Последнее интервью «МГ» с мэром города Ульяновска, Сергеем Николаевичем Ермаковым, состоялось чуть более полугода назад. Сегодня на повестке дня новые вопросы: готовы ли школы к учебному году, когда начнется отопительный сезон, как справляется Ульяновск с кризисом? Ответы на них и не только Сергей Ермаков дал лично.

— Сергей Николаевич, «Молодежка» по-прежнему остается Вашей любимой газетой?

— Да, конечно. Вы хороши своей злободневностью. В пятницу, когда выходит «Молодежка», мой зам по настроению мэра узнает, что вы там написали. Если о каком-то неприятном факте — настроение у мэра испорчено {улыбается). Но именно за это и хочется сказать спасибо журналистам: мы «замыленным» взглядом не всегда что-то замечаем, а вы подсказываете, над чем нам нужно работать.

— Не обидно бывает выслушивать критику в свой адрес?

— Объективную — никогда. Как иначе поймешь, что еще не успел сделать, где недоглядел? А вообще, всем невозможно нравиться, это естественно. Тем более, если ты мэр — руководителем все довольны быть не могут.

— А что может разозлить самого мэра?

— Разозлить, наверное, чересчур сильно сказано… Терпеливый я человек (смеется)… Не люблю в людях неряшливость. Ведь аккуратность проявляется не только в одежде. Аккуратность должна быть и в делах. Ну например, тепловики раскопали улицу, поменяли трубу или задвижку, а затем кое-как засыпали, укатали и пошли. «Мы все сделали». Да, нет, ребят, не все.., Вы уложите асфальт так, как он до этого был, тогда и можно будет говорить о чем-то. Я считаю, что если человек во всех отношениях любит организованность и порядок, он и производственные, и личные, и технические вопросы будет делать на совесть. Кому-то такая щепетильность не нравится, но по моему мнению, иначе быть не может.

— Подчиненные часто страдают от такой Вашей щепетильности?

— Я не терплю, когда не выполняются обещания. Наверное, это тоже щепетильность… В моих помощниках меня интересует в первую очередь компетентность, порядочность и обязательность. А если сегодня забыл, завтра не придал значения, о чем говорить? Жизнь меняется каждую секунду, нужно реагировать немедленно. Потерянный день не вернешь.

— Сейчас два самых актуальных вопроса, когда счет идет на дни — это подготовка к отопительному сезону и сдача школ к новому учебному сезону. Как обстоят дела по этим направлениям?

— Давайте начнем с хорошего. Перед нами стояла задача — 15 августа все 90 школ города должны были быть приняты к новому учебному году. 13 августа мы подписали акт по последней школе — №5, где решался вопрос по спортзалу. Так что 1-го сентября парты ждут учеников в полной боевой готовности!

— А вот отопительный сезон вызывает беспокойство у горожан…

— Что касается отопительного сезона, мы намерены дать тепло в дома горожан уже 1-го октября. Да, долг действительно большой — до недавнего времени он составлял 1 млрд. 300 млн. рублей, но никакой трагедии нет — в 2004 году мы были должны энергетикам два с половиной миллиарда — и ничего, как-то жили. Сейчас с руководством ВоТГК достигнута договоренность, что при соблюдении графика погашения задолженности, срыва отопительного сезона не будет. До 1 октября коммунальные предприятия города должны выплатить 500 млн., сейчас часть из этой суммы, а именно 300 миллионов рублей — закрыта. Я бы хотел отметить, что этот долг — не муниципальный, не бюджетный: за тепло задолжали квартиросъемщики и предприятия города. Хотя энергетики и относятся к нашим трудностям с пониманием — неплатежи есть по всей стране, усугублять ситуацию не стоит. Поэтому хотелось бы призвать всех горожан своевременно оплачивать коммунальные услуги!

— Прошло уже 8 месяцев кризисного 2009 года. Сбылись ли самые худшие прогнозы?

