Фототур “Весна Евразии – Новый шелковый путь”. Дорога к возрождению контактов между народами
Багаутдинов Камиль
Достигнув по маршруту караванов от китайской границы «Иркештам» и фотосъемок пика Ленина в Сары-Моголе, я благополучно достиг «пиковой» точки машрута: сохранившегося с древних времен Караван-Сарая «Таш-Рабат» и «Китайских ворот» Торугарт, которые относятся к Ферганской ветке Великого Шёлкового Пути. Караванам предстоял трудный путь в Центральный Тянь-Шань к г. Атбаши. Отсюда одни двигались на юг в пределы Восточного Туркестана, а другие – на озеро Иссык-Куль к г. Барскоон.

В Узбекистане, Таджикистане и в Кыргызстане мне удалось охватить все три ветви движения Караванов: Памиро-Алтайский путь, Ферганский путь и Чуйский путь. С «Таш-Рабата» два пути, Ферганский и Чуйский, шли через Ат-Баши (Лошадиная голова) на озеро Иссык-Куль к г. Барсхан (Барскоон).

Cело Барскоон расположено на высоте 1720 м. над уровнем моря, рядом с автотрассой, по которой в древние времена проходила Южная ветка Великого Шелкового Пути во Внутренний и Центральный Тянь-Шань, в Китай. Барсхан (Барскоон) в прошлом было Центром Иссык-Куля, являлось ставкой хана «Барсов», который жил в замке. Рядом располагались города Великий и Нижний Барсханы. Предполагается, что здесь родина Махмуда Кашгари, великого ученого, автора книги «Карты Мира», трудов по истории, культуре и др. По ущелью-каньону Барсхан, с длиной 30 км, идет хорошая автодорога, которая через перевал высотой 3754 м уходит в Центральный и Внутренний Тянь-Шань. Серпантины горных дорог проходят рядом с лесом из ели паркового типа, видны многокаскадные водопады, ледники и горные вершины.
Шелковый путь шел либо по северному, либо по южному берегам Иссык-Куля.

Иссык-Куль — самое большое озеро в Киргизии, бессточное, входит в 25 крупнейших по площади озёр мира и на шестом месте в списке самых глубоких озёр. Расположено в северо-восточной части республики, между хребтами Северного Тянь-Шаня: Кюнгёй-Ала-Тоо и Терскей Ала-Тоо на высоте 1609 м над уровнем моря. Озеро бессточное, в него впадает до 80 сравнительно небольших притоков. Вода в озере солоноватая, зимой не замерзает.
Протяжённость береговой линии — 688 км, средняя глубина — 278 м, наибольшая же глубина почти в 2,5 раза больше и равняется 702 м. Протяжённость Иссык-Куля с запада на восток равна 182 км, а с юга на север — 58 км.

К сожалению сохранившихся объектов, относящихся к средневековым строениям и напоминающие пребывания здесь Караван-Сараев, я не нашел. Видимо прошедшее время, сели и горные потоки, стерли все наследие.

1. Весь маршрут, пройденный по следам караванов по Кыргызстану. Кордай – это уже пограничный, таможенный пункт пересечения госграницы Казахстана.

(Серия)
2. Дорога от «Китайских ворот» Торугарт на Ат-Баши, Нарын и Иссык-Кульский район – Балыкчи.

(Серия)
3. Выпавший за ночь снег засыпал все пастбища и горы.

(Серия)
4.
(Серия)
5. Даже яки возвращаются на свои стойбища.

(Серия)
6. Озеро Чатыр-Куль (Небесное озеро) располагается в Аксайской долине, близ китайской границы на высоте 3500 метров. Его глубина составляет 16,5 метров.
Озеро известно как место зимовки редких птиц, хотя в озере совершенно нет рыбы. Температура воды варьирует от 6°C до 16°C в период с июля по август, а зимой температура воздуха может опускаться до -54 градусов.
Земля, окружающая озеро, очень болотистая и подходов к воде нет. Для того, чтобы попасть сюда, нужно специальное разрешение пограничной службы и службы безопасности Кыргызстана.

(Серия)
7.
(Серия)
8. Государственная граница Кыргызстана с Китаем.
(Серия)
9. Снег идет не переставая, заметая все пути.
(Серия)
10. На низине уже появляется солнце.

