Специалисты РИЦ провели анализ и выяснили, что коммунальными предприятиями Ульяновска практически не ведется работа с задолженностью. Кроме того, с неплатежами много путаницы. Так, например, оказалось, что по взносам за капремонт МКД долги владельцев специальных счетов на сумму 51,7 млн рублей находились в «общем котле».

Ситуацию рассмотрели на заседании Комитета по жилищной политике и коммунальному хозяйству Законодательного Собрания Ульяновской области. По словам председателя комитета, депутата Андрея СЕДОВА, у организаций в сфере ЖКХ не хватает компетенций для работы с задолженностью, так как это отдельный непрофильный вид деятельности. Их задача, в первую очередь, – предоставлять потребителям газ, свет, воду, а заниматься с теми, кто не платит, и разбираться с начислениями должны профессионалы. На коммунальных предприятиях просто нет таких специалистов. Их, конечно, можно нанять, увеличить штат, но надо понимать, что данные затраты затем лягут в тарифы ЖКХ.

СУДЫ И ПРИСТАВЫ – СЕБЕ ДОРОЖЕ?

Так или иначе многие коммунальные предприятия сегодня не только вынуждены отвлекаться от своей основной деятельности и тратить время, но и нанимать на работу армию юристов, чтобы заниматься исками. Практически у каждой УК есть собственный юрист, а то и целый юридический отдел. То есть даже дворника своего для уборки дворов может не быть, но юрист – непременно. Все это ложится на плечи добросовестных плательщиков, собственников МКД. Между тем работа с долгами стоит недешево, иногда выгоднее закрыть глаза на неплатежи, чем заниматься их взысканием.

4 млрд 777млн рублей задолжали за ЖКУ жители Ульяновской области в 2021 году

Обращение в суд при этом еще не гарантирует возврата долгов, но предприятию за это также приходится заплатить – государственную пошлину. С 2017 года процедура взыскания была упрощена. Раньше проводился полноценный судебный процесс, сейчас разрешено выносить решение в течение пяти дней сразу списком должников, причем без их участия. Однако пользу от данного нововведения, похоже, смогли получить лишь мошенники, которые под видом кредиторов просуживали таким образом ничего не подозревающих граждан за несуществующие долги. В остальных же случаях у получившего уведомление о вынесении судебного приказа есть 10 дней, чтобы его отменить, для чего достаточно просто заявить о своем несогласии.

На 300 млн рублей ежегодно увеличиваются долги жителей за ЖКУ

Но даже после того как суд все же состоялся, гарантии вернуть потраченные средства у коммунальщиков нет. В добровольном порядке исполнять такие судебные решения, как правило, никто не спешит. А эффективность судебных приставов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Опять же у ФССП, как у государственной структуры, есть приоритеты – алименты, то есть детские деньги. ЖКХ – в последнюю очередь. Процесс затягивается, а когда наконец исполнительные листы берутся в работу, возникает преграда. Войти в квартиру, если хозяин того не хочет, приставы не могут, а выломать дверь без соответствующего решения суда – не имеют права. Войдя же, зачастую исполнителям нечего из имущества описывать и арестовывать, кроме разбегающихся по углам крыс и тараканов.

ЕСЛИ ПО ЗАКОНУ, ТО ЧЕМ КОЛЛЕКТОРЫ ЛУЧШЕ?

Сумма возвращенных в ЖКХ средств через судебную систему буквально балансирует на грани окупаемости. Иногда предприятие тратит на работу с задолженностью больше, чем в итоге получает. Именно поэтому Минстрой России выступил с инициативой о передаче коммунальных долгов от ЖКХ – коллекторским агентствам. Соответствующий законопроект давно лежит в Госдуме РФ и постоянно дорабатывается. У депутатов есть масса возражений. Опыт взаимодействия с коллекторами практически всегда носит травматический характер, так как на должника оказывается давление моральное и психологическое. Это неприятно, конечно, но иногда только это и работает в отношении некоторых любителей красиво жить за чужой счет. Допустимы ли такие методы в сфере ЖКХ? Конечно, нет! Более того, в этом есть доля лукавства: какие законные методы работы с должниками могут предложить коллекторы, которые не могут осуществить судебные приставы?!

ДАВЛЕНИЕ НЕ РАБОТАЕТ, НУЖЕН ДИАЛОГ

В Ульяновске предложили свой мягкий вариант решения проблемы с задолженностью ЖКХ.


Максим ГЕЙКО продемонстрировал депутатам долговой документ, который рассылается ульяновцам: в нем расписана вся история платежей и неплатежей, а также имеются QR-коды, которые позволяют перейти на сайт РИЦ и оплатить задолженности онлайн. В условиях короновирусных ограничений это безопасно, да и (без всяких ограничений) просто удобно!

– Данной темой мы занимаемся более года. Изучаем современные тенденции, которые применяются в России для повышения собираемости платежей. Проанализировав данные, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным методом взыскания долгов является досудебное разбирательство. Оно также может быть разным, но мы считаем, что основная задача коммунального предприятия – постоянно, ежемесячно уведомлять клиента о том, что у него существует задолженность. Таким образом, мы пытаемся вывести должника на позитивный диалог, который позволит нам понять, в чем причина. Общаемся, для чего у нас есть свой кол-центр. Вникаем в ситуацию каждого человека и ищем варианты решения. Такой подход на практике показывает очень хорошие результаты, – рассказал председатель совета директоров ООО «РИЦ-Ульяновск» Максим ГЕЙКО.

По его словам, сейчас реализуется пилотный проект такого взаимодействия с Фондом модернизации ЖКК. После проверки выяснилось, что предыдущее руководство регоператора предоставило не всю информацию о МКД, перешедших на спецсчета. В результате все их долги были в «общем котле».

– На данный момент мы привели в соответствие базу данных фонда, выявили должников и направили 5100 долговых документов жителям Ульяновска. Уже получаем отклик, пошла волна обращений, которые мы анализируем. Наши консультанты рассказывают о рисках, связанных с неплатежами, о возможном судебном разбирательстве, которое жителям тоже не нужно. В целом реакция положительная, в основном люди понимают необходимость погашения долгов, обсуждаем с ними рассрочку погашения, – отметил Максим ГЕЙКО.

Долгами надо заниматься, так как если этого не делать, то они будут только увеличиваться. Между тем коммунальные предприятия не могут существовать только за счет добросовестных граждан, которые также, в свою очередь, не хотят покрывать из своего кармана запросы соседей.

– Все в ЖКХ сегодня хотят иметь дело только с плательщиками, так как это выгодно и приятно. Мало кто хочет заниматься должниками. Это сложная работа, которая требует особых навыков и затрат. Но этим надо заниматься, и то, что предлагается РИЦ, достойно рассмотрения и поддержки. Однако давайте дождемся результатов пилотного проекта, – подчеркнул депутат Вячеслав КОВЕЛЬ.

Парламентарии наметили вернуться к обсуждению темы долгов ЖКХ, так как они продолжают расти, но решений по их уменьшению пока не так много. Прибегать к услугам коллекторов никому не хочется, поэтому альтернативный вариант, который предложили в Ульяновске, может стать наиболее приемлемым и распространится не только на регион, но и за его пределами.

Фото автора