— В первую очередь, кризис забрался в наши головы. Потому что удобно все неудачи свалить на объективные обстоятельства. По моему убеждению, в такой ситуации, наоборот, нужно, как спортсмену, сгруппироваться и перестроится, чтобы выйти победителем. Возьмем городской бюджет. В декабре 2008 года мы планировали доходную часть в размере 6,2 млрд. рублей -да, есть на что развиваться городу. Но практически сразу сиквестировали его почти на миллиард, понимая, что реально таких доходов у нас не будет, ведь кризис — это, в первую очередь, безработица и отсутствие налогов, Пришлось умерить свои аппетиты. Более того, появились дополнительные траты -6,5 миллионов были выплачены в качестве вознаграждения людям, занятым на временных работах. Чем-то пришлось пожертвовать. На ремонт дорог, в частности, заложено всего 39 миллионов. Мало? Конечно, мало. Но, в первую очередь, мы должны думать, на что выдать зарплату, как обеспечить тепло, освещение на улицах, работу общественного транспорта… Жизнеобеспечение людей несмотря ни на что было и остается нашей приоритетной задачей. Все остальное может и подождать, как бы не было обидно.

-Чем же пришлось пожертвовать?

— Приведу только два примера. Уже готов проект транспортной системы Ульяновска. Его реализация позволила бы разгрузить улицы города. Есть подобный проект и по уборке города от мусора: среди прочего он предполагает, что вся уборочная техника будет оснащена спутниковой системой контроля. Что скрывать, иногда жульничают люди — наберут полный кузов, и сбросят мусор втихаря где-нибудь у леса. А если контроль есть, хочешь не хочешь, а делай как положено! Однако пока мы не можем финансово обеспечить эти проекты.

— Тем не менее, получается ли выйти из кризиса победителем?

— Посудите сами. В начале года стояла задача — выполнить имеющуюся доходную часть бюджета. Мы пересмотрели план приватизации, усилили работу с неплатильщиками налогов, проанализировали, на чем мы теряем бюджетные средства, сократили расходы на аппарат. Все это позволило в первом полугодии не только собрать 100% от запланированного дохода, но и увеличить его на 1%. Конечно, ситуация не безоблачная, однако и до катастрофы нам далеко (улыбается).

— Сергей Николаевич, Вам довелось поработать руководителем в СССР, были Вы мэром Ульяновска в сложные девяностые. Какая система, на Ваш взгляд, эффективнее

— Я не могу сказать однозначно. У любой системы есть свои отрицательные и положительные моменты. В то время было больше ответственности, а значит — больше порядка. Сегодня хорошо то, что мы абсолютно свободны и в поступках, и в действиях. Да и люди изменились — теперь они более критичны к действиям руководства и готовы отстаивать свою позицию.

— А в отношении с подчиненными Вы демократ или диктатор?

— Я — демократический диктартор. Демократический потому, что даю возможность высказаться, принимаю к сведению все мнения. А диктатор — потому что по итогам всегда ставлю жесткие задачи, не подлежащие обсуждению. Я не боюсь говорить людям правду и не боюсь, когда ее, пусть и неприятную, говорят мне — если какое-то мое решение было ошибочный, и мне это убедительно доказали — готов признать свою неправоту.

— Ульяновск не раз называли разными столицами. А столицей чего хотели бы видеть наш город Вы?

Конечно же, авиационной. Для меня мы и так — столица Авиации России, но я очень надеюсь, что такой статус нам будет присвоен официально.

— Готовы ли Вы снова возглавить областной центр?

— Пусть этот вопрос останется открытым. Моя задача — отработать так, чтобы и людям в глаза мог смотреть, и про себя сказать, что мне не стыдно за свою работу. Хочу, чтобы после меня остался добрый след. А на второй срок… Если позовут, буду думать (смеется).

— О чем жалеет мэр Ульяновска?

— Да есть о чем пожалеть… Жалко, что в Ульяновске, в отличие от многих городов, до сих пор нет пешеходной улицы. В 2006 году у нас были такие планы по улице Карла Маркса, уже и подрядчика нашли, но народ восстал, выступив категорически против. Ничего не поделаешь, с людьми надо считаться.

— А чем — гордится?

— Горжусь построенным путепроводом, соединившим Речной порт и Ульяновск, горжусь фонтаном и памятником Богдану Хитрово. Радует, как преобразилась улица Гончарова, теперь на очереди -улица Ленина. Горжусь тем, что наши улицы стали чище и краше. А главное, что тепло и горячая вода в домах горожан стали не поводом для гордости, а нормой жизни.

— Что Вы можете пожелать читателям «Молодежной газеты», да и всем горожанам?

— Я бы горожанам сказал так — давайте свой город любить. Любить — это много. Это значит не мусорить, не ломать, привносить что-то полезное. Пусть наш город станет самым красивым!

Нина КАШИНА