На прошлой неделе состоялось заседание Коллегии Счетной палаты Ульяновской области, где были утверждены отчёты о результатах некоторых контрольных мероприятий, проведённых Счётной палатой Ульяновской области. О подробностях проведения этих проверок рассказал председатель Счетной палаты Ульяновской области Игорь Егоров. Заодно Игорь Игоревич ответил на вопросы, связанные с дальнейшей работой Счетной палаты.

– Результаты последних контрольных проверок касаются в основном культурной отрасли. Это как-то связано с уходом министра искусства и культурной политики региона Геннадия Журавлева?

– Нет, проверки были плановые. При этом контрольное мероприятие, предусматривающее проверку денег, направленных на проведение Международного конгресса, было включено в план работы Счетной палаты в соответствии с обращением депутатов Законодательного собрания.
Сразу скажу, что во время этого контрольного мероприятия проверяющие не обнаружили крупных нарушений. В целом, нарушений и недостатков было немало. В ближайшие дни информация о контрольном мероприятии будет размещена на сайте. Руководители министерства культуры высказали мнение, что замечания Счетной палаты обязательно будут учтены при подготовке следующих мероприятий, проводимых министерством.

– Вы смогли проверить, на что использовались все деньги?

-На проведение Конгресса было израсходовано 32 млн рублей бюджетных средств. Вся сумма тщательно проверялась.

– Я не понимаю, зачем Счетная палата так тщательно проверяла филармонию?

– Филармонии всегда и везде находятся в зоне особого внимания контрольных органов. Вспомните недавний фильм «Высоцкий». В фильме билеты были сожжены по акту, а по факту – нет. Дальше ими можно торговать. Деньги остаются у продавцов. Такая схема действовала в конце семидесятых. И такие схемы живы до сих пор. Там где есть билеты, там теоретически вполне могут появляться «черные», неучтенные деньги.

– Такие схемы есть и в наших культурных учреждениях?

– В филармонии один такой случай был обнаружен, правда, с очень малым количеством билетов. В филармонии при прошлом руководстве плохо велся бухучет. Достаточно сказать, что это единственное крупное областное государственное учреждение, где де-факто не использовалась компьютерная программа по ведению бухгалтерского учета. Всего этой проверкой целевого и эффективного использования средств областного бюджета, областного имущества, выделенных Областному государственному бюджетному учреждению культуры (ОГБУК) «Ульяновская областная филармония» за 2010 год и январь-сентябрь 2011 года, было выявлено нарушений на 3,1 млн. рублей.

– А по какому принципу проводятся плановые проверки Счетной палаты?

– Мы берем за правило, что не должно быть ни одной отрасли, которая была бы вне схемы контроля. Поэтому мы отслеживаем так, чтобы контроль был постоянно и везде. Возьмем, к примеру, здравоохранение. Да, у нас десятки больниц, абсолютно понятно, что не хватит сил проверить каждую больницу. Но мы ежегодно проверяем одну и каждый раз новую крупную клинику, и на ее примере разбираем для всех остальных, что и почему оказалось не так как должно быть. После наших проверок начинает работать медицинское оборудование, которое месяцами, а иногда и годами не использовалось, улучшается питание больных и так далее. А в психиатрической больнице им. Карамзина несколько лет назад было обнаружено, что десятки пациентов лежат на кроватях, принесенных из дома, хотя в государственном учреждении каждый пациент имеет право на койко-место.

– Какая по плану следующая проверка?

– У нас запланировано несколько важных контрольных мероприятий: например будем проверять, насколько эффективно использовались средства областного бюджета направленные на благоустройство Ульяновска.
Не менее важна проверка использования средств, выделенных Фондом содействия реформированию ЖКХ согласно Федеральному закону 185-ФЗ от 21.07.2007 года на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Если в прошлом году по этому вопросу проверяли только город Ульяновск, то в этом году – будем проверять муниципальные районы.
Сейчас ведется проверка ОГАУ «Электронный Ульяновск».
Будем проверять деньги, которые по областной программе «Развитие дошкольного образования».
Планируем провести контрольное мероприятие в МУЗ «Инзенская районная больница», и проконтролировать деньги, которые пошли в Цильнинском районе на ремонт районной больницы в прошлом году.
Использование средств областного бюджета и отдельных вопросов по исполнению местного бюджета Счетная палата проверит в ходе контрольных мероприятий в муниципальных образованиях: «г.Ульяновск», «Барышский район», «Новоспасский район», «Инзенский район», «Сенгилеевский район», «Мелекесский район» и «Новомалыклинский район».
Все проверки очень большие и достаточно сложные.