(Серия)
11. Кочкорский район расположен в северо-восточной части Нарынской области. Граничит на севере с Чуйской, на востоке — с Иссык-Кульской областями Кыргызстана.
(Серия)
12. Названия улиц и даже целых деревень напоминают о том, что это “Шёлковый Путь”
(Серия)
13. Отсюда начинается Орто-Токойское водохранилище, расположенное в 2 километрах от поселка Орто-Токой Нарынской области Кыргызстана. Водохранилище было построено в 1960 году на реке Чу с целью мелиорации близлежайшей местности.
(В настоящее время ничего не поливается и не орошается)
1 (27).png
14.
(Серия)
15
7779.png
16. Начинается Ат Баши – (Голова лошади). Здесь очень развито коневодство. Встречаются табуны лошадей в частном владении до 500 голов, которые кочуют из низины, по мере высыхания растительности, в высокогорья.
(Серия)
17.
(Серия)
18.
(Серия)
19. Приятно был удивлен, увидев памятник:
(Серия)
20. Памятник кыргызской лошади установил в 2004 г. губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, посвятив его дружбе российского и кыргызского народов.
(Серия)
21. Дорога в Нарын. Город расположен в Нарынской котловине у подножья хребта Нарын-Тоо, на высоте 2000 м над уровнем моря, на берегу реки Нарын, на пересечении автомобильной трассы Бишкек — Торугарт. Расстояние до расположенного южнее Нарына пограничного пункта «Торугарт» на границе с Китаем — 186 км
(Серия)
22.
(Серия)
23.
(Серия)
24.
(Серия)
25.
(Серия)
26. Как и многие другие среднеазиатские города, Нарын возник как небольшое укрепление на торговых путях, которые вели из Восточного Туркестана (Кашгар) в Среднюю Азию. До середины XIX века как такового города в этой местности не было. C присоединением Средней Азии к Российской империи в 1868 году здесь был размещён русский гарнизон и с этого момента началось строительство города.

После Октябрьской революции 1917 года Нарын попал под контроль Красной армии, но в 1920 году здесь произошло столкновение между советскими войсками и белогвардейцами. После кровопролитных боёв город был отбит и здесь установилась советская власть. В 1927 году Нарын стал административным центром, созданной на тот момент Нарынской области.
Сегодня Нарын является культурно-административным центром Нарынской области и находится в свободной экономической зоне «Нарын». Именно здесь располагаются головные офисы государственных, частных и общественных организаций городского и областного подчинения, консульский отдел МИД Кыргызстана, управление таможни «Торугарт», выдавшие мне разрешение на въезд в приграничную с Китаем закрытую зону особого контроля.
(Серия)
27. Нарынские ворота – творение чудо-природы.
(Серия)
28. Проехав ворота попадаешь на мост через реку Нарын.
(Серия)
29. Дальше автобан через Балыкчи идет на Бишкек. На берегу озера Иссык-Куль также находится железнодорожная станция Балыкчи. Это небольшой город на северо-западном побережье Иссык-Куля, самые настоящие ворота Иссык-кульской долины. Город построен практически на самом берегу озера и первым встречает гостей, приезжающих сюда с запада. В хорошую погоду с пляжей Балыкчи прекрасно просматриваются оба могучих хребта, опоясывающих Иссык-кульскую долину – солнечный Кунгей, отделяющий Кыргызстан и Казахстан на севере долины, и тенистый Терскей на юге, защищающий Иссык-Куль от ледяного дыхания Тянь-Шанских ледников.
(Серия)
30.
(Серия)
31. Балыкчи и южный хребет Терскей.
(Серия)
32. Северное побережье Иссык-Куля.
(Серия)
33. Здесь занимаются земледелием. Надо отдать должное: используют и обрабатывают каждый клочок земли.
(Серия)
34.
(Серия)
35.
(Серия)
36.
(Серия)
37. Южный берег Иссык-Куля.
(Серия)
38.
(Серия)
39.
(Серия)
40.
(Серия)
41.
(Серия)
42.
(Серия)
43.
(Серия)
44.
(Серия)
45. Поля здесь орошаются. Пашут, сеют и сажают все, кто хочет работать и быть ближе к земле.
(Серия)
46.
(Серия)
47. Соленое озеро на Иссык-Куле (Тузкёль, Туз-Куль) — это самое солёное горное озеро в Кыргызстане. Озеро еще имеет в народе такие названия соленое озеро, мертвое озеро, Кара-кёль.
Расположено на южном берегу озера Иссык-Куль в 73 км от Балыкчи, в 1 км от береговой полосы, в горном обрамлении Терскей Ала-Тоо (1609 м над уровнем моря).
(Серия)
48. Чтобы добраться до Тузкёль, под знаком нужно поворачивать на грунтовую дорогу и ехать еще 14 км по ней. Для поездок к озеру желательно необходим автомобиль с полным приводом, т.к. вдоль песчаного берега озера Иссык-Куль (около 8 км.) встречается множество промытых селью каналов.
(Серия)
49. Вообще советуют водителям автомобилей с неполным приводом не ехать на любой песчаный берег озера.
(Серия)
50. Полиция и представители власти, дорожные инспектора и рыбнадзор браконьеров ловят на автотрассе, обыскивая багажники легковых автомобилей и заставляя выгружать из салона всё содержимое.
Браконьеры, некоторые даже в масках, вольготно чувствуют себя на воде.
(Серия)
51.
(Серия)
52. Песчанные пляжи Иссык-Куля. (Золотые пески)
(Серия)
53. Озеро имеет свои заливы.
(Серия)
54. Территория озера Тузкёль.
(Серия)
55.
Соленое Мертвое озеро, схожее по своим свойствам, как считают в этой горной стране, с Мертвым морем в Израиле и Большим Соленым озером Северной Америки. Длина береговой линии озера 1500 метров. Глубина – 11 метров. Соленость воды достигает 132 г/л.
(Серия)
56.
(Серия)
57. Озеро в частном владении. Купание платное 50 сомов за взрослого, детям бесплатно, за машину берут 150 сомов. (Курс: 1 рубль = 1 сом).
Инфраструктура в зачаточном состоянии. Вагончик с разбитыми окнами, коровы и собаки, да сторож на шлагбауме встретят Вас.
(Серия)
58. Советское наследие на берегу озера Иссык-Куль.
(Серия)
59. Всё разграблено и уничтожено.
(Серия)
60.
(Серия)
61. Впереди Барскоон. Здесь поворачиваем в сторону гор – в одно из красивейших ущелий хребта «Тескей Ала-Тоо». В 85 км. от этого поворота находится скандально известное Кыргызско-Канадское горнодобывающее золото-рудное предприятие «Kumtor Operating Company».
Располагается оно на высоте свыше 4500 метров над уровнем моря.
Правоохранительные органы республики подозревают золотодобывающую компанию в «незаконном выводе средств и активов». Судьба рудника и финансовых потоков регулярно становятся темой ожесточенных дебатов среди местных политиков. Среди предложений, озвученных политиками, были: национализировать, конфисковать, отнять силой с помощью толпы, законсервировать и т.п. Дискуссии вокруг рудника являются одной из наиболее популярных тем в местной публичной политике.

