Масштабная федеральная программа по капитальному ремонту жилого фонда с участием государства подходит к концу. В 2013 году Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, благодаря которому регионы получали господдержку, завершает свою работу. Что ждёт нас дальше? Продлят ли работу Фонда, или же в следующем году будет поставлена окончательная точка в госфинансировании капитального ремонта? Ответов на эти вопросы ждут и власти регионов, и жители многоквартирных домов по всей России, но полной ясности пока нет. Тем не менее, федеральные проекты по решению проблемы капремонта уже готовятся и в ближайшей перспективе могут войти в нашу жизнь.
Вот что корреспондентам «Молодёжи» рассказал Вячеслав Алексейчик, депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, который недавно вернулся с парламентских слушаний Государственной Думы РФ, где обсуждались новые подходы к финансированию капитального ремонта.
– На федеральном уровне сегодня подготовлен проект изменений в Жилищный кодекс РФ. Разработчики закона считают, что сейчас собственники квартир не чувствуют себя ответственными за общее имущество дома. С помощью новых норм закона разработчики намерены напомнить об этом, в частности,-предлагается сделать плату за капитальный ремонт обязательной-для собственников помещений, – говорит депутат.
В случае, если законопроект будет принят, появление в квитанции за услуги ЖКХ новой обязательной к уплате строчки «за капитальный ремонт» неизбежно. Разработчики предлагают три варианта, как дальше распоряжаться собранными средствами.
Первый вариант предполагает, что все средства собственников, собранные за капитальный ремонт, передаются в управление региональному фонду. А тот уже распределяет деньги из «общей кассы» в соответствии с многолетними (на 10-15 лет) календарными планами ремонта домов. При этом оплаченные вами счета за капремонт ещё не означают, что ваш дом будет отремонтирован в ближайшем будущем.
Во втором варианте деньги, внесённые всеми собственниками многоквартирного дома, будут переданы в доверительное управление уполномоченной организации, но при этом останутся собственностью плательщиков. В этом случае они могут быть израсходованы только на ремонт именно этого конкретного и никакого другого дома. Сколько оплатили – на столько и отремонтировали.
Третий вариант также предусматривает, что распоряжаться собранными деньгами будут сами жители, но уже через фонд ремонта многоквартирного дома. Как потратить эти средства – владельцы квадратных метров будут решать на общем собрании собственников помещений.
Выбирать, каким вариантом пользоваться, разработчики закона предлагают региональным властям, а полномочия по установлению размера платы планируется возложить на муниципалитеты. При этом федеральный центр сложит с себя полномочия по финансированию капитального ремонта, оставив за собой только правовое и методическое регулирование.

Кто бросит спасательный круг?
Но можно ли будет решить проблему капитального ремонта только силами собственников жилья? Сомнительно. По крайней мере, власти Ульяновской области не намерены оставлять жителей многоквартирных домов один на один с текущими трубами и ветшающими стенами.
– Правительством области разработана и принята целевая программа по капитальному ремонту на период до 2020 года. Общая финансовая потребность для реализации программы составляет более 9-ти миллиардов рублей. Если за капремонт будут платить только собственники жилых помещений, то реализация программы растянется как минимум на 15 лет. Поэтому выход мы видим в том, чтобы собственники принимали решения о проведении капремонта и сборе средств на открытый специальный накопительный счёт. Эта работа в текущем году является одним из важнейших направлений для созданного регионального Фонда реформирования ЖКХ, – пояснил в своём выступлении перед областным парламентом губернатор Сергей Морозов.
Вячеслав Алексейчик, депутат Законодательного Собрания, считает, что государство также не должно самоустраняться от решения проблемы капитального ремонта.
– Действующие нормы Жилищного кодекса предусматривают, что дома могут быть переданы в управление собственников только в том случае, если они пригодны к эксплуатации и приведены предыдущим собственником (государством) в соответствие со всеми нормативными требованиями. На это обратила внимание Галина Хованская, председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Есть соответствующие решения и Верховного, и Конституционного судов. Поэтому сначала дома нужно капитально отремонтировать за счёт бюджетных средств и только потом взимать плату с жильцов, чтобы у них было время накопить необходимые средства до того момента, когда снова возникнет необходимость в капитальном ремонте, – говорит депутат.
Стоит сказать, что жилой фонд многоквартирных домов по Ульяновской области составляет около 14-ти миллионов квадратных метров. За период действия 185-ФЗ проведены выборочные ремонты домов общей площадью 4 миллиона квадратных метров, то есть менее одной трети. Нуждаются в капитальном ремонте ещё как минимум три с половиной тысячи домов.
– На слушаниях были озвучены итоги исполнения 185-го федерального закона. В целом только в трёх регионах удалось преломить тенденцию к увеличению износа жилого фонда – это Башкортостан, Татарстан и Тамбовская область. В этих регионах изначально пошли по пути, когда отдельно взятый дом доводится до нормативного состояния полностью, от подвала до потолка. Частичное выполнение ремонтных работ, которое проводилось в большинстве регионов, не привело к заметному результату, – сообщил Вячеслав Алексейчик.

