Сколько денег надо типичной российской семье, чтобы жить достойно, не шиковать, но и не отказывать себе в разумных потребностях и делать при этом скромные сбережения? Рассчитать уровень расходов на достойную жизнь было одним из практических заданий на семинаре для учителей «Злободневные проблемы работающих бедных», который состоялся в Ульяновске в минувшие выходные.
Две группы слушателей пришли к разным результатам: одна учительская «семья» согласилась жить на 120 тысяч в месяц, другой понадобилось в два раза больше. И это без учета подоходного налога. Теперь сопоставьте этот скромный уровень естественных притязаний с уровнем дохода в бюджетной сфере. Школьные педагоги в российской глубинке до сих пор получают 5-6 тысяч рублей, то есть почти как пенсионеры. Отсюда – падение престижа учительской профессии, уход из нее способных людей, что грозит национальной системе образования катастрофой.
Отстаивать трудовые права перед работодателем призваны профсоюзы. Но официальный профсоюз работников образования, входящий в ФНПР, делает это плохо. Московский педагог Всеволод Луховицкий, один из экспертов семинара, уверен: профсоюз должен заниматься не организацией праздников, выдачей путевок и закупкой подарков к 8 Марта, а защитой трудовых прав, борьбой против мизерной зарплаты, бесплатного труда «явочным порядком», произвола директоров школ, который усилился благодаря отраслевой системе оплаты (директора получили право распределять надбавки к зарплате и тем самым «материально» казнить или миловать).
За последние 20 лет учителя массово выходили из официального профсоюза, сказал Луховицкий. Но свои права трудно отстаивать в одиночку, поэтому в середине января в Москве педагоги из 15 российских регионов учредили альтернативный профсоюз «Учитель». В него принципиально не принимают директоров и чиновников от образования.
Профсоюз находится на этапе становления, в нем пока около двух тысяч членов и никаких освобожденных работников.
«Потому что люди недоверчиво относятся к любой бюрократии, – говорит сопредседатель профсоюза Андрей Демидов, москвич. – Мы все продолжаем работать в школе, я преподаю историю и обществознание».
Часто люди не знают о правах, которые у них есть, потому что неорганизованны и запуганы, говорит Демидов. Запуганы теми же директорами, которые распределяют деньги сверх тарифа, стимулируя покорность и наказывая за нелояльность. Во многих регионах учителя даже не ведают, что существуют федеральные нормативные акты, регулирующие распределение таких надбавок, что трудовой коллектив школы и родители имеют право контролировать администрацию.
Но, видимо, главная проблема в образовании сегодня – это уровень оплаты. Последняя индексация зарплат учителей произведена в конце 2008 года, с 1 июля 2011-го планируется проиндексировать зарплаты на 6,5 процента при реальной, а не среднестатистической, инфляции в 15-20 процентов. «Проблемы бюджетников достигли критической отметки, после которой можно ожидать либо вал голодовок, или уход из профессии. Какое качество образования на выходе мы получим?» – риторически вопрошает Демидов.
Для давления на власть и работодателя нужна боевитая организация, каковой официальный профсоюз не является.
«У нас нет цели подорвать существующий профсоюз работников образования, – говорит один из организаторов семинара для «работающих бедных» учителей, директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий (семинар проводился на средства, выделенные его институту по гранту Общественной палатой РФ). – Это не попытка создать конкуренцию, а попытка активизировать независимую профсоюзную деятельность.
Инициатором борьбы за права работников почти всегда выступает маленький независимый профсоюз, а «большой» из ФНПР иногда подтягивается вслед за ним».
Разговор на семинаре шел в терминах труда, капитала и эксплуатации. Видимо, это объясняется не только «левой» ориентацией организаторов, но и тем, что в экономике есть объективные законы, открытые еще в позапрошлом веке Марксом и его предшественниками.
Эксперты из профсоюза «Учитель», некоммерческой «Школы трудовой демократии» и ИГСО говорили о балансе интересов работников и работодателей, освещали вопросы трудового законодательства, учили, как организовать независимый школьный профсоюз. Кстати, в ульяновской школе №6 кучка учителей создала крошечную ячейку под эгидой независимого профсоюза «Защита», и она конкурирует с «профсоюзом директора», впрочем, столь же малочисленным.
