Много признаков образования управляющих компаний и товариществ собственников жилья будто бы взяты из эпохи средневековья.

Те же беспросветная тьма в гражданском сознании людей, разобщенность, продажность старшин, беспомощность официальной власти, страх.

Свидетель и участник событий Светлана Чайковская пишет: «Я живу в новом городе, мой дом обслуживает ООО «УК «Жилстройсервис». Какими же мы были наивными, веря, что новый орган управления системой ЖКХ будет всем на пользу. Может быть, кому-то и есть польза, да в нашем подъезде, где я старшая, этого не ощущают. Решила поинтересоваться в управляющей компании о добрых ее делах, чтобы всех просветить. Заодно выяснить, как у нас долг в 600 тысяч рублей образовался за работы, которые не велись.

Пошла я на прием к исполнительному директору «УК ЖСС» в конце декабря прошлого года, взяла с собой еще двух собственниц жилья, поскольку знаю о крутом нраве начальника. Нрав был продемонстрирован, ушли мы ни с чем. Так и живем, ничего не зная, потому что на всем гриф секретности! При посещении отдела по взысканию задолженностей по квартплате мне и сведений не дали, и своих имен сотрудники не назвали.

Гриф секретности наложен на распечатку суммы 11 рублей 76 копеек. Жители хотят знать, что за сумма и как ее расходовать будут. В производственном отделе мне ничего не сказали и отказались показать приказ директора, отправили в отдел по работе с населением (и такой создали за наши деньги), но начальник отдела с сочувствием сказал, что «у них почту отключили».

Штаты большие, компьютеры на каждом столе, есть юридический отдел. Но все работает на себя, на систему, а не на собственников жилья, которые эту систему создали и питают.

Постоянные суды УК с собственниками – это ли не показатель, на кого система работает!

Вопросы, которые обсуждаются, согласно закону, на общих собраниях собственников, у нас проходят по упрощенной схеме и, разумеется, всегда в пользу УК.

Посмотрите последние протоколы. В них – председатель собрания, секретарь, члены счетной комиссии – одни и те же два лица, голосование проходит в заочной форме, бюллетени голосования сразу же засекречиваются и никому не показываются».

В Ленинском районе есть управляющая компания «Истоки».

Здесь до того доуправлялись, что поднялся среди собственников жилья бунт местного значения, в результате которого появилась независимая ревизионная комиссия со всеми присущими ей полномочиями. Расследовала неисповедимые пути денег собственников жилья известная общественная деятельница Людмила Ильина. Она обнаружила 2 миллиона рублей недостачи между начисленными и перечисленными в банк суммами, по ее словам. По этому случаю Людмила Петровна собрала тома подтверждающих ее подозрения документов. Но нигде, говорит, ходу этим бумагам не дают. А в адрес самой правдоискательницы и ее семьи пошли угрозы, и искать защиту она пришла в редакцию.

Подобных случаев много.

Хорошая работа управляющих компаний во благо людям – скорее исключение, чем правило.

Директор департамента жилищно-коммунального комплекса минстроя Ульяновской области Сергей Гигирев признает, что сегодня из госсистемы выпали УК: собственник и управленец живут один на один. Некоторые руководители решили сами собирать деньги, минуя РИЦ, и никакой информации об их деятельности власть не имеет, поскольку по закону не может вмешиваться в отношения собственника и управляющего органа, который собственники сами выбрали. Парадокс, но орган исполнительной власти не может помочь гражданину, проживающему на территории РФ.

Попытки вернуть ЖКХ из средневековья на правовое поле делаются. Составлен, например, рейтинг управляющих организаций Ульяновска на основании данных Горжилинспекции.Инспекция делает проверки в 11 управляющих организациях, департамент выставляет оценки. Особое внимание уделяется тем организациям, с территории которых поступает больше жалоб. Среди самых неблагополучных в этом отношении – ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района №1», ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района». Карательные меры определяет суд по представлению Госжилинспекции. В основном наказывают штрафами, бывает – до 40 тысяч рублей. Эффект неоднозначный: штраф накладывается на юридическое лицо, следовательно оплата его идет из средств собственников жилья из нашего кармана.

В перспективе намечено создание информационной системы управления ЖКХ. Программа должна обеспечить прозрачность всех действий управляющей компании. Но вот беда: участие в системе – дело добровольное, одно рабочее место в ней будет стоить 3 тысячи рублей. Согласятся ли ТСЖ попасть под государево око?

Владимир ФИЛИМОНОВ.