(Серия)
62.
(Серия)
63. Широкая, грунтовая дорога ухожена должным образом. Качество поверхности проезжей части не сравнимо с асфальтовым покрытием центральной трассы. По этой дороге мне предстоит подниматься 18 км., чтобы найти «камень Гагарина»
(Серия)
64. В 16 км вверх по ущелью хребта «Тескей Ала-Тоо» находится памятник легендарному КАМАЗу, как автомашине, строившей автодороги и соединившей горные перевалы в Кыргызстане.
(Серия)
65. История появления на побережье Иссык-Куля памятника первому космонавту необычна. Она связана с приездом Юрия Гагарина в республику в 1964 году. Как вспоминает бывший первый секретарь ЦК Компартии Киргизской ССР Турдакун Усубалиев, маршрут передвижения и даже меню для почетного гостя разрабатывались в строжайшей тайне. Однако, несмотря на усилия спецслужб, сохранить время прибытия Гагарина в тайне не удалось. Встретить его собрались тысячи жителей республики.
Из столицы республики Гагарина повезли в село Тамчи, где располагался военный пансионат. По пути остановились в живописном ущелье Барскоон, где решили перекусить. Потчевали гостя блюдами национальной кухни.

Затем Гагарина фотографировали на фоне природы, и его внимание привлек огромный валун. Космонавт стоял перед ним несколько минут, гладил его. Потом кортеж двинулся дальше, а позже я узнал, что местный скульптор высек на том камне профиль гостя и назвал его «камень Гагарина», – рассказал Турдакун Усубалиев.

