Более двух десятилетий российские власти ломают голову над тем, как реформировать ЖКХ. Недавно было объявлено об очередном повышении тарифов на коммунальные услуги на 18%, об отказе федерального центра регулировать тарифы ЖКХ. Эти полномочия теперь будут переданы в регионы. И отменен закон, разрешавший изменять тарифы только один раз в течение года. Насколько эффективной была тарифная политика в прошедшие годы? Что стоит ожидать ульяновцам после очередного скачка цен? Мы попробуем ответить на эти вопросы, проанализировав ситуацию в областном ЖКХ в течение последних пяти лет.

Тариф на переезд в Москву

Поднимая летом 2003г. плату для населения за холодное водоснабжение, власти утверждали, что тем самым им удастся снять с бюджета большую часть нагрузки по оплате горячего водоснабжения. На самом деле никакого снижения нагрузки не случилось, а в мэрии было объявлено о том, что с 1 января 2004г. расходы ульяновцев на жилье вырастут почти в два раза. Тогда горожане сумели поначалу опротестовать это решение. Борьба за тарифы велась почти полгода. Все-таки городским властям удалось отстоять тарифы.

Если до 1 июля стоимость обслуживания 1 кв. метра составляла меньше 15 руб., то после 1 июля – почти 26 рублей. Мудро прикинув, что при отсутствии горячей воды холодной потребляется больше, чиновники решили, что при почти постоянном отсутствии горячей воды нужно брать за холодную воду по 51 руб. с человека.

Тогдашний спикер Гордумы г-н Мокевнин заявил, что говорить о способности горожан платить по новым тарифам просто неуместно. Безусловно, знал об этом и мэр Павел Романенко. Но ему не было никакого дела до проблем ульяновцев. Ему нужно было, кровь из носу, в остававшийся год пребывания у власти, понравиться руководству РАО ЕЭС. После провала на выборах он благополучно канул в московских недрах РАО ЕЭС.

Гонки по вертикали

Согласно данным коммунальщиков, в 2004г за два месяца до введения новых тарифов, платежи за услуги ЖКХ упали примерно на 20%. Это значит, что из населения выжали почти все. Но тарифы продолжали расти, росла и задолженность перед энергетиками.

Несмотря на то, что оплата услуг ЖКХ в Ульяновской области была самая высокая в ПФО, с января 2006г. было проведено еще одно повышение цен – на 30%. Но даже при таком задирании цен, ни мэрский заместитель г-н Ревенков, ни его подчиненные долгое время не знали, по каким ценам город будет получать тепло, газ и электричество. Как не знали, по какой цене все это они сами будут отпускать потребителям. Отсюда образовалась полная неразбериха с тем, как и за счет чего будут покрываться неизбежные, даже при таких тарифах, выпадающие расходы. Очередной отопительный сезон был провален. Это не помешало цене горячей воды вырасти с 114 руб. до 169 руб. с человека в месяц. В среднем услуги ЖКХ подорожали на 20-22% и составили 35 руб. 51 коп. за 1 кв. метр.

Следующий разряд электро и теплошока ударил по карманам ульяновцев 1 января 2007г. Начиная с этого дня, плата за электроэнергию для населения выросла на 13%, для всех бюджетных организаций – на 15%, для крупных промышленных предприятий – на 10%, для мелких частных производителей — на 25%.

Однако рост тарифов отнюдь не стал причиной стабилизации в сфере ЖКХ. На 1 декабря 2007г. долги г. Ульяновска составили 365 млн. рублей, что вдвое больше чем на ту же дату 2006г. А в 2008-м. долги выросли на 20–25%. Это эффект сжимаемой пружины: чем с большей силой ее сжимать, тем с большей силой она разожмется. К осени 2009 г. долг перед энергетиками Ульяновска составил более 800 млн. рублей.

Выбивалы

А сколько различных способов для выбивания долгов с населения придумали за эти годы ульяновские чиновники! Весной 2004г. громом среди ясного неба для населения прозвучало заключение, подготовленной самарской аудиторской фирмой «Регул ОЛЕВ» о том, что тарифы на коммунальные услуги предприятий ЖКХ составляют 30 – 50% от их себестоимости. Это открывало для чиновников новые возможности для рывка цен.

Поскольку аудиторская фирма и главное коммерческое предприятие энергетиков СМУЭК прописаны в Самаре, да и замгубернатора А. Бударин, отвечавший за ЖКХ тоже прибыл к нам из Самары, то вывод напрашивался сам собой – условий для сговора между аудиторами и заказчиками «нужных выводов» предостаточно. Кстати, «Регул ОЛЕВ» не государственное учреждение, а обыкновенная коммерческая лавочка. Разразился очередной скандал. Мэрии под руководством Павла Романенко пришлось «отыграть назад».

Однако вовсе от идеи потрясти наши карманы в пользу энергетиков чиновники не отказались. Год спустя ульяновцы, имеющие долги по квартплате, начали получать письма от некой московской юридической фирмы с требованием срочно их погасить под угрозой выселения. Тогда, за исполнение услуги московским юристам в мэрии было обещано вознаграждение в размере 20 % от «выбитой» суммы, или что-то около 40 млн. рублей. После громкого скандала мэрские свернули акцию.

