Полномочия Общественной палаты Ульяновской области – депутаты позавидуют. Впрочем, и по составу палата, пожалуй, ближе к народу, чем Дума и Заксобрание. Сюда выдвигают не по партийным спискам и избирают не по толщине кошелька, а, главным образом, за признанные замечательные общечеловеческие качества, как то ум, честь и совесть, соответствующие духу эпохи.

Попытка обратить внимание наших читателей на этот орган, как на еще один источник наступательной защиты гражданских интересов, успехом не увенчалась. Граждане попросту не знают ни телефона, ни адреса Общественной палаты. И, что удивительно, выяснить это оказалось проблемой и для сотрудника редакции! Звоню по 09 -отвечают, что телефона Общественной палаты в базе данных «ВолгаТелекома» нет. Ничем не смогли помочь компетентные во всех прочих делах пресс-службы. И только через приемную губернатора удалось раздобыть искомые номера: 44-04-33 и 44-19-61.

А дальше совсем уж повезло. 26 января Общественная палата собралась, чтобы заслушать и обсудить доклад своего секретаря Александра Фролова и выставить оценку деятельности за 2009 год.

Оказалось, одним из основных направлений работы совета палаты и ее комиссий стало подключение к формированию гражданского общества в органах местного самоуправления. В большинстве этих органов созданы общественные советы. В тесном контакте с правительством Общественная палата боролась с пьянством, увеличивала рождаемость. Но некоторым вопросам надо больше уделять внимания. Таким, например, как организация школьного питания, обеспечение жильем детей-сирот, проблемам здравоохранения.

Члены Общественной палаты хвалили своего руководителя и ходатайствовали о премии всем сотрудникам аппарата.

Хотелось, конечно, довести до сведения общества результаты. Прежде всего – построения гражданского общества. Успехов в этом направлении, на взгляд простого обывателя, совсем не видно. Главный признак наличия демократии, а значит, и гражданской сути организации общества – выборы в ту же Гордуму, – приобрел настолько суверенный акцент, что не переводится ни с одним словарем.

Не видно реального исполнения статьи закона об Общественной палате, которая требует выдвижения и поддержки гражданских инициатив, направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений. И другой, требующей привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации и выработки по данным вопросам рекомендаций. И третьей, и четвертой, и других…

Конечно, в плане строгого выполнения функций, возложенных на Общественную палату законом, Ульяновск мало чем отличается от старшей сестры – Федеральной палаты. Там с результативностью тоже проблемы. Мелькнуло было в прессе сообщение о том, что Общественная палата добилась моратория на снос строений в дачном поселке «Речник» на западе Москвы, но на другой же день экскаваторы и бульдозеры показали, кто в стране хозяин.

Помнится, была и у нас попытка встать против произвола, творимого властью в части точечной застройки и сноса памятников. Шестеро известных ульяновцев во главе с бывшим секретарем Общественной палаты Ульяновской области профессором Владимиром Ефимовым заявили о своем выходе из состава этой организации. Свое решение они объяснили нежеланием мириться с тем, что палату региональная власть использует «как видимость демократии». Вышедшие из организации отметили, что они хотели принести пользу жителям региона, однако «областная власть, создавая Общественную палату, надеялась получить видимость демократии, некую ширму, в тени которой можно творить беззаконие и произвол».

Но ведь, с одной стороны, и у академика Сахарова был негромкий голос, а все в стране услышали его и впервые ощутили себя не быдлом, а гражданами.

Голоса нынешних членов палаты звучат во всю мощь. Это – с другой стороны.

Владимир ФИЛИМОНОВ