор…Ленин кого- то застрелил из пистолета. Мда…Когда то проводили опрос на Венце прохожих. Тогда правильно ответили лишь пенсионеры.
Аноним
Типичная ситуация для России. Все такие умные сидя у себя дома ругают жизнь, молодёжь. А как то постараться что-то изменить в этой жизни к лучшему никто не осмелиться или не полениться…Жизнь такая какой мы позволяем ей быть.
С молодым поколением целенаправленно работают, что бы у России не было будущего.