Среди слушателей семинара можно было видеть учителей школы №7, принимавших участие в нашумевшей голодовке против «оптимизации», а также педагогов и родителей других школ, но их было немного. «Общественная потребность в самоорганизации есть, но она слабее, чем хотелось бы, – пояснил Борис Кагарлицкий. – Есть активисты, которые реально борются за свои трудовые права, в каждом городе есть несколько десятков человек, с кем можно работать. Это адекватные люди, не городские сумасшедшие. Но они в меньшинстве – и в своем коллективе, и в регионе».
Кагарлицкий обратил внимание на то, что власть манипулирует учителями, сталкивая вопросы оплаты труда и «миссии учителя». Чиновники и депутаты подразумевают, что учитель должен охотно работать за идею, поскольку в силу профессии априори обязан иметь совесть и чувство долга. Кагарлицкий призвал учителей абстрагироваться от «миссии», когда речь идет о банальном ущемлении их конкретных прав и интересов. С другой стороны, благодаря важности той же миссии учитель может стать локомотивом общественного движения. Поскольку образование не существует в отрыве от здравоохранения, пенсионной системы, ЖКХ и прочей «социалки», вокруг учительского движения может выстроиться более широкая коалиция социальных сил.
Сергей Гогин
Неугомонный Дед Соколов
А почему бы и за идею не поработать. Особенно при наличии регулярно выплачиваемой пенсии и неугробленного пока здоровья…
Сергей
Что-то я не понял кто перед кем замолвил слово? Где конкретные предложения? Что надо сделать, чтобы зарплата учителей была достойной? 120 тыс. рублей – сколько в этой семье человек? 3 или 30? С 2008 года даже офицальная инфляция превышает 30%. Откуда 15-20%? Может вы имеете в виду это год, 2011? В общем статья ни о чем. Для кого вы ее написали? Для власти? Так они Улпрессу не читают, да и если читают, плевали они на учителей., мала горстка людей не влияющая на общий процент уровня средней заработной платы в области, да и в стране. У нас в стране работники одного Газпрома перекроют уровень средней зарплаты все отрасли в России.
Нина Тисленко
Сергею.
Главный принцип конструктивного диалога- взаимное уважение. Ваши оценки в адрес великолепного журналиста – это дурной тон!
Да, эта статья написана отнюдь не для чиновников! Она написана для учителей.
Именно им адресована информация о создании нового общероссийского профсоюза "Учитель".
Цель этого профоюза – отстаивать права учителей, предпринимать различные меры по улучшению условий их труда , повышению заработной платы, а также укреплению социального статуса.
Огромная благодарность Сергею Гогину отучастников семинара и членов нового профсоюза "Учитель"
Приглашаем учителей города и области к сотрудничеству в новом профсоюзе.
Контактный электронный адрес:
vera-kashkadamova@mail.ru
Вредный
Всю жизнь и всех подряд, учителя учат, что каждый человек -кузнец своего счастья !
теперь учителя сами этого же "счастья " и хлебают большой ложкой !!!
Кто на родительских собраниях агитирует родителей голосовать за прохиндеев ??? — Учителя !!!
Кто в угоду барахольщику директору занимается поборами с родителей ????— Учителя !!!!
Кто заискивает перед пред принимателями, родителями дебила ученика и ставит ему оценки не за знания , а за сумму взносов "на нужды школы" ????— Учителя !!!!!
В засвияжских школах все учителя оказывали психологическое давление на родителей и даже на учеников, чтобы при голосовании все отдавали свои голоса за Васю гвоздева и за Пинкова !!!!!
Вот теперь с них и спросите за их же данные вам обещания !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Как не будет выглядеть странно,но я ещё ни разу не видел учителя, при его очень маленькой зарплате, одетого в ватную фуфайку ! Все в дорогих шубах !!! Откуда ???
Вредному
Грустно, но описанные черты к социальному портрету учителя трудно проигнорировать.
Школа- деспотичная система, в которой учитель, подчас сам того не осознавая, одновременно является и рабом, и диктатором в одном флаконе.
Вредному
Тяжелое у вас видно было детство! А в бумажных фуфайках у нас, слава богу, даже бомжи не ходят.