Обработал камень, как оказалось, бывший военный, работавший в санатории оформителем, Валентин Барсков. Памятник до сих пор находится в ущелье Барскоон – на том же месте, где его нашел Гагарин.
(Серия)
66.
(Серия)
67.
(Серия)
Здесь находится камень-валун Тагай-бий (Мухаммед Кыргыз) – один из основателей кыргызской государственности. В 1508 году на берегах Иссык-Куля в местности Барскаун всеми кыргызскими племенами Тагай был поднят на белой кошме как кыргызский правитель. Его официально звали «кыргызским улусом». В качестве главного атрибута власти был принят флаг (назывался «золотистым флагом»), отдельная резиденция (белая юрта) для единого Бия и т.д.
68.
(Серия)
69.
(Серия)
70. Дальше вниз, к озеру Иссык-Куль и на границу с Казахстаном. Дальнейший путь караванов идёт в Тараз.
(Серия)
71.
(Серия)
72. Пограничный и таможенный пост Кордай:
(Серия)
Отсюда караваны шли на юг, в Тараз (Казахстан), и далее в пределы Восточного Туркестана. Следую по этому маршруту.

P.S.
Зная, что этот материал просматривают, читают и знакомятся кыргызские чиновники, пограничники и таможенники, кандидаты в депутаты, которым пообещал выводы и впечатления о Кыргызстане написать после ознакомления с Казахстаном, также всем желающим «прокатиться с ветерком» в эту страну, моё сугубо личное мнение:
– Страна по природным богатствам и красоте несравнима ни с одной другой страной стран СНГ. Это «дар Божий».
– По уровню жизни населения (скажу не поднимая статотчеты), Кыргызстан является аутсайдером мировых рейтингов.
– Дружелюбны ли местное население к россиянам? Нет! Они очень рады китайцам, французам, англичанам. Выросшее молодое поколение даже не поймет, о чем вы говорите или что спрашиваете. Они в друзьях видят Китай.
– Дорожная полиция (хотя мне не пришлось ни разу платить штраф), узнав, что автомашина с российскими номерами, всячески пытаются найти причину и повод для материального наказания в своих, личных интересах. «Сто рублей, но дай!»
– Советую ли я кому-либо проехать по моему маршруту на своем автотранспорте? Нет! Не советую.
Безопасно ли путешествие в Кыргызстане на автомобиле россиянам? Да! Опасно. Наркоманы и пьяницы не дадут вам прохода. Даже если остановитесь в городе около цивилизованного ресторана или кафе пообедать, к вам подбегут с трясущиеся рукам, с выпученными глазами лунатики, которые выговаривают лишь два слова: «Деньги давай, деньги! Я охранник». Когда посылаешь их подальше, начинаешь думать: Пойду обедать, а они колесо проколят. Иду к инспекторам ДПС (благо, они через дорогу) и прошу содействия. Представитель власти отвечает мне: «Зачем приехал? Мы вас сюда не звали!».
Такое вот гостеприимство и такие установившиеся порядки. Без «ста рублей» вам даже не ответят на вопрос, как проехать на соседнюю улицу.

Чем больше узнаешь Кыргызстан изнутри, тем сильнее любишь Россию с широкой душой.

Часть 1. Анонс. Фототур «Весна Евразии — Новый шелковый путь». Дорога к возрождению контактов между народами

Часть 2. Simbiblis торит новый шелковый путь Евразии: Байконур, Казахстан, Туркестан…

Часть 3. Ташкент – город хлебный

Часть 4. Simbiblis: Фототур «Весна Евразии — Новый шелковый путь». Самарканд, Бухара

Часть 5. Simbiblis: Как строят новые дороги в Узбекистане

Часть 6. Simbiblis: По маршруту караванов

Часть 7. Simbiblis: Путевые заметки с Шёлкового пути. Аль-Хакима ат-Тирмизи

Часть 8. Simbiblis: Шелковый путь. Караван-сарай Хиштин. Гиссарская крепость

Часть 9. Simbiblis: Таджикистан. По маршруту караванов и Анзобский перевал. Худжанд

Часть 10. Simbiblis: Кыргызстан. Ош — точка пересечения караванов на Великом Шелковом пути

Часть 11. Simbiblis: Кыргызстан. Фотозарисовки с Шелкового пути

Часть 12. Simbiblis: Кыргызстан. К Шелковому пути через перевал Талдык

Часть 13. Simbiblis: По Шелковому Пути к китайской границе «Иркештам»

Часть 14. Simbiblis: К подножию пика Ленина. Встреча в Сары-Моголе

Часть 15. Simbiblis: Кыргызстан. Фотоответы на интересующие читателей вопросы

Часть 16. Simbiblis: Неприступный Караван-Сарай Таш-Рабат и «Китайские ворота»