В следующий раз на роль выбивал пригласили димитровградцев во главе с директором РИЦ г. Димитровграда Н.Малиновской. На пресс-конференции директриса поделилась имеющимся в арсенале ее бригады опытом. Мол, поделили мы Димитровград на три части, а всех неплательщиков на три категории – малоимущие, неблагополучные и временно отсутствующие. Для работы с ними специально нанимались люди, списки должников публиковались в газетах.

Как заявляла г-жа Малиновская, эти меры дали неплохой результат. На самом деле Димитровград должен был после «неплохих результатов» НИИАРу заоблачные суммы. Сумма долга димитровградских потребителей электорэнергии на 1 января 2005г. составляла 35 млн. 456 тыс. рублей. На 1 июля этот долг составил сумму в 36 400 тыс. тыс. рублей. При таких показателях сложно разглядеть присутствие следов деятельности бригады Малиновской в городе, где проживают чуть более 100 тыс. человек.

Тем не менее, она с уверенностью приехала в Ульяновск поучать своих коллег. В городскую Управляющую кампанию ЖКХ уже были приняты для выбивания долгов дополнительные сотрудники, которые начали поквартирные обходы. Однако и эта акция не принесла желаемых чиновниками результатов и потому потихоньку была свернута.

Растащиловка

Пока нарастали долги энергетикам и чиновники, не покладая рук, вели борьбу по выбиванию долгов, в недрах ЖКХ началась растащиловка. В начале сентября 2005г. мэрский заместитель г-н Ревенков на аппаратном совещании заявил, что начались аресты имущества и процедуры банкротства Управляющих кампаний. Как показала в конце 2007 г. проверка, в тарифообразовании на предоставление услуг населению творилось невообразимое. ООО «Сервис-центр» назначало недостоверные цены, было выявлено практически полное отсутствие контроля со стороны руководства фирмы над деятельностью бухгалтерии, не было договоров на электроснабжение. В тарифы на электроснабжение заложены расходы на содержание тракторов, которых это ООО вообще не имело. Как не имело оно собственных основных и оборотных средств. Все финансовые излишества и художества фирмачей вгонялись в тарифы на предоставление жилищных услуг. Чиновники, обязанные контролировать работу Управляющих компаний, тогда утверждали, что нет законных оснований для контроля над их деятельностью. Однако юридические несостыковки вовсе не препятствовали тому же ООО «Жилсервис» и всем другим брать деньги с населения по принципу, сколько лапа загребёт?

Чиновники успокаивали губернатора Сергея Морозова тем, что, авось, к концу года, федералы примут необходимые законы. Тогда для населения и перерасчет можно будет сделать. Кто же, находясь в здравом уме, может надеяться получить обратно деньги с фирмы, уставной капитал которой состоит из 10 тыс. рублей? Надеяться на то, что в счёт перерасчета с населения будут в следующем году взимать меньшую плату за услуги? Чем это закончилось сейчас хорошо известно. Руководители Управляющих компаний стали исчезать вместе с многомиллионными суммами. Никто владельцам жилья никаких денег не возвращал. Уже в феврале 2008г. губернатор опасался, что «мы скоро начнем теряться в том, что происходит». Он не ошибся. Все закончилось серией очередных афер.

Реформы покатились вспять?

Начало нынешнего отопительного сезона ясно показывает, что усилия российских властей не принесли положительных изменений в системе ЖКХ. Так же низкими темпами ведутся ремонтные работы, так же стартовал нынешний сезон, как было при генерале Шаманове и полковнике Романенко, только после выезда делегации правительства области в Москву за спецразрешением.

Отказ федерального правительства от регулирования тарифов и снятие ограничения на изменение тарифов ЖКХ один раз в течение года отбрасывают ситуацию к 2004-2005 годам. Причем происходит это когда даже многие правые политические и экономические деятели готовы согласиться с введением госрегулирования в основных, жизненно важных отраслях экономики.

Такое решение федеральных властей удовлетворит многих. У самих федеральных чиновников больше не будет болеть голова по поводу никак не реформируемого ЖКХ. Крупным энергетическим компаниям на федеральном уровне перестанут выписывать «втыки». Теперь они сами будут выдавать «втыки» региональным властям – ведь кнут в виде огромных долгов в руках компаний. В этой ситуации энергодельцы легко смогут решить ранее не решаемые вопросы приобретения ими энергетических объектов, пока находящихся в ведении региональных и муниципальных властей.

Областным и городским чиновникам, имеющим отношение к системе ЖКХ такая ситуация тоже может сулить определенные перспективы. Достаточно вспомнить пример мэра Романенко, который, сдав город чубайсовцам, с выгодой для себя переметнулся в их ряды. В накладе в очередной раз окажется только население региона. Но когда в России власти это волновало?

Юрий КОРАБЛЕВ