Чингачгук
Сюжет тут смотрел по ТВ про Норвегию- страна в Европе с высоким уровнем жизни, её еще называю страной с капиталистическим социализмом… Сюжет про нефтяные месторождения открытые в 70-е годв прошлого стлетия. Так вот все месторождения принадлежат ГОСУДАРСТВУ!!!! У работника буровой платформы спросили какова запрлата он что буркунул, на что переводчик перевел, что зарплата не меньше чем у врачей и учителей!!!! У них там зарплата учителя эталон достатка а у нас эталон нищенства…. И откуда мы возьмем качество образования? Учителей за последние двадцать лет замордовали!!! Они должны за идею работать когда уже все только за деньги.. Ничинаешь говорить что за то то и то во внеурочное время не платят и я делать не буду так чинуши от образования -"Как вам не стыдно!!! Вы же учитель!!!" А у учителе ведь тоже и дети и семьи и они тоже кушть хотят… И почему в Германии учитель на месячную зарплату может съездить за границу отдохнуть на каникулах, а у нас нет?!!! И ведь этим нищим, зfмучаным отчетами, планированием, инновационными разработками людям мы наших детей доверяем… А потом виним что вот плохое качество образования!!!! А каким оно может быть если ученик сидит с сотовым по цене равным двум месячным зарплатам учителя?
azart
Вы смотрели фильм "Кулак" со Сталлоне в гл. роли? Там он тоже организовывал профсоюз. Купили бейсбольные биты, которыми били штрейхбрехеров. Потом вместе с гангстерами стреляли по гангстерам нанятым администрацией. Вот это был профсоюз! Там, правда были мужики, и дело было в Америке. Я с трудом представляю наших учителей с бейсбольными битами. С ещё большим трудом с битами – против администрации, и "ЕР", когда на одного недовольного 10 желающих лизнуть и прогнуться. Ничего не получится. Фуфло всё это.
А на счёт "активной жизненной позиции", "воспитания нравственных начал", я что-то всё меньше этого замечаю в современной школе, а вот орфографических ошибок в записях, оставленными учителями в дневниках моих детей – всё больше.
Прощай школа!
azartu
Да, вы действительно, правы. Прощай школа!
И что всех это устроит? Живем одним днём?
azart
Похоже не живём, а доживаем.
Это ведь началось не вчера. Сначала всех разобщили, потом запугали. кого споили, кого купили. Одурманили сериалами, заказными СМИ (независимых нет). Школа тоже, кстати, к этому руку приложила не меньше СМИ.
Никого это похоже не устраивает – даже чиновников. Они тоже рабы – каждый своей "лампы". Что делать ни кто не знает. Читайте Гумилёва (младшего). Прощай, не только школа. Прощай страна! Придут китайцы, они что-нибудь придумают.
azartu
Молодец. Грамотное видение проблемы! Мы пока не понимаем, к сожалению, что любой профсоюз должен быть с кулаками! А остальное – шелупонь и импотенты. Почему у администрации есть ЧОПы и прочие полубандитские организации защищающие их интересы, а у профсоюзов дальше балабольства дело не идет? На современные угрозы отвечать нужно адекватными методами. Этого увы пока нет.
azartu
Нельзя заживо умирать и хоронить себя, для чего-то в этот грешный мир мы все же пришли. А для хорошего дела у каждого из нас найдется рука помощи! С верой и жить, и работать лучше!
СОБЕСЕДНИКУ
ПРЕДЛАГЕТЕ УЧИТЕЛЯМ ЗАЩИЩАТЬСЯ БИТАМИ ВМЕСТО ГОЛОДОВКИ?
Сергей
Нине Тисленко/ Вы во меня обвинили в невежестве. Хорошо, пусть будет так, но я спросил какие конкретные шаги этого профсоюза? Что он собирается делать, чтобы зарплата учителей стала выше, как в Норвегии, чтобы ориентировались на зарплату учителей, а не работников банков или Газпрома. Что из этой статьи должен взять учитель? Он и так знает, что получает меньше всех работающих. Ставка по высшей категории 6127 рублей. Это чуть больше минималки (4330 рублей). Разница меньше 2000 рублей. Квартплата и та стоит в среднем 3000 рублей. Так что я еще раз спрашиваю – конкретные предложения этого профсоюза – где они?
