Рост тарифов на услуги ЖКХ вызывает в последнее время недовольство не только в «низах» – всерьез об этой проблеме заговорили на государственном уровне, даже президент страны дал поручение разобраться в обоснованности тех или иных «расценок». Известный в Ульяновске специалист по «коммуналке», в прошлом председатель Ульяновского горисполкома Виктор Васильев, имеет свою точку зрения по этому вопросу, причем достаточно аргументированную. Тема обширная, и мы остановились лишь на так называемых «тринадцатых платежках».
– Виктор Исаевич, прежде всего, у горожан возникают законные вопросы по поводу выставления допсчетов за потребленные энергоресурсы в 2008 году. Насколько, на Ваш взгляд, это законно и на чем основаны эти доначисления?
Действительно, Письмо Минрегионразвития России от 28.05.2007г. разъясняет целесообразность и правомерность корректировки платы за коммунальные услуги. Но для потребителя важна ясность этой доплаты, во-первых, и должен быть составлен акт о дополнительно выполненной работе (услуге), подписанный потребителем, во-вторых. А сегодня расчет такого показателя, как размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, является непрозрачным, закрытым. Да, он определяется ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Но ждать от энергетиков прозрачности их расчетов можно долго, им как-то надо покрыть свои непроизводительные и нерациональные расходы, связанные с недогрузкой и простоем основного оборудования ТЭЦ, сверхнормативными тепловыми потерями и т.п.
– Ясно, что за энергетиками надо, как говорится, пересчитывать. Но для этого надо владеть необходимыми цифрами… …совершенно верно. Но все исходные условия параметры, нормативы известны, и здесь не надо быть семи пядей во лбу, чтобы посчитать.
Что и сделала группа наших специалистов, проведя самостоятельные, или параллельные, расчеты. Методики использовались в соответствии с постановлениями правительства России от 23 мая 2006 года №306 и 307.
Погрешность этих расчетов не превышает трех-пяти процентов.
– И что вскрылось?
А вот смотрите. При сложившейся климатической картине последних лет трудно выполнить точный расчет норматива потребления теплоэнергии на предстоящий сезон.
Поэтому корректировка неизбежна, как в части количества фактически потребленной энергии, так и размера платы за прошедший год. Баланс может быть как положительный, так и отрицательный. Например, на 2008 год был установлен норматив потребления тепловой энергии, равный 0,19 Гкал/кв.м/год. Этот норматив функционально зависит от следующих основных параметров: фактической среднемесячной температуры воздуха внутри помещений, наружного воздуха, сетевой воды в подающем трубопроводе и количества часов работы системы отопления в году. Так вот, в 2008 году эти параметры оказались ниже нормативных!
Отопительный период 2008 года был необычно теплым при средней температуре наружного воздуха минус 0,6 градуса. Тогда как нормативная равнялась минус 5,4 градуса. Длился сезон 190 суток.
В итоге фактически полученный объем составил меньшую величину и равняется 0, 128 Гкал/кв. м/год. Эта величина применима как для граждан, оплачивающих услугу за отопление посезонно, так и для тех, кто выбрал круглогодичный вариант.
– Виктор Исаевич, газета не научный журнал, здесь нет возможности опубликовать все представленные Вами расчеты. Да читатель может и запутаться. Скажите, на примере среднестатистической квартиры, сколько в итоге нам должны энергетики?
Мы посчитали за потребителя, который проживает, к примеру, в трехкомнатной квартире многоэтажного дома по улице Островского площадью 63,4 квадратных метра и имеет договорные отношения по обеспечению коммунальными услугами с исполнителем, в данном случае это ОАО -Домоуправляющая компания Ленинского района-. Как видно из представленных расчетов, общий фактический размер посезонной платы за отопление трехкомнатной квартиры за 190 дней составил 9266,89 рубля, круглогодичной платы за 12 месяцев 10240,37 рубля.
Надо еще уточнить, что расчеты исключали теплоэнергию, связанную с бесхозяйственностью и ненормативными потерями, которую, однако, энергетики готовы считать как реально полученную.
Итак, в первом случае (посезонном) размер дополнительной платы при корректировке составил минус 2352,48 рубля, во втором (круглогодичном) минус 3325,96 рубля.