– Одна проверка сколько времени занимает?

– От 4 до 6 недель.

– А сколько вы за год проверяете бюджетных средств?

– Мы не можем проверить все бюджетные деньги, успеваем проревизировать около 8 миллиардов рублей – не более 20% от консолидированного бюджета области. И это даже с учетом того, что в этом году нам увеличили штатное расписание. Даже самые большие региональные палаты, где работает по 80-100 человек, они не могут проревизировать весь региональный бюджет.
Но дело в том, что Счетная палата области – не единственный контрольный орган. Есть Росфиннадзор, который проверяет федеральные деньги. Есть наши коллеги в муниципалитетах. Кроме этого, в каждом министерстве и есть свой внутренний контролер, в каждом районе – внутренний контролер.
Всего сейчас в области работает более 160 контролеров. Это большая сила. Главное, чтобы они работали скоординировано, чтобы не было двойных проверок одного и того же объекта, и не менее важно, чтобы они работали профессионально и остро.

– Недавно Вас выбрали руководителем научно-методического совета всероссийской Ассоциации контрольно-счетных органов. Я думаю, не случайно.

– В нашем регионе выстроена сегодня стройная система внешнего финансового контроля, которая интересна многим регионам. В Ульяновской области 100% поселений подписали соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля на уровень муниципальных районов. У нас во всех городах и муниципальных районах без исключения есть контрольно-счетный орган. Мы первыми в стране разработали и внедрили систему оценки эффективности их работы.
Сравним: в масштабах России только 50% – городов имеют КСО и менее 30% муниципальных районов. В прошлом году наши муниципальные контролеры выявили финансовых нарушений на общую сумму в 785 млн рублей. рублей.

– Наверно, и врагов Вы нажили немало?

– Количество недругов на такой работе обычно увеличивается. Издержки этой должности. Мягко говоря, не все частные компании рады возвращать деньги в бюджет, особенно если речь идет о миллионах.

– Когда речь заходит о Счетной палате, все говорят только о выявлении нарушений. Но, я думаю, Вы еще занимаетесь и предупреждением этих нарушений?

– Несомненно, Счетная палата на основе своих проверок готовит значительное количество предложений органам исполнительной власти направленных на недопущение впредь типовых финансовых нарушений. К примеру, в сельских поселениях области очень много проблем с корректным оформлением актов приема-сдачи работ при проведении строительных и ремонтных работ. Нередко при проверках встречаются и ошибки в сметах и «липовые» объемы.
В районах необходимо воссоздать отделы капитального строительства (ОКС), чтобы там были сметчики-профессионалы и инженеры, которые проверяли бы объем выполненных работ. Эти люди должны визировать акты и нести персональную ответственность за цифры. В целом ряде муниципальных районов ОКСы уже действуют. Счетная палата упорно настаивает, чтобы такие отделы работали во всех муниципальных районах.
Вторая рекомендация – ужесточение контроля за деятельностью акционерных обществ, контрольный пакет которых находится в областной собственности. Мы подготовили пакет рекомендаций предложения руководству правительства области, и они в значительной степени учтены. Сейчас изменен подход к формированию ревкомиссий, потому что ревизионная комиссия в тех обществах, где 100% акционерного капитала принадлежит государству, должны работать очень активно, то есть осуществлять контроль за наемными менеджерами.
Сегодня согласно федеральному законодательству руководитель госучреждения быть руководитель еще и в другой структуре, при условии, что он уведомил официально работодателя. По факту подобное совмещение часто вредит работе.
Все «коррупциогенные дырки», наверное, к сожалению никогда не закрыть, но минимизировать коррупционный риск – это общая задача и органов исполнительной власти, и депутатов и контролеров. При этом требуется тщательная проработка правовых вопросов. Мы над этим работаем вместе с коллегами из других надзорных и контрольных органов. Эта сторона нашей деятельности часто остается «за кадром» для широкой общественности, но она всегда была и остается важной для нас.

Ирина Антонова