Нина Тисленко
На мой взгляд, экстремизм – сомнительный способ решения любых проблем, а экстремистский учительский профсоюз – это нонсенс! Но не соглашусь, что если профсоюз "не с кулаками и не с полубандитами", то от него нет толку.
Я 36 лет проработала в школе и знаю, что уже сейчас существует достаточно нормативно-правовых документов, школьных локальных актов, применение которых значительно облегчили бы участь наших учителей.
Но учителя не пользуются своими правами, более того, не считают нужным даже знать о своих правах.
Есть прекрасное высказывание: "Достоинство, честь и свобода дается людям от рождения, а их права определяются существующими законами"
Очень жаль, но далеко не все учителя обрели в себе честь, достоинство и стремление к свободе.
Гораздо легче быть вечно жалким рабом, чем свободным человеком, взявшим на себя ответственность за себя, свое дело, свою страну, наконец.
Сергей
Причем тут экстремизм? Профсоюз должен проводить конкретную политику. В статье же сказано, что существующий ранее профсоюз, занимался только подарками и угодничеством администрациям. Какая программа нового профсоюза? с чего они хотят начать свою работу? С формирования достоинства, чести и свободы? Чьей чести и свободы? Директоров, чиновников из муниципального или областного правительства? Не знаю как с честью у них, но свободы у них достаточно. А вот чтобы более свободными стали учителя (чтобы могли в каникулы или отпуска кататься отдыхать в Грецию или Египет) профсоюз и должен бороться, может и жестко, а не только статейками в Улпрессе.
Нина Тисленко Сергею
Сергей. Начнем с того, что я не обвиняла Вас в невежестве. Речь шла о вежливости, которая является неотъемлемым условием конструктивного общения.
На ваши вопросы с удовольствием отвечу.
Во-первых, на какую семью проводились расчеты на семинаре. Речь шла об интеллигентной семье из 4-х человек, в которой двое детей- школьник и студент-внебюджетник. Семья не собирается жить роскошно, просто хочет жить достойно- иметь современную квартиру, машину,гараж; иметь возможность реализовывать не только свои физиологические, но и культурные потребности.
По поводу задач нового профсоюза:
1.Правовое просвещение и правовая поддержка учителей.
2.Защита трудовых прав и интересов учителей на школьном, региональном и федеральном уровне.
3.Защита школ от коммерциализации бюджетной сферы и негативных псевдоинновационных процессов, разрушающих систему народного образования.
Это для начала.
Учителям!
Главная страница ИД «Первого сентября» • Главная страница газеты «Первое сентября» • Содержание №02/2011
Первая тетрадь. Политика образования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Всеволод Луховицкий
Педагоги объединяются для защиты своих прав
Создан новый профсоюз «Учитель»В середине января в Москве прошла учредительная конференция межрегионального профсоюза работников образования «Учитель». Принявшие участие в конференции педагоги из 15 регионов России приняли устав и декларацию, а также определили первоочередные действия по защите прав работников отрасли.
Как считают собравшиеся, Год учителя помог педагогам избавиться от многих иллюзий. Одна из них – что хороший учитель всегда найдет себе достойное место работы. Сейчас никакая квалификация не спасет учителя от произвола школьной и районной администрации. Эффективно защитить свои трудовые права можно только совместно с другими учителями. Вся суть нынешней государственной политики означает одно: директор получил право практически бесконтрольно распоряжаться фондом оплаты труда, никто не собирается контролировать соблюдение трудового законодательства в школе. Значит, решать наши проблемы надо традиционными профсоюзными способами – заключением коллективных договоров, забастовками, лоббированием интересов работников в парламенте и в правительстве.
Наконец, рост протестной активности учителей в разных регионах страны развеял миф об учителях-индивидуалистах, не способных к совместным действиям. Оказывается, учителя могут проявлять солидарность по отношению к своим коллегам, не боясь угроз со стороны работодателей.
Создатели профсоюза «Учитель» видят его организацией наемных работников, поэтому ни директора, ни работники управлений образования и тем более министерства не могут быть его членами. Но и замыкаться в рамках школы они не намерены: членами профсоюза могут быть воспитатели дошкольных учреждений, колледжей и вузов.
