Провальная ситуация с горячим водоснабжением в правобережной части города и приближение начала отопительного сезона – весьма основательные поводы для того, чтобы вспомнить, как развивались проблемы в областной системе ЖКХ, которые давно уже приобрели хронический характер.

20 лет тому назад

Нельзя сказать, что ЖКХ области знало хоть когда-нибудь полностью безпроблемные времена при подготовке к отопительному сезону. Но обостряться проблемы начали чуть более 20 лет тому назад, с началом перестройки. Именно тогда к постоянному дефициту материалов для ремонта энергетических систем добавился недостаток у энергетиков и местных властей средств для их приобретения.

Проблема недостатка финансов еще более обострилась на рубеже прошлого и нынешнего веков. С приходом в нашу область команды генерала Шаманова проблемы в системе ЖКХ начали нарастать как снежный ком и ситуация стала практически неуправляемой. Из года в год начала повторяться ситуация, которую психологи называют дежа вю.

Тепло только из Москвы

В 2004 году в Ульяновске доходило до того, что «Теплосетям» даже не выдавали разрешение на проведение работ, несмотря на то, что ремонтники были готовы работать за свой счет авансом. В итоге отставание от графика выполнения работ растянулось до двух месяцев. Горячей воды в жилых домах тогда не было все лето. Долг мэрии перед энергетиками составлял в августе 2004-го 200 миллионов рублей. Из 45 тысяч тонн мазута, необходимого для работы котельных, перед самым началом сезона в наличии имелось только 3,5 тысячи тонн. Сроки подачи тепла неоднократно переносились. Происходящим в системе ЖКХ уже вовсю занималась прокуратура. Именно тогда впервые прозвучало, что на ТЭЦ-2 может произойти катастрофа сродни той, что была в 1979 году в Засвияжье. Тогда же Ульяновская область была признана одним из самых худших регионов по подготовке к зиме, а «Ульяновскэнерго» худшей энергетической компанией в России.

Для того чтобы получить разрешение на пуск тепла областные и городские власти осенью 2004 года раз за разом выезжали в Москву. И раз за разом получали отказы. Когда ударили настоящие морозы и население региона оказалось поставленным на грань катастрофы, РАО ЕЭС России дало разрешение на пуск тепла. Правда, то, что доходило до квартир, теплом можно было назвать лишь с большой натяжкой.

Проблемный регион

Следующий отопительный сезон 2005-2006 годов так же ничем не порадовал ульяновцев. Неплатежи энергетикам от мэрии, при самой высокой в ПФО оплате услуг ЖКХ для населения, привели к тому, что работы по ликвидации порывов на магистралях велись до начала октября. И вновь Ульяновская область была названа одним из самых проблемных регионов России.

Меры приняты, но…

Нельзя сказать, чтобы морозовская администрация не предпринимала мер для исправления ситуации. За прошедшие годы была продолжена газификация области, многие котельные переведены с мазута на газ. Началось наведение порядка в расчетах с коммунальщиками.

Однако требования губернатора Сергея Морозова закупить мазут для котельных еще в августе 2007 года, когда он намного дешевле, а не накануне отопительного сезона или по его ходу, были фактически проигнорированы теми, кто отвечает за подобные закупки. Среди районов, в которых каждый отопительный сезон за прошедшие годы мог стать катастрофой, стабильно называются одни и те же – Вешкаймский, Радищевский, Инзенский и город Новоульяновск.

На конец сентября 2007-го котельные в области готовы только на 64%. После официального начала отопительного сезона 10 октября из 1329 котельных в области смогли запустить только 980 котельных. Правда зима выдалась на редкость мягкой, что и спасло область от глобальных потрясений.

Отопительный сезон 2008–2009гг. характеризовался все теми же проблемами: недостаточный запас твердого и жидкого топлива и долги перед энергетиками. Особенностью того отопительного сезона было то, из-за ранних холодов его пришлось начать намного раньше обычного – с 23 сентября. И вновь, несмотря на рапорты о готовности, начались задержки в подаче тепла. До 12 октября в Ульяновске тепло не подавалось в 15 домов. В Инзе и в с. Архангельском не было тепла в домах до 20 октября. И это несмотря на то, что по закону окончательный срок подачи тепла в жилые дома ограничивается 10 днями. Впрочем, законы-то и их исполнители наши, российские.

Новое дежа вю или…?

Наступающий отопительный сезон 2009-2010 гг. обернулся очередным дежа вю. Еще летом в 7 сельских районах началось значительное отставание от графика выполнения ремонтных работ. На все лето растянулся конфликт между властями Новоульяновска и владельцами теплосетей.

Вновь зазвучали рапорты о 100-процентной готовности к началу отопительного сезона с 23 сентября. И это притом, что уже после отзвучавших бодрых рапортов даже пуск горячей воды в правобережье города растянулся более чем на четыре недели. Причины все те же – у энергетиков недостаток средств для своевременного проведения ремонтных работ.

Особенностью начала нынешнего отопительного сезона заключается, пожалуй, в том, что долг мэрии перед энергетиками уже достиг рекордной суммы в 800 миллионов рублей. Поэтому чиновничья делегация, как и во все предыдущие годы, отправилась Москву за разрешением на пуск тепла.

Так был ли ремонт?

Ограничится ли предстоящий отопительный сезон всего лишь очередным дежа вю, или дело может обернуться куда более сложными проблемами? Еще в конце 90-х годов много было разговоров о том, что необходим срочный ремонт активно разрушающейся верхней части трубы ТЭЦ-2. Обрушение ее означало бы полную остановку всей работы ТЭЦ. Такие работы могут выполнять только альпинисты, имеющие специальную подготовку. Подобных бригад в России буквально две-три, они что называется, нарасхват. Стоят их услуги огромных денег.

Работы тогда были начаты, но почти сразу прекращены. Опять же ввиду отсутствия средств. Впоследствии никакой информации об их удачном завершении не поступало. Затем летом 2004г. тогдашний управляющий «Ульяновскэнерго» А.Сидоров заявил, что, зимой на ТЭЦ-2 может произойти катастрофа. Проведенные дефектные исследования выводов трубопроводов из второй станции ТЭЦ-2 показали, что трубы, через которые в город подаются вода и пар, находятся в плачевном состоянии. Дальнейшая их эксплуатация в условиях осенне-зимнего максимума невозможна. И вновь причина волнений энергетиков – в отсутствии средств для ремонта.

Ни про то, что деньги нашлись, ни про то, что ремонт трубы и выводов трубопроводов состоялись, впоследствии никакой информации не было. Хотя обычно, если энергетикам удается решать проблемы такого рода, то без пресс-конференций и многочисленных публикаций в СМИ дело никогда не обходится. Если большого шума не было, то можно сделать вывод о том, что ТЭЦ -2 и по сей день работает с разрушающейся трубой и кое-как отремонтированном трубопроводом.

Недавно мы связались с ТЭЦ-2 для того, чтобы из первых рук получить информацию о том, как обстоят дела с аварийноопасными участками. Один из руководителей ТЭЦ заверил нас, что примерно пять лет тому назад все необходимые ремонтные работы были проведены. Правда, при этом он почему-то отказался назвать свою фамилию. Молчание энергетиков по поводу ремонта и зашифрованность руководителя ТЭЦ-2 дают серьезные основания усомниться в том, что ремонт был выполнен качественно, и что опасаться за нормальную работу ТЭЦ-2 в предстоящем сезоне нет причин.

В общем, как пройдет сам отопительный сезон, покажет время. Однако его начало ясно показывает: у населения вся надежда только на Господа Бога…

Станислав АБРАМЕНКОВ