Ремонт по правилам
Так или иначе, рассчитывать на то, что кто-то придёт и сделает всё за нас, скорее всего, больше не приходится.
– Ив этом есть рациональное зерно, – считает Борис Зотов, председатель Законодательного Собрания региона. – Каждый пользуется лифтом, инженерными сетями, лестничными клетками, кровлей. При этом жильцы нижних этажей почему-то часто считают, что, если крыша протекает – это исключительно забота их соседей сверху. И наоборот. Чем выше от подвала, тем меньше жильцов волнует, что там сырость из-за протекающих труб, как будто дом можно разложить на отдельные элементы. Если -мы хотим жить в чистой, благоустроенной квартире, мы делаем ремонт сами. А когда речь заходит о подъезде, ждём, что кто-то придёт и за нас всё сделает. Так до сих пор и было. В итоге люди не берегут то, что имеют: недобропорядочные граждане расписывают стены в подъездах, оплавляют кнопки лифтов… Разве это правильно? А вот к тому, за что заплатил деньги, отношение совсем другое…
Сколько же в итоге придётся платить? Вряд ли кто-то сейчас назовёт точные цифры, но, как пояснил Вячеслав Алексейчик, речь идёт о суммах от 3 до 10 рублей за квадратный метр общей площади. Если взять среднюю сумму – 5 рублей – и умножить её на общую площадь стандартной двухкомнатной квартиры 75-й серии – 54 м2- мы получим сумму в 270 рублей. С помощью простой серии умножений можно рассчитать, что за год жильцы пятиподъездного девятиэтажного дома, где на каждом этаже расположены по четыре квартиры, заплатят за капитальный ремонт больше полумиллиона рублей.
Однако как будут защищены средства жителей от инфляции и других финансовых потерь? Кто и как будет контролировать их использование управляющими компаниями? Этим аспектам в тексте законопроекта не уделено должного внимания. Между тем, именно закрытость коммунального бизнеса, отсутствие прозрачности и ясности в распределении платы, собранной с жильцов – главная причина недовольства людей.
– Людей раздражает низкое качество оказания жилищно-коммунальных услуг, несоблюдение правил содержания и ремонта жилья при росте тарифов, «непрозрачность» в формировании и расходовании коммунальных платежей. Более 3-х тысяч нарушений законодательства в сфере ЖКХ, зафиксированных контрольными и надзорными органами за год – это огромная цифра. Более того, по ряду управляющих компаний и ТСЖ хищения коммунальных платежей, как констатирует прокуратура, приняли форму организованной преступной деятельности, обернувшейся возбуждением уголовных дел, – констатирует Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области.
Не удивительно, что коммунальные проблемы и работа ЖКХ занимают третье место в проблемном поле жителей Ульяновска и Димитровграда, т.е. являются одной из главных проблем. При этом неготовность граждан-собственников жилья к осознанию, что именно от их активной гражданской позиции зависит контроль за выполнением управляющими компаниями своих обязательств – не меньшая проблема, чем злоупотребления управляющих компаний.
Чтобы переломить ситуацию, донести до каждого собственника его права и обязанности, в области был создан Совет собственников жилья, который должен взять на себя функции по широкому «просвещению» граждан в сфере ЖКХ и координации деятельности создаваемых в соответствии с законодательством Советов собственников жилья каждого многоквартирного дома.
Но все эти меры вряд ли можно будет воплотить в жизнь без чётких и понятных правил игры, установленных на уровне Российской Федерации. Для того чтобы они максимально соответствовали реалиям и отвечали интересам собственников жилья, участники парламентских слушаний выработали ряд рекомендаций к разработчикам законопроекта. Среди них – дальнейшее выделение средств федерального бюджета на финансирование региональных программ по капитальному ремонту через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства как минимум до 2015 года (при этом от выборочного ремонта нужно переходить к комплексному, охватывающему всё – от крыши до подвала). Рекомендовано также усилить государственный контроль за деятельностью предприятий в сфере ЖКХ со стороны государства, доработать правовые меры защиты средств, собранных с собственников жилья. В окончательной редакции закона все предложения и замечания должны быть учтены. Сколько времени займёт доработка законопроекта – пока не известно. Но готовиться играть по новым правилам нужно уже сейчас. И региональным властям, и управляющим компаниям, и, конечно же, всем нам – собственникам жилья.

Из отчёта министра энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области Александра Букина:
– В 2011 году на проведение капитального ремонта многоквартирных домов Ульяновской области по заявке было выделено чуть менее 100 млн рублей, однако из-за того, что на момент защиты заявки были выполнены не полностью программы капитального ремонта в 2009 и 2010 годах, Фонд содействия реформированию ЖКХ перечислил только 30% из этих средств (остальные будут перечислены после выполнения адресной программы). Итого с учётом долевого финансирования из областного и муниципальных бюджетов, а также средств собственника, объём финансирования программы составил 138 млн 720 тысяч рублей. На эти средства должны были быть отремонтированы 83 дома в 14-ти муниципальных образованиях (оснащение общедомовыми приборами учёта, ремонт инженерных систем, крыш, фасадов и подвальных помещений). На январь 2012 года работы были выполнены на 69% от запланированного объёма в 49-ти домах. В оставшихся зданиях работы были приостановлены до благоприятного температурного режима.