Профсоюз «Учитель» займется именно защитой трудовых прав. В программных документах профсоюза будут описаны все способы защиты, а оценивать работу профкома станут по эффективности его конкретных действий.
Защищать свои права учителям приходится все чаще. О крайне тяжелой ситуации, сложившейся в сфере образования, говорили на конференции педагоги, приехавшие из Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Иркутска, Братска, Ульяновска, Челябинской области, Перми, Ставропольского края, Новосибирска, Вологды, Иванова, Белгорода, Ижевска, Архангельска, Северодвинска.
Фактическое урезание зарплат дополняется усилением произвола администрации при распределении фонда заработной платы. Дополнительную нагрузку создает все увеличивающийся вал неоплачиваемой работы.
Участники конференции приводили факты и вовсе криминальные – от «принудительно-добровольного» страхования жизни педагогов в «нужной» страховой компании до оформления «мертвых душ», по сути, крадущих зарплату у настоящих работников. Нередки случаи, когда школы и детские сады подвергаются рейдерскому захвату в интересах коммерческих структур.
«В первую очередь мы намерены заняться обеспечением прозрачности в распределении фонда заработной платы и прекращением практики привлечения к выполнению неоплачиваемой работы», – говорит сопредседатель профсоюза, учитель истории Андрей Демидов. Новый профсоюз намерен занять последовательную, принципиальную позицию по отношению к самым острым проблемам: поголовному переходу на НСОТ и подушевому финансированию, закону № 83, «оптимизации» малокомплектных школ, новому закону «Об образовании». Предполагается как работа с «оппозиционными» депутатами Госдумы, так и организация потока учительских обращений к депутатам через почту и личный прием с требованием поддержки поправок, предложенных профсоюзом.
Новое профобъединение не намерено оставаться в изоляции и в профсоюзном движении. «Учитель» уже принят в Конфедерацию труда России (КТР), объединяющую независимые отраслевые профсоюзы. КТР входит в Российскую трехстороннюю комиссию по урегулированию социально-трудовых отношений.
В Невинномысске уже сейчас 77 первичных организаций, в Новосибирске – 15, в Архангельске – 8. В ближайшее время пройдут собрания в школах Ульяновска, Белгорода, Санкт-Петербурга, Братска. Даже московские учителя начинают осознавать необходимость объединения: например, первичная профсоюзная организация создана в одной из московских школ.
В ближайшие дни заработает сайт http://www.pedagog-prof.org, на котором учителя найдут рекомендации по защите своих прав, информацию о борьбе учителей за достойный уровень жизни, о работе первичных и территориальных организаций профсоюза «Учитель». А пока что начата кампания поддержки учительницы из села Верхний Карбуш Омской области, которая проводит голодовку, требуя повышения учительских зарплат (с 5 аж до 7 тысяч рублей!). Все желающие могут отправить письма через портал губернатора области Л.Полежаева.
Сергей
Ну вот хотябы вижу первые конкретные слова. Но думаю первые шаги должны быть всетаки о материальном благополучии учителей. Права то их в учебных заведениях по большому и не нарушаются. Зарплата вовремя, рабочее время согласно трудового кодекса. А вот ставку учителя первой категории нужно поднять до уровня средней зарплаты в регионе. Тогда может учитель больше будет думать о качестве обучения. Ну а комерциализация школ не столько уж мешает их работе. Ведь стандарт образования четко расставляет все точки над и.
Учителям
16 января 2011 г. в Москве прошла учредительная конференция Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель».
Принявшие участие в конференции педагоги из 15 регионов России приняли Устав и Декларацию, а также определили первоочередные действия по защите прав работников отрасли.
Новый профсоюз намерен объединить не только педагогических работников всех учреждений образования от детских садов до вузов, (а также формально относящихся к ведению Минкульта музыкальных и художественных школ), но также технический персонал.
Объяснение простое – общий работодатель и общие проблемы, связанные с условиями труда и зарплатой диктуют, по мнению создателей профсоюза, необходимость объединения всех здоровых сил в коллективе. А взятое организацией звучное имя «Учитель», в профсоюзе объясняют в том духе, что традиционно в России учитель (с большой буквы) – это не столько должность, сколько призвание и социальная миссия и вспоминают широко известные слова «Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени». Таким образом, учителем можно считать и профессора и лаборанта и воспитателя детского сада.
