Часть 1.
Окончание.
Первой творческой командировкой Леонида Лазарева в качестве фотокорреспондента журнала «Советская женщина» стала поездка в Ульяновск в 1958 году. Впрочем, не совсем так. Перед тем, как начать жизнь профессионального фотографа, он попросил у главного художника журнала, К.В.Орлова, краткосрочный отпуск. Родители фотографа – цирковые артисты Николай Мунгер, Надежда Лазарева и брат Роман выступали с номером «Мотогонки по вертикальной стене». Как раз в это время у них были гастроли в Ульяновске. Для встречи с родителями Леонид и затеял эту поездку. Орлов отпустил, но поставил условие: подготовить фотоматериалы с родины Ленина для специального выпуска журнала к всемирной выставке EXPO-1958 в Брюсселе. Было выдано официальное предписание, очень пригодившееся, когда в Ульяновске фотографа задержали как «шпиона» за съемку Волжского моста («Мост на ту сторону»).
Леонид Николаевич Лазарев рассказывал в интервью газете «АиФ в Ульяновске»:
«Приехал я в Ульяновск в мае, и провёл здесь три месяца. И это было то время – что называется, на взлёте. Чувство, что я снимаю не только для себя, что многое из того, что я сделаю, будет опубликовано, толкало на поиски. Это было золотое время находок, самоутверждения. И тогда мне не раз удавалось найти очень удачные ситуации для съёмки…
Я впервые оказался в городе на Волге, и тот простор, который я здесь увидел, который прочувствовал, сам по себе оказал серьёзное влияние на мой настрой. Даже надеялся встретить бурлаков на Волге, но почему-то не встретил…
Меня поразила река, мост через неё, памятник Ленину. Я даже попытался средствами фотографии подчеркнуть его монументальность. Это было время, когда менялись сами представления о фотографии и особенно – о фотожурналистике. Если раньше приветствовалась постановочная съёмка, где должна быть выверена каждая поза, выражение лиц, то во второй половине 50-х годов начала развиваться по настоящему репортажная фотография, требующая умения видеть момент, быстроты реакции, проникновения в реальность. Мы уже не были задавлены обстоятельствами, требованиями и страхами. Мы уже умели рисковать. В Ульяновске я просто ходил по городу в поисках интересных сюжетов…».
Когда видишь фотографии Л.Лазарева, сохранившие образы людей: на улицах города, в музее, у памятников – понимаешь, что ни о какой постановке тут и речи быть не может. Удивительно, как фотограф смог поймать такие сокровенные моменты, не спугнув их, оставшись незамеченным. Леонид Лазарев: «Я снимаю людей. Когда снимаешь человека, его надо разложить на части и снова собрать. Он должен начать меня уважать. Он должен быть самим собой. Я должен вытянуть из него лучшее, что в нем есть, а не фиксировать, какой он». А вот слова заслуженного деятеля искусств, кинооператора С.Е.Медынского: «Чтобы мертвый бездушный механизм стал подлинной машиной времени, ему нужно оказаться в руках такого человека, как Леонид Николаевич Лазарев. Фотокамера стала продолжением его души и может реагировать на возникшую ситуацию, оценить значение детали, вдумчиво вглядеться в сущность человеческого характера. … Его камера никогда не работает на всякий случай, не отдавая себе отчета в том, что она видит. Лазарев умеет нажать кнопку фотоаппарата в тот момент, когда он проник в сущность снимаемого объекта. Именно поэтому ему удаются и событийный репортаж, и показ предметного мира, и отражение душевного состояния своих современников».
Л.Н.Лазарев приезжал в Ульяновск, снимал его и позже: в 1960-х, 1970-х… В 2015 г. он возглавил экспедицию НИИ истории и культуры имени Н.М.Карамзина (Ульяновск) «По следам Вильяма Каррика», повторившую маршрут знаменитого шотландского фотографа, посетившего Симбирскую губернию в 1871 и 1875 годах. В 2016 г. прошел второй этап экспедиции. Фотографии Лазарева, запечатлевшие представителей разных народов Поволжья, отражают дух и уклад современности, и одновременно – удивительным образом перекликаются с легендарными фотографиями 19 века. Хотелось бы вернуться к этой теме, соединив в одной подборке снимки Вильяма Каррика и Леонида Лазарева. Конечно, подобные выставки и фотосюжеты уже были, но почему бы не попробовать еще раз. Как думаете?

Леонид Лазарев. «Погрузка» (речной порт). Ульяновск, 1958 г. Источник: ul.aif.ru.

Леонид Лазарев. «Впервые в музее». Ульяновск, 1958 г. Источник: ul.aif.ru.

Леонид Лазарев. «Богатство краеведческого музея». Ульяновск, 1958 г. Источник: photol.net.ru (сайт Л.Лазарева).

Леонид Лазарев. «Озарение». Ульяновск, 1958 г. Источник: ul.aif.ru.

Леонид Лазарев. В художественном музее. Ульяновск, 1958 г. Источник: ul.aif.ru.

Леонид Лазарев. «Будущие художники». Ульяновск, 1958 г. Источник: ul.aif.ru.

Леонид Лазарев. «Экскурсия на морозе». Ульяновск, 1958 г. Источник: ul.aif.ru.

Леонид Лазарев. «В.И.Ленин». Ульяновск, 1958 г. Источник: ul.aif.ru.

Леонид Лазарев. Ульяновск, 1958 г. Источник: ul.aif.ru.