Сколько денег надо типичной российской семье, чтобы жить достойно, не шиковать, но и не отказывать себе в разумных потребностях и делать при этом скромные сбережения? Рассчитать уровень расходов на достойную жизнь было одним из практических заданий на семинаре для учителей «Злободневные проблемы работающих бедных», который состоялся в Ульяновске в минувшие выходные.

Две группы слушателей пришли к разным результатам: одна учительская «семья» согласилась жить на 120 тысяч в месяц, другой понадобилось в два раза больше. И это без учета подоходного налога. Теперь сопоставьте этот скромный уровень естественных притязаний с уровнем дохода в бюджетной сфере. Школьные педагоги в российской глубинке до сих пор получают 5-6 тысяч рублей, то есть почти как пенсионеры. Отсюда – падение престижа учительской профессии, уход из нее способных людей, что грозит национальной системе образования катастрофой.

Отстаивать трудовые права перед работодателем призваны профсоюзы. Но официальный профсоюз работников образования, входящий в ФНПР, делает это плохо. Московский педагог Всеволод Луховицкий, один из экспертов семинара, уверен: профсоюз должен заниматься не организацией праздников, выдачей путевок и закупкой подарков к 8 Марта, а защитой трудовых прав, борьбой против мизерной зарплаты, бесплатного труда «явочным порядком», произвола директоров школ, который усилился благодаря отраслевой системе оплаты (директора получили право распределять надбавки к зарплате и тем самым «материально» казнить или миловать).

За последние 20 лет учителя массово выходили из официального профсоюза, сказал Луховицкий. Но свои права трудно отстаивать в одиночку, поэтому в середине января в Москве педагоги из 15 российских регионов учредили альтернативный профсоюз «Учитель». В него принципиально не принимают директоров и чиновников от образования.

Профсоюз находится на этапе становления, в нем пока около двух тысяч членов и никаких освобожденных работников.

«Потому что люди недоверчиво относятся к любой бюрократии, – говорит сопредседатель профсоюза Андрей Демидов, москвич. – Мы все продолжаем работать в школе, я преподаю историю и обществознание».

Часто люди не знают о правах, которые у них есть, потому что неорганизованны и запуганы, говорит Демидов. Запуганы теми же директорами, которые распределяют деньги сверх тарифа, стимулируя покорность и наказывая за нелояльность. Во многих регионах учителя даже не ведают, что существуют федеральные нормативные акты, регулирующие распределение таких надбавок, что трудовой коллектив школы и родители имеют право контролировать администрацию.

Но, видимо, главная проблема в образовании сегодня – это уровень оплаты. Последняя индексация зарплат учителей произведена в конце 2008 года, с 1 июля 2011-го планируется проиндексировать зарплаты на 6,5 процента при реальной, а не среднестатистической, инфляции в 15-20 процентов. «Проблемы бюджетников достигли критической отметки, после которой можно ожидать либо вал голодовок, или уход из профессии. Какое качество образования на выходе мы получим?» – риторически вопрошает Демидов.

Для давления на власть и работодателя нужна боевитая организация, каковой официальный профсоюз не является.

«У нас нет цели подорвать существующий профсоюз работников образования, – говорит один из организаторов семинара для «работающих бедных» учителей, директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий (семинар проводился на средства, выделенные его институту по гранту Общественной палатой РФ). – Это не попытка создать конкуренцию, а попытка активизировать независимую профсоюзную деятельность.

Инициатором борьбы за права работников почти всегда выступает маленький независимый профсоюз, а «большой» из ФНПР иногда подтягивается вслед за ним».

Разговор на семинаре шел в терминах труда, капитала и эксплуатации. Видимо, это объясняется не только «левой» ориентацией организаторов, но и тем, что в экономике есть объективные законы, открытые еще в позапрошлом веке Марксом и его предшественниками.

Эксперты из профсоюза «Учитель», некоммерческой «Школы трудовой демократии» и ИГСО говорили о балансе интересов работников и работодателей, освещали вопросы трудового законодательства, учили, как организовать независимый школьный профсоюз. Кстати, в ульяновской школе №6 кучка учителей создала крошечную ячейку под эгидой независимого профсоюза «Защита», и она конкурирует с «профсоюзом директора», впрочем, столь же малочисленным.

Среди слушателей семинара можно было видеть учителей школы №7, принимавших участие в нашумевшей голодовке против «оптимизации», а также педагогов и родителей других школ, но их было немного. «Общественная потребность в самоорганизации есть, но она слабее, чем хотелось бы, – пояснил Борис Кагарлицкий. – Есть активисты, которые реально борются за свои трудовые права, в каждом городе есть несколько десятков человек, с кем можно работать. Это адекватные люди, не городские сумасшедшие. Но они в меньшинстве – и в своем коллективе, и в регионе».

Кагарлицкий обратил внимание на то, что власть манипулирует учителями, сталкивая вопросы оплаты труда и «миссии учителя». Чиновники и депутаты подразумевают, что учитель должен охотно работать за идею, поскольку в силу профессии априори обязан иметь совесть и чувство долга. Кагарлицкий призвал учителей абстрагироваться от «миссии», когда речь идет о банальном ущемлении их конкретных прав и интересов. С другой стороны, благодаря важности той же миссии учитель может стать локомотивом общественного движения. Поскольку образование не существует в отрыве от здравоохранения, пенсионной системы, ЖКХ и прочей «социалки», вокруг учительского движения может выстроиться более широкая коалиция социальных сил.

Сергей Гогин