Единственный, кого не ждут в новом профсоюзе – работодатель, директора школ и чиновники. Впрочем, сотрудничество с директорами, искренне болеющими за судьбу школы возможно, но исключительно – на равноправной основе.
Однако, это не единственное отличие нового профсоюза от профсоюза традиционного, входящего в ФНПР и пока еще формально объединяющего большинство работников образования.
Членство в новом профсоюзе будет осознанным выбором каждого работника в пользу активных коллективных действий в защиту своих трудовых прав – уверены в «Учителе».
А защищать есть много чего. О крайне тяжелой ситуации, сложившейся в сфере образования говорили на конференции педагоги, приехавшие из Москвы, С-Петербурга, Тулы, Иркутска, Братска, Ульяновска, Челябинской области, Перми, Ставропольского края, Новосибирска, Вологды, Иваново, Белгорода, Ижевска, Архангельска, Северодвинска.
Фактическое урезание зарплат дополняется усилением произвола администрации при распределении фонда заработной платы. Дополнительную нагрузку создает все увеличивающийся вал дополнительной (как правило, неоплачиваемой) работы.
Звучали факты и вовсе криминальные – от «принудительно-добровольного» страхования жизни педагогов в «нужной» страховой кампании, до оформления «мертвых душ», по сути крадущих зарплату у настоящих работников. Нередки случаи, когда школы и детские сады подвергаются рейдерскому захвату в интересах коммерческих структур.
При этом, официальный профсоюз в лучшем случае безмолвствует, а в худшем – активно помогает администрации гасить недовольство.
Стремление отличаться от авторитарной структуры традиционных профсоюзов проявилось даже в избранной новым объединением схеме управления.
Вместо единоличного председателя руководство МПРО «Учитель» будут осуществлять три сопредседателя – по одному из Москвы, Ставропольского края и Новосибирска. Правом первой подписи делегаты наделили представителя Москвы Андрея Демидова.
«В первую очередь, мы намерены заняться обеспечением прозрачности в распределении фонда заработной платы и прекращением практики привлечения работников к выполнению работ бесплатно» – говорит вновь избранный лидер профсоюза.
С другой стороны, новый профсоюз намерен активно лоббировать интересы работников образования на уровне федеральных органов власти. В первую очередь, через изменение содержания подготовленного Правительством РФ проекта новой редакции закона об «Об образовании». Предполагается «предметная» работа с депутатами Госдумы. В числе прочего, путем организации потока обращений через почту и личный прием с требованием предложенных профсоюзом защищающих педагогов поправок.
При этом, профсоюз намерен использовать не только традиционные формы воздействия, но и «ноу-хау», привнесенные из опыта коллег в других странах. «Почему-то считается, что педагог не имеет права выносить свои проблемы на суд общества. Мы с этим намерены покончить и активнейшим образом вовлекать в борьбу за трудовые права педагогов местные сообщества, родителей, тех, кто кровно вместе с педагогами должен быть заинтересован в сохранении системы доступного и качественного образования. Очевидно, что обеспечить качественное обучение в состоянии лишь педагог, имеющий нормальную зарплату, условия труда и защищенный от произвола» – уверен Андрей Демидов.
Новое профобъединение не намерено оставаться в изоляции и в профсоюзном движении. Единогласно было одобрено предложение о вступлении в Конфедерацию труда России (КТР) – крупнейшее на данный момент российское объединение реальных профсоюзов. Стоит отметить, что именно КТР уже длительное время оказывает поддержку становлению реального профдвижения в среде работников образования.
«Пора трезво признать: мы — такие же наемные работники, как врачи, инженеры, строители, шахтеры, и решать наши проблемы надо традиционными профсоюзными способами — заключением коллективных договоров, забастовками, лоббированием интересов работников в парламенте и в правительстве» – говорится в принятой на конференции декларации, разъясняющей необходимость и цели создания нового профсоюза
Вредному и другим
Не надо говорить про все засвияжские школы и про всех учителей одинаково, так как Вы не владеете ситуацией.
То, что касается ульяновского профсоюза, то он давно уже защищает интересы НЕ учителей. То, что касается нового профсоюза, то ему тоже не дадут возможности действовать, как он хочет.