Это те деньги, которые исполнитель обязан вернуть нашему условному потребителю из трехкомнатной квартиры. Конечно, надо понимать, что в каждом случае величина перерасчета будет разной, но факт налицо. То есть не мы им, а они нам должны при перерасчете. Эту нехитрую бухгалтерию я оставляю в редакции, чтобы желающие могли сделать свои подсчеты.
– Конечно, кто-то должен выступить арбитром в этом споре. Не бежать же каждому жителю в суд с иском к энергетикам… По логике, этим арбитром должна быть власть. Начиная с 2000 года я постоянно обращал внимание обеих сторон на ежегодное завышение тарифов, причем в довольно значительных объемах, примерно на 2530 процентов. Но энергетики всегда оказывались -правык сожалению, при поддержке власти. Министерство регионального развития Российской Федерации дает специальное разъяснение, какими законодательными актами необходимо руководствоваться при определении ресурсоснабжающей организацией размера платы за потребленную тепловую энергию в многоквартирном доме.
Так, в соответствии с пунктом один статьи 544 Гражданского кодекса, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета. А порядок расчета размера платы в данном случае должен быть согласован с исполнителем и указан в договоре, который заключила управляющая компания с поставщиком.
Единолично определять количество теплоэнергии, поданной потребителю, в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается!
– Виктор Исаевич, можно не сомневаться, сейчас энергетики прочтут это интервью и тоже с цифрами в руках докажут обратное… Да, они примут все меры, чтобы отстоять свое. Монополии, а к ним относится и энергетика, по самой своей природе тяготеют к экспансии. Нам, потребителям, когда-то надо начинать отстаивать свои права, остановить попытки энергоснабжающих организаций брать деньги -за воздух-. В настоящее времяу нас, потребителей, имеются в распоряжении постановления правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306 и 307, позволяющие требовать от исполнителей, теплоснабжающих организаций и регулирующих органов прозрачности основных затрат, которые определяют тарифы, а также контролировать отпуск количества тепловой энергии и теплоносителя, соблюдение нормативных параметров теплоносителя. Будем надеяться, власть встанет на сторону людей в выяснении причин поборов за неотпущенную тепловую энергию из-за несоблюдения нормативных режимов. По крайней мере, президент России уже потребовал разобраться в этом вопросе.
– Люди приходят в расчетные центры, и их ставят перед фактом: перерасчеты за 2008 год уже включены в счет. Что им делать в этом случае?
В любом случае, на мой взгляд, не нужно спешить оплачивать предъявляемые квитанции без предъявления отчета управления жилым домом и о выполнении договора за этот период без оформления исполнителем двустороннего акта на дополнительную, фактически полученную теплоэнергию (статья 162 Жилищного кодекса РФ). Во вторых, как потребители, горожане должны потребовать от исполнителей предоставления на согласование и оформление договоров на теплоснабжение своих квартир в многоквартирном доме в соответствии с Гражданским и Жилищным кодексами, отразив в них обязанности и ответственность последних. Что касается 2008 года, этот пример является типичным в отношениях, когда одна из сторон пытается извлечь максимум за счет другой стороны.
Беседовал Владимир ПИЛЬНЕВ
сталкер
Представить страшно какую сумму влепят в 13 плтежки за 2009 год. Зама-то вон какая была.
Долго еще по беспределу жить-то будем?
bbc
"В настоящее времяу нас, потребителей, имеются в распоряжении постановления правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306 и 307, позволяющие требовать от исполнителей, теплоснабжающих организаций и регулирующих органов прозрачности основных затрат, которые определяют тарифы, а также контролировать отпуск количества тепловой энергии и теплоносителя, соблюдение нормативных параметров теплоносителя".
В дополнении к этому есть новый документ:
"Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1140 г. Москва "Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии"
А вообще то говоря защитой граждан должна заниматься исполнительная и представительная власть, а не прогибаться под монополистами за откаты утверждённых властью сверхвысоких экономически необоснованных тарифов и нормативов.
сталкер
bbc – Вы о чем? Когда эти власти (исполнительная и представительная ) граждан-то защищали? Неужели и примеры такие имеются? Чет не уверена что любимые откатики променяет на борьбу за Маню Табуреткину какую-нить. Мань много – замучишься защищать, зато вот проконтролировать количество рублей отданых гражданкой в ЖКХ – это легко
buvalij
"При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии;"
Абсолютный домысел, ничего подобного ни Жилищный кодекс, ни ПП РФ №307, ни Гражданский кодекс не предусматривают.