Версия, что город сидит без горячей воды не из-за порывов на трубопроводах, а по сценарию какой-то подковерной игры, подтверждается. Почему-то на этот раз гарантом обеспечения горожан жизненно важными коммунальными услугами (подчеркиваем: горожан, которые исправно платят за тепло и горячую воду) выступает не Закон, а губернатор.

Еще недавно ВоТГК объясняло отсутствие ГВС в большинстве районов города порывами на сетях. Уже тогда просачивались разговоры, что дело не в порывах, а в долгах перед энергетиками, поэтому будут проблемы не только с ГВС, но и теплом. Дескать, выжимают деньги, плюс умело ведут торг за муниципальные сети. В понедельник в Ульяновск приехал глава КЭС-Холдинга, в который входит наша ВоТГК, Михаил Слободин и все точки над i были расставлены. Слободин негодовал по поводу неплатежей, возмущался состоянием муниципального хозяйства, требовал принимать меры и взывал к помощи губернатора… А в итоге сделал сенсационное заявление: «Пока о начале отопительного сезона не может быть и речи».

Сенсационное, потому что рубильник как аргумент в решении проблемы неплатежей, казалось, ушел в историю России, которая ныне на самом высоком уровне активно позиционирует себя как правовое государство.

Стоило в прошлом году, в марте, экс-директору ульяновской ВоТГК Александру Симановскому заявить на своей пресс-конференции, что летом город может остаться без горячей воды, поскольку энергетики в силу финансовых трудностей, замешанных на неплатежах, не смогут обеспечить услугу, как сразу к делу подключилась прокуратура. Прокурор Ленинского района предостерег руководителя ВоТГК о недопустимости нарушения прав горожан, которые в большинстве своем за услугу платят исправно, и подчеркнул, что «с потребителей, несвоевременно производящих плату за услуги, задолженность должна взыскиваться в судебном порядке». Вопрос тут же был снят.

Что происходит сегодня? Большинство горожан (по данным ВоТГК, которые были опубликованы в сентябрьских пресс-релизах компании, так 98 процентов) по-прежнему добросовестно оплачивают услуги энергетиков. Тем не менее три городских района – без горячей воды. Глава энергетиков открыто заявляет, что о начале отопительного сезона не может быть и речи. Губернатор во вторник на аппаратном совещании в мэрии сказал, что только его длительные переговоры со Слободиным дают надежду вопрос урегулировать, и он, губернатор, выступит гарантом начала отопительного сезона. В понедельник Сергей Морозов и Сергей Ермаков поедут в Москву, где «возможно, будут уточнены сроки начала отопительного сезона в городе» – цитата из пресс-релиза ВоТГК.

То есть обсуждение темы, в центре которой конституционные права горожан на нормальные условия жизни, причем горожан, которые ничем не нарушили закона, выпало из правового поля. Сроки подачи тепла в больницы, детсады, в жилые дома теперь зависят не от среднесуточной температуры, как того требует закон, а от хода переговоров первых лиц региона и главы КЭС-Холдинга. О горячей воде вообще речи нет. Порывы на трубопроводе как версия не снимаются, хотя после заявлений Слободина и Морозова она уже не имеет смысла.

Какая катастрофа спровоцировала энергетиков на такие крайние меры? Официально – нарушение соглашения, подписанного между ВоТГК и муниципалитетом, о погашении долга. Судя по информации мэрии, городские предприятия свои финансовые обязательства перед энергетиками в нынешнем году не выполнили только на пятнадцать процентов, то есть в режиме прошлых лет. Общий долг городских предприятий перед ВоТГК сократился с одного миллиарда двухсот пятидесяти миллионов рублей на начало лета до восьмисот миллионов с небольшим на 1 октября. Пусть мэрия не вытянула заданной планки, но ведь не саботировала же соглашение… Другой момент: невыполнение городом мероприятий по передаче своих сетей ВоТГК. Наряду с долгами и это тоже наверняка будет обсуждаться в рамках запланированного визита губернатора и мэра к главе КЭС-Холдинга. И в сложившихся обстоятельствах энергетикам гораздо проще диктовать свои условия.

До 1 января 2010 года муниципальные сети Ульяновска будут переданы энергетикам. Они же будут заниматься сбором средств за тепло и ГВС. Опасения горожан, что эти перемены приведут к росту платежей для населения и полному развалу сетей, в контексте сегодняшнего днявыглядят вполне обоснованными. Во всяком случае ясно, что сети ВоТГК, в отличие от городских, – в тяжелейшем состоянии и требуют вливания колоссальных средств. Что повысить сборы платежей можно только путем предъявления населению дополнительных счетов и повышения тарифов. Что энергетики готовы действовать весьма решительно, вплоть до применения рубильника в качестве аргумента…

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.