Областные власти предлагают наделить регионального уполномоченного по борьбе с коррупцией правом выносить предостережения сотрудникам органов власти за решения и действия, допускающие взяточничество и прочие коррупционные проявления. Но, согласно федеральному законодательству, предостережения будут лишь формальностью. Заставить их выполнять чиновников смогут только совесть и боязнь наказания со стороны губернатора.

На заседании регионального правительства на этой неделе был одобрен проект внесения изменений в областной Закон «О противодействии коррупции». Поправок в закон вносится несколько, но главные из них, рассказал директор правового департамента области Алексей Преображенский, касаются возможностей регионального уполномоченного по противодействию коррупции Александра Павлова.

В ближайшее время планируется расширить его полномочия. Так, уполномоченный должен будет выявлять в работе органов власти региона зоны коррупционного риска и контролировать действия чиновников, работающих в этих зонах.

Обнаруживая в органах исполнительной власти региона коррупционные действия или предпосылки для них, уполномоченный сможет выносить чиновникам предостережения с требованием прекратить такую подозрительную деятельность. Чиновники должны будут выполнить это требование или попытаться обжаловать его, сообщил Преображенский журналистам, представляя законопроект.

Однако, как выяснилось на самом заседании облправительства при обсуждении проекта, согласно федеральному законодательству обжаловать предостережение в суде будет невозможно, как и потребовать его выполнения. «Но это не рабочий механизм, мы же с вами понимаем. Суд предостережения не будет рассматривать. Чего он дает тогда?» – попытался понять вицеспикер Заксобрания области Александр Майер, присутствовавший на заседании.

«Все это будет рассматриваться, можно так сказать, в добровольном порядке. Через суд, конечно, нельзя будет требовать выполнения этих обязательств. Как мера профилактики, не более того, – попытался объяснить Преображенский. – Все это зависит от политической воли во многом. И если органы исполнительной власти не будут такие предостережения выполнять, будет соответствующая реакция со стороны губернатора. Я считаю, что это будет достаточно действенно для них».

Прописать в региональном законодательстве какое-то определенное наказание, кроме реакции со стороны губернатора, объяснил присутствовавший на заседании старший помощник прокурора Ульяновской области Эдуард Щербатов, также невозможно. И в целом, напомнил советник юстиции, федеральное законодательство не предусматривает не только такого механизма, как внесение антикоррупционного предостережения чиновникам, но и самой должности уполномоченного по противодействию коррупции. «Эта конструкция, по большому счету, носит декларативный характер», – отметил Щербатов.

Несмотря на высказанные соображения, предлагавшиеся поправки в региональный закон были одобрены. Очевидно, одобрят их и депутаты Заксобрания. Подействуют ли декларативные антикоррупционные предостережения на чиновников? Пока можно предсказать лишь, что бумаг в работе органов власти с принятием новых поправок только добавится.

Лидия Пехтерева